1000hp.ru

...твоя йога



Йога ведического света и тантрической энергии. Д-р Дэвид Фроули (Пандит Вамадева Шастри)

йога ведического света и тантрической энергии. д-р дэвид фроули (пандит вамадева шастри)

Тантра и Веда: единая традиция

Ведическая и тантрическая традиции едины, хотя и обладают разной направленностью.

Некоторые писатели и учителя, особенно западные, пытались представить две великие индийские традиции — Веду и Тантру — как различные и даже противоположные. Также и отдельные учителя йоги некритически принимали данную точку зрения, рассматривая ведическую традицию как арийскую и патриархальную, а тантрическую — как не-арийскую и матриархальную. Они отождествляли ведическую традицию с пришлыми ариями, а тантрическую — с исконным дравидским населением, которое поклонялось Богине Матери, отвергнутой ведическими культами. Таким образом, долго считалось, что ведические и тантрические идеи и практики сильно отличаются друг от друга. Но сейчас теория арийского завоевания всерьез поставлена под вопрос, и прославленная ведическая река Сарасвати принимается как прародина цивилизации Древней Индии, поэтому нам следует пересмотреть прежние взгляды.

В течение более чем тридцатилетнего изучения санскритских оригиналов ведических и тантрических текстов я обнаружил поразительные связи между обеими традициями. Ведическая и тантрическая традиции едины, хотя и обладают разной направленностью. Ведическая традиция представляет собой раннюю форму тантрической, а та выступает поздним развитием ведических практик. Тантрические учения насыщены ведическими мантрами и мистицизмом санскритского алфавита. В них используются ведические очаги в качестве алтарей, практики и почитание ведических божеств на внутреннем уровне. Внутренняя практика тантрической йоги отражает четыре главных ведических божества: Агни, Сому, Вайю и Сурью — силы огня, луны, ветра и солнца.

Очевиднейшая связь между Ведой и Тантрой, приходящая на ум, состоит в акцентах, которые делаются, соответственно, в ведах на Джьотирмая Пуруше (Существе, или Личности, сотканной из света), а в тантрах — на Шактимая Деви (Богине, сотворенной из энергии). Тем не менее, свет и энергия, как сознание и сила, по существу, едины. Светоносный Пуруша неотделим от своей энергии, или Шакти, а значит, и обе традиции неотделимы друг от друга. Допустимо называть ведическую йогу «йогой ведического света», а тантрическую йогу «йогой тантрической энергии». Обе они не только связаны исторически, но и взаимо дополнительны в применении мантр и практик.

Ведическая позиция основана на принципе Шивы, хотя он часто преподносится в абстрактных формах Брахмана, Пуруши и Атмана, а также под видом различных ведических божеств (наподобие Агни и Сомы), которые отражают космические формы мужской энергии и света, отождествляемые с Шивой. Однако в ведах также признается принцип Шакти как Вак, или силы божественного слова, которая почитается как Веда Мата, или «мать вед». Эта богиня присутствует в ведах повсеместно не столько как особое божество, сколько как сама ведическая мантра, хотя существует также немало женских божеств и каждый ведический бог связан с соответствующей ему богиней!

Тантрическая позиция основана на принципе Шакти как величайшей Богини, но в ней признается также и принцип света в облике Шивы как пракаша, или чистое свечение. Тантрическая йога тоже нацелена на реализацию Атмана и Брахмана, определяемых как свет и энергия сознания — чид-джьоти и чит-шакти.

Образы человека и природы

Другое различие в направленности ведической и тантрической йоги состоит в том, что ведические божества — это прежде всего силы природы, подобно огню, ветру, солнцу и луне. Их человеческий облик, или антропоморфическая сторона, остается неявной, и они редко предстают в человеческой форме. Напротив, тантрические божества — Шива и Шакти — именно антропоморфические фигуры, наделенные человеческими телами: им присущи соответствующие жесты и украшения, их определенность совершенно ясно и часто подчеркивается. Но тантрические божества наделены глубоким природным символизмом: например, Богиня предстает как горный поток, а Шива — как скала, так что это отличие слишком общее.

