Тантра и Веда: единая традиция
Ведическая и тантрическая традиции едины, хотя и обладают разной направленностью.
Некоторые писатели и учителя, особенно западные, пытались представить две великие индийские традиции — Веду и Тантру — как различные и даже противоположные. Также и отдельные учителя йоги некритически принимали данную точку зрения, рассматривая ведическую традицию как арийскую и патриархальную, а тантрическую — как не-арийскую и матриархальную. Они отождествляли ведическую традицию с пришлыми ариями, а тантрическую — с исконным дравидским населением, которое поклонялось Богине Матери, отвергнутой ведическими культами. Таким образом, долго считалось, что ведические и тантрические идеи и практики сильно отличаются друг от друга. Но сейчас теория арийского завоевания всерьез поставлена под вопрос, и прославленная ведическая река Сарасвати принимается как прародина цивилизации Древней Индии, поэтому нам следует пересмотреть прежние взгляды.
В течение более чем тридцатилетнего изучения санскритских оригиналов ведических и тантрических текстов я обнаружил поразительные связи между обеими традициями. Ведическая и тантрическая традиции едины, хотя и обладают разной направленностью. Ведическая традиция представляет собой раннюю форму тантрической, а та выступает поздним развитием ведических практик. Тантрические учения насыщены ведическими мантрами и мистицизмом санскритского алфавита. В них используются ведические очаги в качестве алтарей, практики и почитание ведических божеств на внутреннем уровне. Внутренняя практика тантрической йоги отражает четыре главных ведических божества: Агни, Сому, Вайю и Сурью — силы огня, луны, ветра и солнца.
Очевиднейшая связь между Ведой и Тантрой, приходящая на ум, состоит в акцентах, которые делаются, соответственно, в ведах на Джьотирмая Пуруше (Существе, или Личности, сотканной из света), а в тантрах — на Шактимая Деви (Богине, сотворенной из энергии). Тем не менее, свет и энергия, как сознание и сила, по существу, едины. Светоносный Пуруша неотделим от своей энергии, или Шакти, а значит, и обе традиции неотделимы друг от друга. Допустимо называть ведическую йогу «йогой ведического света», а тантрическую йогу «йогой тантрической энергии». Обе они не только связаны исторически, но и взаимо дополнительны в применении мантр и практик.
Ведическая позиция основана на принципе Шивы, хотя он часто преподносится в абстрактных формах Брахмана, Пуруши и Атмана, а также под видом различных ведических божеств (наподобие Агни и Сомы), которые отражают космические формы мужской энергии и света, отождествляемые с Шивой. Однако в ведах также признается принцип Шакти как Вак, или силы божественного слова, которая почитается как Веда Мата, или «мать вед». Эта богиня присутствует в ведах повсеместно не столько как особое божество, сколько как сама ведическая мантра, хотя существует также немало женских божеств и каждый ведический бог связан с соответствующей ему богиней!
Тантрическая позиция основана на принципе Шакти как величайшей Богини, но в ней признается также и принцип света в облике Шивы как пракаша, или чистое свечение. Тантрическая йога тоже нацелена на реализацию Атмана и Брахмана, определяемых как свет и энергия сознания — чид-джьоти и чит-шакти.
Образы человека и природы
Другое различие в направленности ведической и тантрической йоги состоит в том, что ведические божества — это прежде всего силы природы, подобно огню, ветру, солнцу и луне. Их человеческий облик, или антропоморфическая сторона, остается неявной, и они редко предстают в человеческой форме. Напротив, тантрические божества — Шива и Шакти — именно антропоморфические фигуры, наделенные человеческими телами: им присущи соответствующие жесты и украшения, их определенность совершенно ясно и часто подчеркивается. Но тантрические божества наделены глубоким природным символизмом: например, Богиня предстает как горный поток, а Шива — как скала, так что это отличие слишком общее.
Веды сосредоточены вокруг четырех великих Деватас (принципов света), таких как Агни (огонь), Сома (вода и луна), Индра-Вайю (молния) и Сурья (солнце), представляющих собой внешние и внутренние формы света во вселенной. Агни — это сила речи, мантры и божественного слова. Сома — это сила ума, медитации и божественного блаженства. Индра — это сила восприятия, различения и непосредственного осуществления высшей Самости. Сурья — это высший свет Самости и сила жизни на всех уровнях. Тем не менее, каждая из форм света связана с соответствующей формой энергии, а именно с огненной, лунной, солнечной и электрической.
Тантрическая йога вращается вокруг тех же самых сил солнца, луны, молнии и огня, которые предстают в Тантре?Ведах как богини. Так, Сома (сила лунного отражения) связан с Лалитой, или Трипура Сундари, макушечной чакрой и космическим умом. Ведический Индра соотносится с тантрической Чиннамастой как силой молниеносного восприятия в глазах, или третьим глазом. Сурья, который выступает как солнечная сила жизни и сознания, Самость в сердце, предстает среди богинь как Бхадра Кали. Агни есть огонь Кундалини в корневой чакре, который также является богиней Бхайрави и высшей силой речи. Вайю, или ветер, в целом, предстает как Крийя Шакти, или Кали в широком смысле, как космическая прана.
