1000hp.ru

...твоя йога



Хатха, мантра, янтра, тантра карма и йога (2007 год)

хатха, мантра, янтра, тантра карма и йога (2007 год)

ЛЮДИ, ЖЕЛАНИЯ КОТОРЫХ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ВОЗМОЖНОСТИ, СПОСОБНЫ НА ДУХОВНЫЕ ПОСТУПКИ И СОСТРАДАНИЕ. У НИХ ЕСТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИМ НУЖНО. И У НИХ ЕСТЬ ИЗЛИШЕК ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ЧТОБЫ ЖЕРТВОВАТЬ, ДЕЛИТЬСЯ И ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ.

lappaВажным в практике йоги является понимание процессов, происходящих в человеческом сознании (читта). У обычных людей, не владеющих специальными техниками контроля сознания, эти процессы в значительной степени зависят от внешних или внутренних влияний. Внешние влияния обусловлены пятью органами чувств (индриями): обонянием, вкусом, тактильными ощущениями, зрением и слухом. А внутренние влияния обусловлены восприятием ранее пережитых впечатлений (из памяти) и объектов, порожденных фантазией мышления, а также интуицией. Качества этих внешних или внутренних впечатлений в большой степени зависят от того, находится ли человек в пробужденном состоянии, дремлет, спит или контролируемо не воспринимает вышеперечисленныев печатления. Для того чтобы легче понять, что происходит с сознанием и что следует практиковать для развития в йоге, можно привести пример, понятный для большинства современных людей, знакомых с работой компьютеров.

Представьте себе, что ваше сознание — это хард-драйв компьютера. А все ваши органы чувств — это интернетные линии, одновременно подключенные к разным сетям. При этом через эти интернетные линии одновременно в ваше сознание поступает и инсталлируется на ваш хард-драйв (сознание) совершенно разная и порой противоречивая информация. И если вы не контролируете свои органы чувств, то можно сказать, что у вас вообще нет антивирусных программ. Таким образом, попавшие в ваше сознание программы вступают в конфликт с вашими внутренними тенденциями и между собой.

Например, ваша интуиция подсказывает вам, что не следует врать или воровать, но если вы видите, что это безнаказанно делают другие люди, то у вас возникает внутренняя борьба, делать это или не нет. Или, например, в результате внешних влияний вы захотели обладать чем-то, но вы не можете себе этого позволить. Желание возрастает, а возможности получить это по-прежнему нет. На подобную внутреннюю борьбу тратится много энергии, и сама борьба создает в вас напряжение, которое отнимает у вас состояние удовлетворенности бытием (сантоша).

Можно утверждать, что люди, которые подвержены состоянию неудовлетворенности или несчастья, пребывают в этом состоянии в результате конфликта программ в их сознании. При этом различные негармоничные отношения между людьми на разных уровнях также являются результатом конфликта программ. Только в этом случае эти программы находятся не в одном сознании (компьютере), а в разных сознаниях (соединенных между собой компьютерах).

Понятно, что подобные конфликты и порожденные ими состояния не удовлетворенности никому не нужны. И каждый заинтересован в освобождении от них.

Многие методики работы с сознанием в йоге сводятся к тому, чтобы полностью и окончательно разобраться в сознании и навести в нем порядок. Поставить под контроль любые инсталляции в сознание через органы чувств, из памяти и из фантазирующего ума. И контролируемо привести все функции сознания в гармоничное состояние наиболее эффективной работы. Не допуская хаотически возникающих мыслей и спонтанно появляющихся желаний без контролируемого разрешения (функция антивируса).

Большинство же обычных людей имеет поток хаотичных мыслей и спонтанных желаний, который приводит к последующим действиям, ведущим к соответствующим негативным ситуациям на основе закона причин и следствий (карма). При этом очевидно, что причиной этих кармических ситуаций являются неконтролируемые мысли и эмоции, а также цепляние за них или долговременная привязанность к ним. И для того, чтобы изменить жизненную ситуацию совершенно необходимо развить контроль мыслей и эмоций с помощью практики йоги.

