Манораджья — это воздушные замки, особая хитрость разума. Только посмотрите на это чудо! Ученик медитирует в гималайской пещере и, находясь там мечтает: «Закончив обучение, я непременно поеду в Сан-Франциско или Нью-Йорк и начну давать
лекции. Я должен основать там духовный центр. Я обязан дать миру что-то новое. Я должен сделать то, чего до меня еще никто не делал». Это тщеславие, самолюбивые фантазии, очень большая вигхна (помеха). Она не дает разуму ни секунды отдыха. В голове вновь и вновь возникают какие-то планы, предположения и замыслы. Ученик полагает, что погружен в глубокую медитацию, но внимательное самонаблюдение и самоанализ покажут, что на самом деле он просто строит воздушные замки. Стоит одной манораджье исчезнуть, как ее место тут же занимает другая. Сначала это слабая санкальпа, легкая рябь на озерной глади разума, но при многократном повторении она уже за несколько минут может разрастись до невероятных размеров. Сила воображения огромна. С ее помощью майя оказывает свое разрушительное воздействие. Воображение питает разум, обновляет и возрождает гибнущий ум. Воображение не дает разуму успокоиться ни на минуту. Подобно саранче, многочисленные манораджьи сливаются в единую стаю, несущуюся непрерывным потоком. Эта помеха преодолевается вичарой, различением, молитвой, джапой, медитацией, сатсангой, постом, пранаямой и безмыслием. Пранаяма определяет скорость мышления и охлаждает кипящий разум. Молодому, честолюбивому человеку не стоит жить отшельником. В пещере может жить только тот, кто посвятил несколько лет мирской жизни бескорыстному служению и достаточно долго занимался медитацией.
В течение махавакья-анусандханы (постижения махавакьи), когда постоянно размышляешь над смыслом слов «Ахам Брахма асми» или «Тат твам аси», прекращаются все вишайи (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения), но из-за могущества санскар манораджья все-таки может продолжаться. Сон тоже служит помехой; Бдительный, упорный, терпеливый, занимающийся усердной сварупа-чинтаной (медитацией на Брахмане) одолеет эти две преграды и вскоре достигнет устойчивых брахмакара-вритти и брахма-джняны. Аджняна исчезнет. Наступит сахаджа-парамананда. В огне мудрости сгорит вся санчита-карма (накопленная карма).