Есть восемь ступеней йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. И все они связаны между собой, однако для лучшего запоминания они описаны как независимые компоненты. Всякий, кто желает познать блаженство священного оргазма и достичь единства с Абсолютом должен пройти эти ступени.
У всякого дерева есть свои корни, ствол, ветви, листья, кора, сок, цветы и плоды. И каждая часть определена, но ни одна в отдельности не считается деревом. Так и йога. Как все эти части, соединенные вместе, составляют дерево, так и восемь ступеней, составляют йогу. Универсальные принципы Ямы – корни, а индивидуальные законы Ниямы – ствол. Асаны – ветви, расположенные в различных направлениях. Пранаяма, проводящая энергию в тело – листья, которые впитывают воздух. Пратьяхара препятствует истечению энергии через органы чувств, словно кора защищает дерево от загнивания. Дхарана — сок дерева, который поддерживает тело и интеллектуальную устойчивость. Дхьяна — цветы, созревающие в плод самадхи. Как плод есть кульминация в развитии растения, так и познание истинной божественной самости есть кульминация любой йоги.
Проходя через восемь ступеней йоги, ученик развивает понимание своей самости. Он постепенно движется от известного — своего тела — к неизвестному – божественному духу. Он движется от наружной оболочки тела — кожи — к уму. Его путь идет через от ума (манас) к разуму (буддхи), воле (самкальпа), различающему осознанию (вивекакхьяти, или праджня), сознанию (сат-асат-вивека) и, в конечном итоге — к Самости (Атману).
Яма
Яма — собирательное название для моральных заповедей. Эти заповеди вечны, независимы от социального класса, времени и места. Вот эти великие обеты (махаврата): ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого, нестяжание (астейя), воздержание (брахмачарья) и независтливость (апариграха). Ненасилие означает необходимость избегать причинение какого бы то ни было вреда на физическом или ментальном плане, в мыслях или действием. Когда отброшены ненависть и злоба, остается всеобъемлющая любовь. Йогин беспощадно правдив и честен с собой, и все, что он говорит или думает, оказывается истинным. Он контролирует свои желания и уменьшает потребности и поэтому становится богаче без всякого воровства, а веши переходят к нему без его просьбы. Воздержание (брахмачарья) есть прекращение всяких ceкcуальных отношений, воображаемых или фактических. Эта дисциплина приносит способность контролировать свою энергию и видеть проявления божественной энергии во всех формах, не имея при этом ceкcуального возбуждения.
Нияма
Нияма — это правила, предназначенные для самоочищения: чистота (санха), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (тапас), изучение текстов писания (свадхьяя) и посвящение Господу всех своих действий (Ишвара пранидхана). Йогин знает, что его тело и чувства подвержены желаниям, которые обусловливают ум, поэтому он соблюдает эти правила. Чистота бывает двух видов — внешняя и внутренняя, и культивироваться должны оба эти вида. Внешняя чистота подразумевает чистоту поведения и привычек, опрятность человека и его окружения. Внутренняя чистота обозначает искоренение шести зол: страсти (кама), гнева (кродха), жадности (лобха), слепой страсти (моха), гордости (мала), злобы и зависти (матсарья). Искоренение этих зол достигается заполнением ума благими, творческими мыслями, ведущими к божественному.
Аскетизм создает условия для дисциплины тела, позволяет терпеть лишения и проходить тяжелые испытания, направляя ум к Самости внутри нас.
Асана
Жизнь есть комбинация тела, органов восприятия и действия, ума, интеллекта, эго и души. Ум действует как мост между телом и душой. Ум незаметен и неуловим. Личность реализует свои стремления и наслаждения посредством ума, действующего как зеркало, и тела — инструмента разных видов удовольствия.
По Индийской системе медицины Аюрведа тело составлено из семи элементов (дхату) и трех склонностей нравов (доша). Семь элементов называются так потому, что они поддерживают тело. Это: хилус (раса), кровь (ракта), плоть (манса), жир (медас), кости (астхи), костный мозг (мадджа) и семя (шукра). Они защищают тело от инфекции и болезней.