Однако нужно заметить, что в йоге существуют различные методики, направленные на достижение различных результатов, и не любая из таких методик будет развивать необходимый контроль сознания. Так, например, широко распространенная в западных странах хатха-йога может значительно улучшить здоровье и развить энергетический потенциал человека. Но, если она не включает в себя специальные, достаточные по времени выполнения методы отвлечения внимания (пратьяхара), сосредоточения (дхарана) и созерцания (дхьяна), а также необходимые техники развития нравственных качеств (ямы) и личной дисциплины в жизни (ниямы), то она не развивает никаких существенных навыков контроля процессов в сознании, не ведет к самоосознанию. И, соответственно, не влияет на коррекцию кармы или ее прекращение.

Физические практики подразумевают воздействие на хард-вэар, а энергетические, концентративные и медитативные практики подразумевают воздействие на софт-вэар. Они связаны между собой, но у человека центр —софт-вэар — доминирует над периферией — хард-вэар. Поэтому более эффективны методы, начинающие с преобразования сознания, а не тела.

Если вы посмотрите вокруг, то вы легко найдете среди современных хатха-йогов таких, которые, практикуя много лет и достигнув определенных физических и энергетических результатов, в жизни оказываются совершенно заурядными людьми, с множеством эмоциональных и эгоистических реакций. Они продолжают действовать на основе заблуждений и пристрастий, которые не были устранены практикой хатха-йоги, не развивающей контроль сознания во всех его проявлениях.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО РАЗВИТЬ КОНТРОЛЬ МЫСЛЕЙ И ЭМОЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИКИ ЙОГИ. ФИЗИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПОДРАЗУМЕВАЮТ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ХАРД-ВЭАР, А ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ, КОНЦЕНТРАТИВНЫЕ И МЕДИТАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДРАЗУМЕВАЮТ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОФТ-ВЭАР.

Теперь перейдем к рассмотрению тантрических методов работы с сознанием. В ходе развития йоги было создано несколько методик, предназначенных для контроля различных каналов восприятия. Мантра-йога развивает контроль звукового канала. Янтра-йога — контроль зрительного канала. Хатха-йога — контроль тактильного канала. Аюрведическая наука и ведическая кулинария — контроль обонятельного и вкусового каналов.

В ходе развития человеческой личности, образования и построения картины мировосприятия, обонятельный, вкусовой и тактильный каналы не имеют решающего значения. Вы не сможете построить дом, пользуясь кодами обоняния, вкуса и тактильных ощущений. Эти коды могут оказать влияние на выбор цветов, архитектурных материалов и организацию комфорта, но люди не развили столь же многообразного аппарата научных понятий для органов обоняния, вкуса и тактильных ощущений, как для каналов зрения и слуха на основе символов и речи.

В раннем возрасте, до того как дети начинают говорить, они получают основную информацию об окружающем их мире на основе того, что они видят, трогают, пробуют и нюхают. Т.е. в этом возрасте зрительный, обонятельный, вкусовой и тактильный каналы имеют для них решающее значение. Звуковой канал, конечно, тоже задействован в равной мере. Но после того как дети начинают говорить и тем более в ходе того, как они начинают получать образование, на первый план, без сомнения, выступают слуховой и зрительный каналы восприятия.

Можно без сомнений утверждать, что формирование личности и основная «загрузка хард-драйва» сознания осуществляется в основном через зрительный и слуховой каналы. И совершенно логично то, что для влияния на изменение сознания в нужном направлении следует прежде всего контролировать инсталляции в сознание через зрительный и слуховой каналы.

Может быть, поэтому в большинстве религий мира основными средствами религиозных практик являются молитвы, мантры и зрительные объекты визуализации: иконы, тонки, священные символы, слоги и тексты.

