Среди других восточных практик йога стала, пожалуй, самой популярной на западе. Этот уникальный древнеиндийский комплекс упражнений для души, ума и тела стал по настоящему популярным в современном мире. Занятия йогой - прекрасный способ заглянуть в себя, укрепит свой дух и тело, продлить молодость, повысить выносливость, и, конечно, обрести гармонию. Люди, настойчиво и регулярно практикующие йогу, вскоре открывают, что здоровье и выносливость, это только первый шаг в захватывающем путешествии к единению с собой и с миром.
Наука йоги возникла во времена седой древности. Из семи традиционных школ индийской философии две — санкхъя и йога — опираются на идею о существовании первичных реальностей двух видов (создателем этой философской системы приблизительно в 600 году до н. э. является мудрец Капила): пуруши, что на санскрите значит «сознание», и пракрити, или материи. Вселенная со всем, что в ней существует, возникла в процессе взаимодействия двух первичных реальностей. Позы и упражнения йоги, которые вы видите на экране телевизора и на обложках журналов в исполнении знаменитостей, являются результатом исследования данной философской концепции многими поколениями людей. Йога — это практическая система, основанная на реальном человеческом опыте. Она дает нам конкретные методы достижения состояния внутренней свободы. Центральная идея философии йоги заключается в том, что изначально мы все — целостные, совершенные и божественные существа. Но мы забываем об этом и начинаем отождествлять себя со своим телом, характером, социальным положением и другими реалиями внешнего мира. Йога возвращает нам понимание того, кем мы являемся на самом деле, и тем самым помогает обрести истинную цель в жизни.
Название «йога» пришло к нам из санскрита, в котором слова часто имеют много поэтических значений и оттенков. Обычно «йога» переводится как «единение», хотя это слово также означает «дисциплина», «в соединении с» и может иметь другие, несколько иные оттенки смысла. «Йога» происходит от корня «йюдж», что значит «объединять, сцеплять». То есть упрощенно йогу можно рассматривать как систему, которая дает нам способы перенести наше представление о том, кем мы являемся, с преходящего и недолговечного и объединить нас с нашим бессмертным универсальным Я. Цель йоги — связать отдельное существо со Вселенной, чтобы капля осознала, что она — Море.
Термин «йога» обычно используется как общее название для целого ряда школ самосовершенствования, которые по-разному подходят к достижению одной и той же цели. Йогу можно представить как дерево со многими ветвями. «Бхагавад-гита», классический образец древнеиндийской литературы, описывает четыре основных вида йоги, которые — необходимо отметить — не исключают, а скорее дополняют друг друга.
Бхакти-йога — это путь посвящения, веры и самоотречения. Идущий по этому пути всегда помнит о Божественном начале и стремится к нему. Жанну д'Арк можно считать бхакти-йогиней.
Джняна-йога — это путь познания, самоанализа и развития способности различения. Используя в качестве инструмента свой интеллект, джняна-йог разрушает одно за другим все ложные представления, пока не осознает свою истинную природу. Знаменитыми современными джняна-йогами являются Ни-саргадатта Махарадж и Рамана Махарши.
Карма-йога — это путь действия или бескорыстного служения миру. Великой карма-йогиней настоящего времени считают Мать Терезу.
Аштанга-йога — восьмиступенчатая йога, которую еще называют раджа-йогой, то есть царским путем. Система аштанга-йоги изложена мудрецом Па-танджали в «Йога-сутрах», одном из основополагающих трудов по йоге.
Кроме того, существуют и другие традиции йоги, например тантра-йога и мантра-йога. Однако появление большого количества школ и стилей йоги в последние десятилетия обусловлено вовсе не этим. Многие из распространенных в настоящее время на Западе стилей йоги передавались на протяжении тысяч лет от учителя к ученику посредством устного общения. Современные школы йоги часто берут для себя новые названия, чтобы подчеркнуть свое отличие от других школ. Даже сам термин «аштанга», название древнего восьмиступенчатого пути, сейчас используется для обозначения ряда поз, положений глаз и дыхательных упражнений хатха-йоги. Такое двойное употребление термина создало немало путаницы. Название некоторых известных сегодня стилей йоги — это просто имя человека, что-то вроде «Пиццы Тони».
«Йога-сутры», написанные около двух тысяч лет назад, — это собрание 196 афоризмов на санскрите, которые, как правило, нуждаются в подробных разъяснениях. Патанджали описывает восемь частей, или ступеней практики, йоги (отсюда и название «аштанга» — «состоящий из восьми частей»). Аштанга-йо-гу называют еще царской (раджа-йогой), и не только потому, что Патанджали использовал в своем труде учения всех других путей йоги, но также потому, что оригинальная аштанга-йога представляет собой систематический и полный курс по самореализации, который может освоить любой усердный ученик. Раджа-йога не оставляет без внимания ни один из аспектов физической, психической и эмоциональной жизни практикующего и при этом не требует от него отказаться от своих религиозных убеждений или принять какую-либо веру. Она поощряет любознательность, пытливость ума, здоровую недоверчивость, эксперименты и опирается на внутреннюю мудрость и неповторимость каждого человека. Возможно, это одна из причин популярности йоги в наше время индивидуализма и скептического отношения к религии