Непостоянство ума — большая помеха в медитации. Легкая, саттвическая пища и пранаяма помогут избавиться от этого душевного состояния. Не переедайте. Совершайте получасовые прогулки вокруг дома. Принимая решение, непременно придерживайтесь его. Это устранит непостоянство и укрепит силу воли.
10. Пять помех на пути медитации
Нужно избавляться от пяти помех на пути медитации: чувственных желаний, недоброжелательности, лени, тревожности и растерянности. В противном случае медитация невозможна. Разум, страстно жаждущий многого, не может сосредоточиться на одном. Увлекаясь чувственными желаниями, он не в силах оставить предмет вожделения и погрузиться в медитацию. Разум, испытывающий неприязнь к какому-либо предмету, не может быстро отвлечься от него. В состоянии лени и безразличия ум становится неповоротливым. Охваченный тревогой разум не знает покоя. Пораженный растерянностью, он не способен найти путь к медитации и самадхи.
11. Сила старых санскар
Когда ученик усердно занимается садханой, чтобы уничтожить прежние санскары, они мстят ему удвоенным противодействием. Санскары обретают конкретную форму и превращаются в настоящие камни преткновения. Застарелые ненависть, неприязнь, зависть, стыд, униженность, честолюбие и страх принимают самые угрожающие формы. Санскары — не вымысел, не отвлеченное понятие. При любой возможности они становятся явью. Однако ученик не должен падать духом. Через некоторое время эти санскары потеряют силу, отомрут сами собой. Прежде чем погаснуть, догорающий фитиль пылает особенно ярко. Сходным образом, перед окончательной гибелью старые санскары показывают зубы и усиливаются. Ученику не стоит излишне беспокоиться. Пусть он наращивает силу духовных санскар джапой, дхьяной, свадхьяей (самопостижением), добродетельными поступками, сатсангой и саттвическими качествами. Новые, духовные санскары обезвредят устаревшие, дурные. Ученик должен всецело сосредоточиться на садхане, полностью отдать себя духовной работе. Это его долг, картавьята.
Вечерами, вновь приступая к медитации, ученику придется упорно бороться с обыденными санскарами, накопленными в течение дня. Ему снова потребуется добиваться спокойной сосредоточенности. Такая борьба часто вызывает головную боль. Во время медитации прана движется по особым каналам и принимает утонченную форму; в обыденной жизни она перемещается по другим каналам и становится грубой. В медитации прана восходит к голове.
12. Уныние и отчаяние
Подобно мрачным тучам, заслоняющим солнце, уныние и отчаяние могут затуманить путь ученика. Несмотря на это, продолжайте заниматься джапой, концентрацией и медитацией. Тучки печали быстро рассеются. Внушайте себе: «Это тоже рано или поздно пройдет».