В то же время можно предположить, что хатха-йога, при всех ее достоинствах, так сильно «цепляет» материально ориентированных жителей западных стран тем, что ощущения в ходе практики хатха-йоги имеют сходную природу с ceкcуальными ощущениями. Ведь ceкcуальные ощущения, так же как и ощущения в ходе выполнения асан и виньяс, воспринимаются через тактильный канал. Поэтому ощущения в ходе практики хатха-йоги подсознательно ассоциируются с приятными ceкcуальными ощущениями, даже если они чем-то и отличаются.

Тантрические практики индуизма и буддизма с самого начала, на этапе базовых подготовительных практик, демонстрируют понимание и использование вышеизложенных принципов работы с сознанием.

Так, например, классическая индуистская практика приветствия солнца (Сурья-Намаскар) подразумевает одновременное выполнение заданной серии асан, связанных виньясами в ритме дыхания. С одновременным произнесением разных мантр и направлением внимания в зоны шести чакр с визуализацией соответствующих им цветков разных цветов, с различными санскритскими слогами в каждом лепестке этих цветков. При этом каждое движение тела строго синхронизируется с дыханием и произнесением соответствующих разных мантр, с обязательным осознанием смысла мантры. И каждое положение тела строго синхронизируется с направлением внимания в зону соответствующей чакры с ясной визуализацией соответствующих цветков чакр разного цвета, с разным количеством лепестков и соответствующими санскритскими биджа-слогами в каждом лепестке. На продвинутых уровнях практики в картину визуализации включаются каналы (нади), связывающие все лепестки цветков чакр между собой, что развивает энергетическую чувствительность и подготавливает практикующего к работе с потоками энергии и подъему кундалини. Вся практика Сурья Намаскары посвящена развитию осознания роли света в различных его проявлениях в жизни всего живого на земле. Завершается такая практика обычно произнесением древней гаятри-мантры (сидя неподвижно), подводящей итог роли и формам проявленных миров света на духовном пути практикующего.

И, например, классическая буддийская практика тибетских простираний (прибежище) подразумевает одновременное выполнение серии движений, связанных в ритме дыхания, с одновременным произнесением мантры-прибежища в трех основных драгоценностях махаяны и трех драгоценностях ваджраяны (также шесть объектов). С одновременной визуализацией имиджей групп учителей, идамов, будд, дхармы, санги, даков, дакинь и дхармапалов. При этом важное значение уделяется совершенному осознаванию смысла произносимых мантр и визуализируемых образов. В ходе практики прибежища происходит сознательное подключение практикующего к линии преемственности и всем участвующим в этой линии движущим силам. Завершается такая практика обычно мантрой обета бодхисаттвы — клятвой быть верным объектам прибежища линии преемственности, пока не будет достигнуто состояние сознания будды — боддхичитта, и мантрой пожелания всем живым существам быть счастливыми, пока они не достигнут постоянной удовлетворенности в недвойственном состоянии боддхичитты (не отождествляя себя с приходящими эго-мыслями или эго-ощущениями, а отождествляя себя с пустым хард-драйвом, потенциально способным инсталлировать что угодно, но не привязанным к программам как таковым, а на продвинутых стадиях не отождествляя себя даже с хард-драйвом). После чего все объекты прибежища растворяются в свете, сливаются с практикующим и становятся его сущностью.

Сложные объекты визуализации используются специально, чтобы не происходило привыкания и перехода на автоматическое бессознательное выполнение практики. И по мере того, как практикующий привыкает к одним деталям визуализируемого образа, он переходит к следующим дополнительным деталям. Так его внимание как бы движется в глубину образа бесконечно. Сложность объекта визуализации является своеобразной ловушкой для внимания, чтобы оно не отвлекалось на посторонние мысли или внешние объекты.

