Слово Йога в переводе с Санскритского языка означает союз, соединение, связь, единение, гармония . Но, спрашивается, связь, соединение или гармония чего с чем? И вот тут-то выясняется, что философы-идеалисты понимают под этим единение души человека с неким Абсолютным Духом, Богом, единение индивидуального сознания с Космическим Разумом и так далее. А философы-материалисты дают совершенно иное философское толкование термину Йога (к примеру, статьи болгарского философа Кенчо Динева Кенева, опубликованные в болгарском журнале Философская мысль , 1969 г., № 1 и 5). Термин этот рассматривается как единение, гармония физического и психического состояния человека, как гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека.
Французский врач, научный сотрудник Национального научно-исследовательского центра во Франции Жан-Жорж Хенротт также пишет, что Йога означает единство - не в смысле единение с Богом, как часто его ошибочно трактуют, а в смысле внутреннего единства. Йога - это, прежде всего, совокупность методов, способствующих выработке единой, цельной личности (Хенротт Жан-Жорж. Йога: ничего сверхъестественного. Литературная газета, 1970, 2 сентября.).
Бывший премьер-министр, крупный общественный и политический деятель Индии Джавахарлал Неру в своей книге Открытие Индии писал: …значение теоретических частей Йогической системы Патанджали относительно не велико; важен метод. Вера в Бога не является неотъемлемой частью этой системы... (Неру Джавахарлал. Открытие Индии. - Москва, Иностранная литература, 1955, стр. 192.)
Итак, Йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственно – эмоционального (психического) и духовного. Целью Йоги является достижение и поддержание такой гармонии. Эта цель имеет несколько аспектов: Раджа Йога, Бхакти Йога, Карма Йога, Джнани Йога, Тантра Йога, Крия Йога. Лая Йога, Мантра - или Джапа Йога, Кундалини Йога и так далее.
Раджа Йога - это господство сознания над всеми тремя началами человека, развитие Сверхсознания и постижение с его помощью Бога. Ее еще называют высшей, царственной Йогой . Она раскрывает все потенциальные возможности личности. Для этого используются сложные приемы само регуляции психики (самовнушение, отвлечение чувств от внешних и внутренних раздражителей, концентрация внимания и др.).
Хатха Йога является подготовительным этапом Раджа-Йоги. Термин Хатха символический и несет глубокий философский смысл. Ха - солнце, Тха - луна. Это символ единства противоположных начал. Во Вселенной противоположные начала существуют во всем (тепло - холод, положительное - отрицательное, свет - тьма, электрон - протон, мужчина - женщина и так далее). Единство и гармония противоположностей создают равновесие. Хатха Йога - это учение о физической гармонии или гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, гидротерапевтические процедуры и т.д.) в отличие от психических средств воздействия Раджа Йоги. Хатха Йога ведет к физическому совершенству и благополучию, что имеет большое значение для тела, ума и духа человека. Она учит, как добиться долгой, здоровой и счастливой жизни путем совершенствования здоровья. Здоровье - это всеобщее богатство. Не случайно многие авторитетные Йоги считают Хатха Йогу начальным звеном в духовном совершенствовании, т.к. в здоровом теле - здоровый дух . Кстати, это изречение встречается в Санскритских источниках, которые датируются еще VII-VI веками до нашей эры.
Бхакти Йога - преданность, служение Богу, бескорыстная любовь к Богу, ко всему мирозданию, которое является Его творением. Посредством такого раскрытия души происходит гармонизация личности и единение с Богом.
Карма Йога - активный труд и действие. Любое действие, работа должны совершаться с предельной самоотдачей и вниманием, абсолютно бескорыстно. Они должны быть посвящены Богу, стать положительными. Божественными. В этом заключается секрет успеха в Йоге, в достижении Бога.
Джнана Йога - достижение Бога с помощью знания, кропотливое изучение и практика всего, что способствует приобретению Божественной мудрости. Божественная мудрость - это гармония знаний, почерпнутых из священных писаний, а также из уст Учителя и проверенных на практике.
Тантра Йога - изучение природы взаимодействия противоположностей и достижения гармонии посредством половой жизни, в которой достигается единение с Богом с помощью контроля чувств, эмоций, особых технических приемов и мантр.
Лая Йога - использование ритмов и вибраций, идущих из космоса и оказывающих воздействие на биосферу Земли, то есть космическая Йога, способствующая достижению гармонии через познание биоритмов микро - и макромира, растворения сознания и превращение его в Сверхсознание, постижение Бога. По мнению Йогов, а сейчас с этим согласны также современная медицина и биология, в основе подавляющего числа заболеваний лежат нарушения биоритмических процессов (биоритмов) на самых различных уровнях – от молекулярного, субклеточного до уровня органов, систем органов и организма в целом. Лая Йога помогает предупредить и лечить болезни, связанные с нарушением биоритмов (десинхронозы); жить, как говорят Йоги, в гармонии с Вселенной, с ее ритмами.
Крия Йога - внутреннее и внешнее очищение, морально-этический аспект Йоги. Прежде чем осваивать любую разновидность Йоги, необходимо пройти Крия Йогу. Чтобы взрастить добрый урожай, нужно расчистить заброшенную землю, выкорчевать пни. Так и в обучении Йоге. Ученик должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, а вместо них воспитать в себе положительные качества, без которых прогресс в Йоге невозможен.
Мантра - или Джапа Йога - воздействие звуковых вибраций путем мысленного и устного произношения и пения определенных гласных, слогов; повторение имени Бога. При этом возникают определенные звуковые вибрации, положительно воздействующие на физическое, психическое и духовное начала человека.
Кундалини Йога - развитие и использование скрытой силы человека (Кундалини). Это разновидность Хатха Йоги и Раджа Йоги.
Имеются и другие, относительно редко встречающиеся аспекты Йоги (Нада Йога, Самадхи Йога и так далее), которые чаще всего являются производными или синонимами указанных выше видов.
Такое разделение аспектов Йоги в известной мере условно, но имеет большое методическое значение, так как позволяет заниматься Йогой всем людям, независимо от пола, возраста, профессии, вероисповедания, национальности, учитывать особенности каждого ученика, его индивидуальность, потребности и наклонности. По сути дела все аспекты Йоги взаимно дополняют друг друга. Их элементы используются при освоении любого направления этого учения. Поэтому многие центры Йоги в Индии практикуют так называемую Пурна Йогу, то есть комплексную Йогу или синтез всех аспектов Йоги.
В Индии существуют различные школы преподавания Йоги, которые имеют незначительные и часто непринципиальные различия. Но наиболее признанным считается направление, принятое в Делийском центре Йоги, а также в Институте Йоготерапии и Йогокультуры в городе Лакхнау - столице самого крупного индийского штата Уттар-Прадеш.