Веды сосредоточены вокруг четырех великих Деватас (принципов света), таких как Агни (огонь), Сома (вода и луна), Индра-Вайю (молния) и Сурья (солнце), представляющих собой внешние и внутренние формы света во вселенной. Агни — это сила речи, мантры и божественного слова. Сома — это сила ума, медитации и божественного блаженства. Индра — это сила восприятия, различения и непосредственного осуществления высшей Самости. Сурья — это высший свет Самости и сила жизни на всех уровнях. Тем не менее, каждая из форм света связана с соответствующей формой энергии, а именно с огненной, лунной, солнечной и электрической.

Тантрическая йога вращается вокруг тех же самых сил солнца, луны, молнии и огня, которые предстают в Тантре?Ведах как богини. Так, Сома (сила лунного отражения) связан с Лалитой, или Трипура Сундари, макушечной чакрой и космическим умом. Ведический Индра соотносится с тантрической Чиннамастой как силой молниеносного восприятия в глазах, или третьим глазом. Сурья, который выступает как солнечная сила жизни и сознания, Самость в сердце, предстает среди богинь как Бхадра Кали. Агни есть огонь Кундалини в корневой чакре, который также является богиней Бхайрави и высшей силой речи. Вайю, или ветер, в целом, предстает как Крийя Шакти, или Кали в широком смысле, как космическая прана.

Как ведическая, так и тантрическая йога позволяют овладеть методами пробуждения четырех центров света и энергии в теле. Огонь пребывает в трех нижних чакрах (особенно в корневой), луна — в трех высших чакрах (особенно в макушечной), солнце — в сердце, а молния действует через третий глаз как всеобщая мощь Шакти, дающая энергию. Тантрическая йога Агни-Сомы, или Шивы-Шакти, есть всего лишь иная форма ведического ритуала Агни-Сомы, проводимого на внутреннем уровне. Тантрическая йога, направленная на уравновешивание Агни и Сомы под видом Шивы и Шакти, — это модификация ведической йоги.

На уровне практики между Ведой и Тантрой также нет никаких существенных различий. Обе они проводят человека через все уровни практики от земного до трансцендентного. Даже вамачара, или Тантра «левой руки», которая часто принимается за не-ведическую из-за чувственного подхода, имеет соответствия в ведических практиках, где ритуалы включают в себя применение опьяняющих напитков, мяса или священного соития, а также допускается проведение ритуалов и повторение мантр для достижения обычных жизненных целей, наподобие богатства, потомства или победы над врагами. В Тантре широко заимствуются ведические мантры, огненные ритуалы и прочие символы даже в практиках «левой руки».

Тем не менее, как Тантра, так и Веда заключают и поддерживают подход «правого пути», позицию следования дхарме, требующую саттвического чистого стиля жизни. Обе они разделяют общую цель самореализации и множество учений, направленных на прямое осознание Абсолюта.

Шакти и Веды

Все ведические риши почитали Шакти, которая есть главным образом Вак Шакти, или сила божественного слова. Их мантры суть проявления Шакти и несут в себе силу всего творения и тайны космогенеза. Сама «Ригведа» — создание Кундалини Шакти, которая выступает мощью Вак, или божественной речи, как ее проявление в начале каждого мирового цикла, но не просто в отдельных личностях, а в великих родах пророков, или риши. По-видимому, сама «Ригведа» — величайшее мантрическое излияние Кундалини Шакти на коллективном уровне.

Шакти ведических гимнов сильнее всех стотр, или санскритских гимнов, отражающих самый ритм космического творения и тысячу слогов макушечной чакры. И все же такие биджа-мантры, как «Хрим» и «Шрим», определенно выражены в Тантре, и тантрические биджи сильнее всех бидж (первичных звуков в подоплеке вселенной). Веда несет в себе метрическую силу санскрита, тогда как Тантра отражает силу санскритских звуков-семян. А кашмирский шиваизм (вероятно, наиболее последовательная тантрическая философия) содержит в себе разработанную систему соотношения букв санскритского алфавита космическим принципам, от Абсолюта до элемента земли. Санскритские буквы рассматриваются здесь как Шакти и «матери» (матрикас), которые наделяют силой все во вселенной.