Два вышеописанных примера были приведены для того, чтобы можно было увидеть применение общего принципа, который заключается в одновременном использовании трех каналов восприятия одновременно: тактильного (положения и движения), аудиального (произнесения осмысленных словосочетаний) и визуального (визуализация осмысленных сложных объектов, имеющих различные качества форм и цветов). Обонятельный и вкусовой каналы были бы также, без сомнения, использованы, если бы была возможность есть или что-то нюхать в ходе подобной практики. Но поскольку эти два канала не являются основными для формирования личности, то они в таких практиках исключаются. Контролю питания и запахов уделяется внимание в отдельных практиках.

Теперь, чтобы прояснить суть происходящего в ходе двух вышеописанныхтехник, воспользуемся снова аналогией с работой компьютера. Выполнение по плану заранее заданных положений и движений тела, контроль дыхания, осмысленное произнесение слов и визуализация образов подобны открыванию по плану окон на экране компьютера в зоне каждого канала восприятия. Так, как будто вы листаете альбом с фотографиями или проигрываете песни одного диска, повторяя это много раз подряд. Основной задачей в ходе этих практик является не допускать появления посторонних мыслей или отвлечения внимания на посторонние объекты. Смысл повторяемых мантр дает направление аудиальному мышлению до тех пор, пока вы повторяете мантру. Смысл повторяемых янтр (образов) дает направление визуальному мышлению до тех пор, пока вы повторяете эти визуализации. И смысл повторяемых асан и виньяс дает направление энергетическим тактильным потокам и ощущениям до тех пор, пока вы повторяете эти асаны и виньясы. В этом непрерывном процессе не должно быть места посторонним ощущениям и мыслям. Появление посторонних мыслей подобно проникновению вирусов в компьютер, которые открывают какие-то программы или активизируют какие-то процессы в сознании практикующего без разрешения пользователя. Подобные практики реально развивают функцию «антивируса в сознании», которая у большинства людей почти отсутствует или является очень слабой. Даже если они считают, что контролируют свои эмоции и мысли, достаточно один раз попробовать подобные практики, чтобы убедиться, что на самом деле реальный контроль мыслей отсутствует.

Такие практики также подобны тому, как если бы вы отключили все интернетные линии своих чувств от внешних сетей. В этом случае ваше сознание остается один на один со всем происходящим в нем и у вас появляется возможность начать наводить порядок в процессах чувствования и мышления. Кроме того, в этих практиках содержится на первый взгляд не видимый, но мощно работающий механизм постановки под контроль кармы.

В индуистских практиках для монахов в ашрамах обычно предлагается выполнять Сурья Намаскару 108 раз на восходе солнца и 108 раз на закате солнца. В зависимости от опыта и скорости выполнения одна такая серия занимает от одного до двух часов. И все это время восприятие практикующего пребывает в полном отключении от хаотических инсталляций в сознание и постоянно работает сознательный контроль. Значит, как минимум дважды в день, во время выполнения, практикующий не инсталлирует в свое сознание стрессы, негативные впечатления и мотивации. А его негативная карма постепенно замещается и вытесняется позитивной кармой.

Буддийские практики тибетцев идут еще дальше. С учетом того, что инсталляции в наше сознание происходят 24 часа в сутки, монахам в буддийских монастырях предлагается выполнять 100000 повторений простираний прибежища. И не говорится сколько раз в день. И пока они не выполнят это количество, им не передаются следующие практики. Поэтому практикующие выполняют простирания почти целый день, с короткими перерывами на еду и отдых. Таким образом, большую часть дня сознание практикующего находится под сознательным контролем, и коррекция кармы происходит еще быстрее.

На продвинутых этапах индуистских и буддийских практик под контроль ставятся инсталляции в сознание 24 часа в сутки, включая специальные практики, которые выполняются во время сна. Позднее появляется возможность полностью осознать процесс инсталляции как негативных, так и позитивных кармических причин в сознание и контролируемо прекратить оба типа инсталляций. Этим достигается полное освобождение от кармы на основе непривязанности к любым объектам восприятия и переживаниям.

