Некоторые ученики по нескольку лет занимаются медитацией самостоятельно, но рано или поздно испытывают острую потребность в гуру. На пути они сталкиваются с различными препятствиями, но не знают, как их преодолеть, как миновать эти помехи и камни преткновения. Тогда они начинают искать учителя. В большом городе чужаку трудно найти дом в переулке, даже если он уже не раз бывал там. Людям трудно найти верный путь даже в незнакомом городе. Что говорить о поисках узкого, как лезвие, духовного пути, который ищут с закрытыми глазами?
Не позволяйте разуму соскальзывать на старую колею. Если он сбивается с пути во время медитации, немедленно верните его на верную дорогу. Вырабатывайте новые, божественные вибрации и волны мысли. Молитесь. Повторяйте шлоки из «Гиты».
При бесполезных размышлениях тратится много энергии. Сберегайте душевную энергию, отгоняя ненужные и предосудительные мысли. Это улучшит медитацию.
Орошающая поля вода часто тратится попусту, заполняя крысиные норы. Тщетны и усилия ученика в медитации, если он лишен важной добродетели — вайрагьи. Без этого качества движение вперед невозможно.
Если разум постоянно отвлекается на ощущаемые объекты, ложное представление о реальности вселенной будет несомненно усиливаться. Если же разум неослабно думает об Атмане, Абсолюте, мир быстро начнет казаться ему сном.
17. Зависть
Это тоже большое препятствие. Такие дурные вритти могут посещать даже садху, живущего в гималайской пещере. Садху могут быть завистливее домохозяев. Их сердца сжимаются при виде других садху, добившихся больших успехов, пользующихся уважением и почетом у народа. Тогда они пытаются очернить собрата, мечтают о его гибели. Печальное зрелище! Унылый спектакль! Страшно подумать! Можно ли ждать покоя души, если сердце сжимается от зависти? Даже очень образованные люди часто ведут себя мелочно и постыдно. Зависть — злейший враг покоя и джняны. Это самое сильное оружие майи. Ученик должен быть начеку. Ему не следует становиться рабом известности, славы и зависти. Завистник — жалкое создание. Он далек от Бога. Нужно радоваться чужим удачам, воспитывать мудиту (радостность) по отношению к успехам других. Во всем вокруг ученик должен ощущать атма-бхаву. Зависть принимает разные формы: подозрительность, негодование, ревность и так далее. Искореняйте все виды зависти. Закипая, молоко многократно исходит пузырьками. Сходным образом, зависть то и дело рвется наружу. Уничтожайте ее в зародыше.