Индия решила оформить права на владение секретами йоги, пишет британское издание The Daily Mail. Специально для этого была создана комиссия, состоящая из индийских гуру и 200 ученых, которые должны отдельно зарегистрировать каждую позицию традиционной гимнастики и таким образом закрепить за собой право обладания авторскими правами на эти элементы.
Таким образом Индия планирует защитить духовную практику и связанные с ней ритуалы от коммерциализации: доход от платных занятий йогой, ставшей популярной в Европе и США в конце 1960-х — начале 1970-х годов, оценивается в 225 миллиардов долларов. Однако в Индии гуру, ведущие занятия йогой, не берут денег за свои услуги.
Как отмечает издание, рост числа западных школ йоги стал причиной повышения спроса на патентные заявки. Так, американские и европейские школы просят зарегистрировать свою деятельность не как преподавание йоги, а как обучение уникальным духовно-физическим практикам. Только в США подобным школам было выдано 130 патентных заключений и 150 сертификатов на обладание авторскими правами на тот или иной метод гимнастики. Кроме того, в Америке было зарегистрировано 2300 новых школ йоги.
Индия считает, что регистрации новых видов практик, которые на самом деле копируют традиционные элементы йоги и выдают их за новаторские идеи, наносит вред древней культуре. Представитель Цифровой библиотеки традиционных знаний, которая является инициатором патентования поз из йоги, заявил, что организация надеется зарегистрировать до конца 2009 года около 1500 положений индийской практики.
Комментарий Самира Александровича Чурсина — руководителя организационного отдела Международной Академии Солнечный Путь.
— Какие цели, на Ваш взгляд, преследуют в первую очередь инициаторы патентования: коммерческие или, все же, сохранение древней культуры?
— Технология распространения йогических практик подразумевает передачу знаний от учителя к ученику в эзотерической форме. Методология толкования образов, эпический символизм, сакральная абсолютизация божественного в совокупности представляют собой достаточно мощный и всеобъемлющий инструментарий самопознания, которым в полной мере могут воспользоваться лишь те ученики, которые всецело посвятили себя служению Идее.
Вопрос о «сохранении» духовного наследия решается учителем и учеником совместно, в процессе обучения. Физически между ними происходит энерго-информационный обмен, в результате которого донор (учитель) передаёт то, что хочет передать, а ученик (реципиент) принимает то, что может принять. Материальным субстратом процесса являются энергия и информация, которые сами по себе уже являются ценностями первого и, соответственно, второго порядка. В данном аспекте трансляция ценностей происходит, что называется, «из души в душу», происходит «прямая инициализация адепта».
Если перед современными индийскими йогинами стоит задача сохранения и приумножения духовной культуры своих предков, то они как раз и должны быть заинтересованы в массовой экспансии своих классических традиций в общемировом масштабе. Естественно, в допустимых модификациях.
Если же они обеспокоены чистотой йогической методологии, которая постоянно претерпевает трансформации в различных социокультурных средах, то им следует озаботиться созданием классической школы йоги непосредственно на своей исторической родине — в Индии. В настоящий момент они как раз и занимаются фиксацией вековых эзотерических традиций на «твёрдые носители». Думаю, что для самой йоги классификация и канонизация духовно-физических практик принесёт много пользы. В то же время, у «массового потребителя» появится возможность учиться «по образцам».
Коммерческие интересы у инициаторов патентования, безусловно, присутствуют. Важно заметить следующее: если раньше (в течение примерно 4500 лет) учение йогов, а вместе в ним и духовно-физические практики ещё активно развивались, то, в настоящий исторический момент (период глобализации), когда учением йоги уже достигнут определённый пик вертикального роста (об это свидетельствуют работы Шри Ауробиндо и Матери), древняя традиция стала развиваться в большей степени горизонтально, проникая в широкие социо-культурные слои.
Возникает закономерный вопрос: каким образом основателям и продолжателям традиций учения йоги (прошлым и нынешним) получить причитающиеся им дивиденды? Ведь, несомненно, в формировании йогической традиции принимали участие миллионы индусов и исповедующих индуизм адептов из других стран мира...
Я думаю, что в основании коммерческих решений данного вопроса должна лежать концепция «открытой образовательной платформы» согласно которой учение (в данном случае речь идёт о йоге) является базовой научно-практической дисциплиной, и именно оно является каноническим и неизменяемым.
Модификаторы (тренеры, инструкторы), изъявившие желание изменить некоторые элементы классической духовно-физической практики в целях её региональной адаптации, должны будут получить определённую квалификацию, своеобразный допуск к данной деятельности и, соответственно, легитимность. В данном случае институт йоги выступает в качестве глобального сертифицирующего органа, задачей которого является как раз-таки поддержании на должном уровне классических традиций и забота о чистоте йогической методологии. Ведь речь идёт об основах.
В этой связи я совершенно согласен с тем, что классическая индийская школа йоги должна и обязана держать пальму первенства в своих руках и задавать всему миру определённый ритм и вектор системного развития.
Резюмируя свой ответ, могу сказать, что решение вопросов патентования в русле методико-адаптивного аутсорсинга поможет всем участникам процесса не только сохранить в целостности имеющиеся ресурсы (носителей традиций, тексты методик, фото - и видеоархивы, экспериментальные научные данные и т. д.), но приумножить их за счёт контролируемого роста.
— Правомерно ли патентование поз из йоги?
— С точки зрения международного и российского законодательства идея, методика, методология не могут быть запатентована, так как не обладает достаточной патентоспособностью. С точки зрения законодателей эта мера необходима для осуществления контроля над ситуацией и недопущения злоупотреблений.