Согласно восточным учениям, существуют внешние, внутренние, тайные и совершенные уровни практики. На внешнем уровне произносятся мантры и созерцаются внешние объекты (янтры). На внутреннем уровне мантры произносятся в уме беззвучно и янтры визуализируются с закрытыми глазами. На тайном уровне переживается результат произнесения мантр или визуализации янтр без их внутреннего произнесения или визуализации. И на совершенном уровне все три уровня практики выполняются одновременно.

Теперь можно проанализировать, что происходит с современными людьми в повседневной жизни. На внешнем уровне вроде бы никто никого не учит выполнять мантры и визуализировать янтры, но современный магический мир действует гораздо хитрее — на внутреннем и тайном уровнях. Социальные условия толкают людей в ситуации, когда они спонтанно приходят к ежедневной практике, произнося большую часть дня мантру на внутреннем уровне: «Ом мани мани мани мани мани мани… падме хум» («мани» — неправильное, упрощенное произношение английского слова «деньги» — money). И такая практика непременно ведет к результату на тайном и внешнем уровнях. Люди становятся материальными и автоматически управляемыми деньгами (теми, кто этот механизм придумал и ведет человечество к глобальному контролю, каждому разрешив функцию винтика в машине). Решайте сами. Хотите ли вы жить в такой роли и в таком мире?…

Теперь вспомните. Часто ли вы слышите на занятиях по хатха-йоге, что преподаватель объясняет вам, куда надо направлять ваше внимание и о чем думать в ходе практики асан? Если нет, то ваша практика имеет ничтожно малое влияние на развитие контроля вашего сознания. В этом случае, как минимум сами, визуализируйте в уме совершенную форму асаны так, как вам показывает преподаватель или как вы видели в книге. Пусть ваше внимание постоянно будет занято сознательным сравниванием соответствия визуализируемой совершенной асаны с вашим реальным положением тела. И все время старайтесь сознательно привести вашу форму в строгое соответствие с визуализируемой идеальной формой асаны. Одновременно дышите со слабым звуком «со-о» (во время вдоха) и «хам-м» (во время выдоха). Воспринимайте этот звук «со-хам» как биджа-мантру и сделайте ее ритмичной и сознательной. В этом случае ваша практика асан будет синхронизирована с контролем дыхания, звуком дыхания, визуализацией формы идеальной асаны и коррекцией реальной формы вашего тела. В этом случае три канала вашего восприятия: визуальный, аудиальный и тактильный — будут одновременно задействованы, и если вы не будете допускать хаотичных мыслей, то на время этой практики ваше внимание будет свободно от повседневной кармы. Вы приобретете некоторый опыт освобождения и контроля сознания, и для начала это будет уже совсем не плохо. А позже, может быть, вы станете готовы приступить к более эффективным традиционным практикам контроля сознания и кармы.

И еще одно полезное дополнение для тех, кто собирается реально изменить свою жизнь и сознательно стать удовлетворенным и духовным человеком.

Представьте себе, что существует вертикальная ось — шкала ваших желаний и возможностей. Внизу этой шкалы находится «ноль желаний», а вверху —«бесконечность желаний».

Теперь представьте, что у вас есть десять желаний и на этой шкале это будет соответствовать отметке «10». А реально вы можете позволить себе удовлетворить только пять своих желаний. Т.е. ваши возможности соответствуют отметке «5». Тогда контраст между отметкой «5» и «10» будет отражать ваш «коэффициент неудовлетворенности» или «коэффициент несчастья».