В более древней ведической традиции тоже подчеркивается значение санскритского алфавита и букв, хотя многие подробности уже утрачены. В целом, согласно Веде, как это выражено в «Чандогья-упанишаде», гласные звуки соответствуют Индре (Пуруше), а согласные — смерти (Пракрити). В «Айтарейя-араньяке» свистящие и шипящие звуки, такие как «с» и «х», соотносятся с праной. Это также составляет краеугольный камень кашмирского шиваизма, где вся величайшая система божеств, мантр, пран и таттв, отражая санскритский алфавит, выступает развитием древней ведической модели.

При более пристальном рассмотрении Шива есть Высший Бог «Ригведы», обладающий четырьмя главными формами света, такими как Агни, Сома, Сурья и Индра (Видьют). Это утверждение кажется необычным, если не нелепым, только для тех, кто привык считать веды и агамы отдельными текстами, а Шиву — не-ведическим божеством, поскольку его имя и форма почти не присутствует в ведах. Трудность в том, что при подобном подходе смотрят лишь поверхностно, на имена и формы, а не на внутреннее содержание и энергию Веды.

Шиву часто называют Агни-Соматмакам, приписывая ему природу Агни и Сомы (огня и воды), а также все прочие противоположности, которые они представляют собой. Агни — это его яростная форма Рудры, а Сома — благостная форма Линги. Шива также почитается как Сурья, или солнце, чистый свет, пракаша. В виде праны Шива — это Вайю, а как господин восприятия и силы мантры — Индра.

Шива — это основное божество «Ригведы», и четыре других главных божества суть не что иное, как его формы или проявления. С одной стороны, они выступают гранями Шивы. С другой стороны, они подобны его сыновьям, или проявлениям, так что Рудра предстает как бог-отец в «Ригведе». Ведическая яджня сама по себе есть тантрическая йога как внешний ритуал, или же поклонение внешнему огню. Тантрическая йога — это интериоризованная ведическая яджня, то есть почитание внутреннего огня Кундалини. Поклонение Шиве включает многие ведические формы богопочитания, твержение ведических мантр и единение с природой. Шиваиты отмечают себя священным пеплом от огня (вибхути). «Рудрам», наиболее известное песнопение в честь Шивы, которое обнаруживается в «Яджурведе», окончательно проясняет единство Шивы с ведическим жертвоприношением.

Итак, воссоединение двух великих традиций йоги и восстановление связей между ними позволит создать новую мощнейшую йогу современности, которая поможет привнести в нас одновременно свет и энергию, необходимые для преображения изнутри.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

профессиональное оборудование для салонов красотыК сожалению, Ваш браузер не поддерживает современные технологии используемые на нашем сайте. Пожалуйста, обновите браузер, скачав его по ссылкам ниже, или обратитесь к системному администратору, обслуживающему Ваш компьютер. Internet Explorer.

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Георгий Гурджиев - создатель Четвер

News image

Путь мага По словам современников «это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, вид ег...

Основы йоги

Йога, или мода на нее

News image

Йога сегодня. Что представляет практика в наши дни? Появилось множество спортивных центров, или так называемых Фи...

Секреты самого старого йога

News image

«А как вам такая поза?» — не успеваю опомниться, как 92-летний дедушка буквально связывает себя в ...

Взгляд на йогу через Бхагавад-гиту

News image

Данная статья – это взгляд вайшнавов на йогу Сегодня на Западе известны многие формы йоги (крийя-йога, ха...

Аштанга виньяса йога

News image

Традицию Шри Т. Кришнамачарьи в наши дни продолжает Шри К. Паттабхи Джойс (род. в 1916)...

ЙОГА ДУШИ

News image

С точки зрения йоги, каждая душа - это капля океана вечности, огонь жизни, заключенный в ма...

Йога: гимнастика для души

News image

Йога способна творить чудеса. С ее помощью можно научиться годами не есть и не пить и ...

Йога: что делать и с чего начать?

News image

Йога: что делать и с чего начать?Причина болезни коренится в нашем сознании, вернее в нашем не...

Является ли йога открытым или закры

По своей сути, йога – это многогранное и объёмное учение, которое способствует познанию себя и ...