Эта позиция имеет свои основания. Люди 21-го века в определённом смысле всё ещё остаются дикарями и, поэтому, требуют по отношению к себе исключительно жёсткого внешнего законодательного поля.
Практика показала, что в сознании большинства из нас всё ещё отсутвует в достаточной мере этическая культура, составляющая основу персонального этического механизма самоуправления, которая могла бы содействовать урегулированию вопросов авторского права и связанного с ним имущественного права. Как правило, если у человека есть возможность «прихватизации» чьего-либо имущества, неважно, что это — кусок земли или научный труд — он обязательно воспользуется данной возможностью. Что здесь поделаешь, таковы люди.
Вопрос правомерности патентования асан в юридическом плане, скорее всего, положительно может решиться исключительно в самой Индии, так как само государство в этом заинтересовано. Но, в международном масштабе, данный проект вряд ли возможен, потому, что в таком случае мировому сообществу придётся пересматривать всё своё авторское законодательство и согласовывать между собой многочисленные поправки. В результате, я уверен, потеряют обе стороны: желающие запатентовать йогу и желающие её модифицировать.
Нужно также понимать, что здесь речь уже идёт о государственных интересах безопасности, то есть о том, каким именно образом конкретное государство использует методологию йоги: в мирных или военных целях. Мы всё ещё помним Энштейна и его атомную бомбу...
— Кто может быть закреплен как правообладатель?
— В йогической традиции, как и в науке, присутствует естественная иерархия первооткрывателей, которая говорит нам о том, кому конкретно принадлежит право на то или иное ноу-хау. Мы читаем книги, смотрим кинофильмы, общаемся со специалистами и понимаем, что каждое последующее поколение учителей привнесло свой вклад в общее развитие учения йоги. Безусловно, последователи находили всё новые и новые неисследованные ниши и тщательно заполняли их новыми экспериментальными данными, таким образом, расширяя и обогщая сферу влияния йогической науки.
Национализация йоги (а именно об этом идёт речь) является логичным и вполне закономерным историческим явлением. Обладатель патента (пакета патентов) должен обладать определённой властью для того, чтобы удержать своё право и защищать его. Кто как не государство на это способно? Я уверен в том, что защитив йогу законодательно, Индия сможет создать исторический прецендент, по примеру которого, возможно последует и Китай со своим конфуцианством, и Тибет со своим буддизмом, и Россия со своей русской идеей.
— Каким образом будет осуществляться преподавание йоги в случае ее патентования?
— Если йога будет запатентована индийским правительством, то, естественно, за этим последует сертификация йогинов. Безусловно, данная процедура разделит адептов на категории и создаст ещё не одну организацию (союзы, ассоциации, общественные организации), которые будут объединять «своих» специалистов в профессиональные сообщества. Возможно, что основным сертифицирующим органом станет Национальная школа йоги или другое аффилированное юридическое лицо. Финансирование учреждения будет осуществляться частично за счёт государственного бюджета, спонсорских и коммерческих инвестиций.
Если преподаватель будет не индусом, то он, сдав требуемые экзамены, сможет получить права на преподавание конкретной йогической практики (школы) за рубежом. При этом, возможно, с ним будет подписан срочный контракт или выдана лицензия, и он обязан будет отчислять в бюджет аффилированной индийской структуры определённый процент.
Если преподаватель йоги сделает научное открытие, то оно, скорее всего, будет рассматриваться (по аналогии) ответственной комиссией или Советом экспертов и утверждаться. Естественно, необходимо будет вводить систему ранжирования преподавателей по категориям. Одним словом, патентование йоги приведёт к стандартной бюрократизации йогической традиции со всеми её атрибутами.
— Каковы последствия патентования элементов йоги индийскими гуру для нашей страны?
— Российским преподавателя придётся постоянно повышать квалификации и регулярно посещать семинары в Индии. Интересы здесь обоюдные: россияне получают больше знаний и начинают лучше преподавать, индусы успешно коммерциализируются.
Международные взаимоотношения получат дополнительный импульс: культурные обмены станут чаще, взаимопроникновение российской и индийской культур ускорится.
— Популярны ли занятия йогой в России?
— Безусловно, популярны. Особое значение, на мой взгляд, имеет профилактическая направленность йоги. Статичные асаны укрепляют кости скелета, суставы, мышцы, улучшают кровообращение, газоообмен в лёгких, работу органов внутренней секреции.
Медитации акцентируют внимание человека на самопознании, духовно-интеллектуальной работе, что способствует активации глубинного потенциала, спрятанного во внутреннем мира каждого из нас.
— Какие причины послужили развитию этого направления в нашей стране?
— Причины исторические, демографические и идеологические. Восток всегда привлекал своей неповторимостью и оригинальностью. Ассимиляция народонаселения привела к тому, что носители индийской культуры смогли экспортировать свои традиции за пределы Индии. Россия не является исключением в этом смысле и также как другие государства культивирует индийские традиции в собственных культурно-историческом контексте.
В идеологическом плане, политические лидеры Индии исторически стремились формировать новую общность индийского народа (после обретения независимости в 1947году), в основу которой должен лечь индуизм. Религиозная идентичность и по настоящее время интерпретируется как национальная.
В этом смысле у России и Индии есть определённое сходство в методологии государственного строительства, а именно, в способе реализации национальной объединяющей идеи. Разница лишь в том, что в Индии — это религиозная идея, а в России — политическая.