Желания очень динамичны. Особенно в современном мире, когда люди подвержены массовой рекламе. Поэтому, как бы вы ни учились и ни совершенствовались в своем профессиональном мастерстве, все равно ваши возможности никогда не угонятся за быстро и непомерно растущими потребностями. Вы будете работать больше и больше, уставать до изнеможения, не иметь свободного времени видеть солнце. А ваш неконтролируемый ум будет позволять проникать новым желаниям и фантазиям и укореняться в вашем сознании. Поэтому «коэффициент неудовлетворенности» или «коэффициент не - счастья» имеет тенденцию расти. И даже очень богатые люди, удовлетворенные на уровне пищи, отдыха и развлечений, редко в глубине своего существа ощущают себя счастливыми, потому что там, в глубинах сознания коренится страх потерять свой уровень жизни или новые неосуществленные желания обладать еще большим. И так без конца…

У возможностей человека всегда есть предел, ограниченный количеством подвластной ему энергии, временем суток и конкуренцией с теми, кто желает того же. Поэтому развивать возможности можно и нужно, но только это никогда не приведет к отсутствию контраста между желаниями и возможностями. Т.е. человек по-прежнему будет ощущать себя неудовлетворенным и несчастным.

А вот желания и пристрастия полностью подвластны человеку, если научиться их контролировать. И их можно свести к нулю. Есть немало примеров святых людей, реализовавших это. Например, после смерти одного из наиболее выдающихся людей современности, Махатмы Ганди, осталось его имущество: очки, сандалии, трость и дешевая хлопковая ткань (одежда). А в жизни он довольствовался одним или двумя фруктами в день. О том же, что этот человек сделал за свою жизнь для миллионов людей, можно даже не напоминать. Не всех заинтересует пример просветленного святого, но всем будет полезным понять закон обретения удовлетворенности и счастья.

Представьте себе, что ваши желания и потребности сведены к нулю или почти к нулю, что полностью вам подвластно. А ваши возможности остаются равными отметке «5», на вышерассмотренной шкале. Тогда контраст между нулем ваших желаний и пятеркой ваших возможностей будет вашим «коэффициентом удовлетворенности» или «коэффициентом счастья». В этом случае вам будет подвластно больше, чем вам нужно. И в этом случае вы будете способны жертвовать и делиться излишком.

Обратите внимание. Люди, которые многое имеют, но бесконечно желают большего, все время имеют чувство, что у них еще чего-то нет для удовлетворенности. Поэтому они всегда ведут себя эгоистично и жадно. Им всегда еще чего-то не хватает. В этом состоянии они не способны помогать, делиться и жертвовать.

В то же время люди, желания которых меньше, чем возможности, способны на духовные поступки и сострадание. У них есть больше, чем им нужно. И у них есть излишек возможностей, чтобы жертвовать, делиться и помогать людям.

Теперь решение за вами. Жить как раньше, будучи подверженным хаосу желаний, пристрастий и мыслей… и страдать. Или практиковать методы йоги, развивающие контроль сознания, изменение кармы и освобождение от нее…

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Учение Йоги Бхаджана: Сила Произнес

News image

Слова никогда не станут однообразными. Слова существуют в бесконечном начале каж - дого человека. При по...

Основы йоги

Бихарская школа йоги

News image

Другим знаменитым учеником Свами Шивананды был Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у ...

Как я стал йогом. От болезни к здор

News image

Виталий Литвинов был тяжело болен – хроническое заболевание привело к тому, что его суставы постепенно те...

Вне йоги или по ту сторону обусловл

News image

Все мы так или иначе пытаемся убежать, отгородиться от реальности. Каждый по-своему, но цель всегда од...

Встали в позу

News image

Встали в позу Прочистить чакры, подправить ауру... Мода на йогу так широко распространилась в Ро...

Йога: что делать и с чего начать?

News image

Йога: что делать и с чего начать?Причина болезни коренится в нашем сознании, вернее в нашем не...

Основы йоговской адаптации

News image

Ни для кого не секрет, что чем больше контраст между температурой окружающей среды и температурой те...

Психология йоги

News image

Современная психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Это сравнительно молодая наука. Её осн...

Для начинающих йогов. Предварительн

News image

Йога - это соединение асан (положения тела), правильного дыхания и концентрации сознания. Для этого необходимо со...