Хилус формируется под воздействием желудочных соков на пищу. Кровь производит плоть и освежает внутренние органы. Плоть защищает кости и производит жир. Жир смазывает и приносит прочность телу. Кости поддерживают тело и производят костный мозг. Костный мозг дает крепость телу и производят семя, СПЕРМУ. СПЕРМА не только производит потомство, но и, согласно древним текстам, в своем тонком состоянии протекает через тонкое тело в виде определенной жизненной энергии. СПЕРМА – это вид ПРАНЫ.
Три наклонности (доша) — ветер (вата), желчь (питта) и флегма (шлесма) в уравновешенном состоянии дают совершенное здоровье. Их дисбаланс порождает болезни. Тонкая или витальная энергия, называемая ветром, вызывает дыхание, движение, действие, напряжение и произведение потомства. Она координирует функции разных частей тела и человеческих способностей. Желчь порождает жажду и голод. Она переваривает пищу и превращает ее в кровь, поддерживающую постоянную температуру тела. Флегма смазывает суставы и помогает излечивать раны. Мала — это пустой незаполненный предмет, вещество — жидкое, твердое или газообразное. Если оно не выделяется, начинаются болезни, нарушается равновесие трех склонностей.
Тело — это местопребывание Бога. Хотя тело старится и изнашивается, оно служит инструментом для достижения реализации и, как таковое, должно поддерживаться в хорошем состоянии
Асаны, или позы йогов, очищают тело и ум и имеют защитное и лечебное воздействие. Их — огромное количество, они служат различным потребностям мышечной, кровеносной, пищеварительной, эндокринной, нервной и других систем тела. Они вызывают изменения на всех уровнях — от физического до духовного. Здоровье есть тонкое равновесие тела, ума и духа. Практикой асан устраняются физические и умственные нарушения и открываются врата духа, повышается ceкcуальная энергия в теле. Практик приобретает способность удерживать семя во время полового акта довольно долго.
Асаны приносят здоровье, красоту, силу, крепость, легкость, ясность речи и выражения, спокойствие нервной системы и счастливый характер. Практику асан можно сравнить с ростом мангового дерева. Если дерево выросло здоровым и крепким, то такая же основа будет заложена в его плоде. Подобно этому, из практики асан вырастает духовное пробуждение садхаки. Он становится свободен от всякой двойственности.
Пранаяма
Пранаяма — это сознательное продление вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох — это акт получения-первичной энергии в виде дыхания, а задержка — это процесс, когда дыхание задерживается, чтобы вкусить, почувствовать эту энергию. При выдохе все мысли и эмоции опустошаются дыханием: в то время, когда легкие пусты, человек подчиняется своей первичной энергии, Атману. Практика Пранаямы развивает устойчивый ум, сильную волю и способность правильного суждения. Пранаямы также укрепляют ceкcуальную энергию, основу всех энергий. С помощью пранаямы ceкcуальная энергия трансформируется в другие виды энергий.
Пратьяхара
Эта установление контроля над умом и чувствами. Ум играет двойную роль. С одной стороны, он стремится потворствовать чувствам, а с другой стороны — воссоединиться с Самостью. Пратьяхара успокаивает чувства и вовлекает их вовнутрь, ведя ученика к Божественному.
Дхарана, Дхьяна и Самадхи
Дхарана — это концентрация в одной точке или тотальное внимание, сосредоточенное на процессе деятельности, когда ум неподвижен и спокоен. Она стимулирует внутреннее осознавание, с тем чтобы интегрировать вечно цветущий разум и избавиться от всяких напряжений. Когда дхарана длится в течение долгого времени, она становится медитацией (дхьяна).
Если состояние дхьяны сохраняется долгое время без перерыва, оно вливается в самадхи, когда ученик теряет свою индивидуальность и сливается в одно целое с объектом его медитации. В самадхи ученик теряет осознавание своего тела, дыхания, ума, разума и эго, он поглощен экстазом единства с Богом. Он пребывает в бесконечном покое.
Яма, Нияма, Асана и Пранаяма составляют основу йоги действия (карма). Они поддерживают здоровье тела и ума для того, чтобы доставить удовольствие Богу. Пранаяма, Пратьяхара и Дхарана — составляющие йоги знания (джнана). Дхьяна и Самадхи помогают ученику влить свое тело, ум и интеллект в Океан Самости, истинной реальности. Это — йога преданности и любви (бхакти).
Эти три пути — знание, действие и любовь вливаются в океан йоги – океан свободы и блаженства.