Как ведическая, так и тантрическая йога позволяют овладеть методами пробуждения четырех центров света и энергии в теле. Огонь пребывает в трех нижних чакрах (особенно в корневой), луна — в трех высших чакрах (особенно в макушечной), солнце — в сердце, а молния действует через третий глаз как всеобщая мощь Шакти, дающая энергию. Тантрическая йога Агни-Сомы, или Шивы-Шакти, есть всего лишь иная форма ведического ритуала Агни-Сомы, проводимого на внутреннем уровне. Тантрическая йога, направленная на уравновешивание Агни и Сомы под видом Шивы и Шакти, — это модификация ведической йоги.
На уровне практики между Ведой и Тантрой также нет никаких существенных различий. Обе они проводят человека через все уровни практики от земного до трансцендентного. Даже вамачара, или Тантра «левой руки», которая часто принимается за не-ведическую из-за чувственного подхода, имеет соответствия в ведических практиках, где ритуалы включают в себя применение опьяняющих напитков, мяса или священного соития, а также допускается проведение ритуалов и повторение мантр для достижения обычных жизненных целей, наподобие богатства, потомства или победы над врагами. В Тантре широко заимствуются ведические мантры, огненные ритуалы и прочие символы даже в практиках «левой руки».
Тем не менее, как Тантра, так и Веда заключают и поддерживают подход «правого пути», позицию следования дхарме, требующую саттвического чистого стиля жизни. Обе они разделяют общую цель самореализации и множество учений, направленных на прямое осознание Абсолюта.
Шакти и Веды
Все ведические риши почитали Шакти, которая есть главным образом Вак Шакти, или сила божественного слова. Их мантры суть проявления Шакти и несут в себе силу всего творения и тайны космогенеза. Сама «Ригведа» — создание Кундалини Шакти, которая выступает мощью Вак, или божественной речи, как ее проявление в начале каждого мирового цикла, но не просто в отдельных личностях, а в великих родах пророков, или риши. По-видимому, сама «Ригведа» — величайшее мантрическое излияние Кундалини Шакти на коллективном уровне.
Шакти ведических гимнов сильнее всех стотр, или санскритских гимнов, отражающих самый ритм космического творения и тысячу слогов макушечной чакры. И все же такие биджа-мантры, как «Хрим» и «Шрим», определенно выражены в Тантре, и тантрические биджи сильнее всех бидж (первичных звуков в подоплеке вселенной). Веда несет в себе метрическую силу санскрита, тогда как Тантра отражает силу санскритских звуков-семян. А кашмирский шиваизм (вероятно, наиболее последовательная тантрическая философия) содержит в себе разработанную систему соотношения букв санскритского алфавита космическим принципам, от Абсолюта до элемента земли. Санскритские буквы рассматриваются здесь как Шакти и «матери» (матрикас), которые наделяют силой все во вселенной.
В более древней ведической традиции тоже подчеркивается значение санскритского алфавита и букв, хотя многие подробности уже утрачены. В целом, согласно Веде, как это выражено в «Чандогья-упанишаде», гласные звуки соответствуют Индре (Пуруше), а согласные — смерти (Пракрити). В «Айтарейя-араньяке» свистящие и шипящие звуки, такие как «с» и «х», соотносятся с праной. Это также составляет краеугольный камень кашмирского шиваизма, где вся величайшая система божеств, мантр, пран и таттв, отражая санскритский алфавит, выступает развитием древней ведической модели.
При более пристальном рассмотрении Шива есть Высший Бог «Ригведы», обладающий четырьмя главными формами света, такими как Агни, Сома, Сурья и Индра (Видьют). Это утверждение кажется необычным, если не нелепым, только для тех, кто привык считать веды и агамы отдельными текстами, а Шиву — не-ведическим божеством, поскольку его имя и форма почти не присутствует в ведах. Трудность в том, что при подобном подходе смотрят лишь поверхностно, на имена и формы, а не на внутреннее содержание и энергию Веды.
Шиву часто называют Агни-Соматмакам, приписывая ему природу Агни и Сомы (огня и воды), а также все прочие противоположности, которые они представляют собой. Агни — это его яростная форма Рудры, а Сома — благостная форма Линги. Шива также почитается как Сурья, или солнце, чистый свет, пракаша. В виде праны Шива — это Вайю, а как господин восприятия и силы мантры — Индра.
Шива — это основное божество «Ригведы», и четыре других главных божества суть не что иное, как его формы или проявления. С одной стороны, они выступают гранями Шивы. С другой стороны, они подобны его сыновьям, или проявлениям, так что Рудра предстает как бог-отец в «Ригведе». Ведическая яджня сама по себе есть тантрическая йога как внешний ритуал, или же поклонение внешнему огню. Тантрическая йога — это интериоризованная ведическая яджня, то есть почитание внутреннего огня Кундалини. Поклонение Шиве включает многие ведические формы богопочитания, твержение ведических мантр и единение с природой. Шиваиты отмечают себя священным пеплом от огня (вибхути). «Рудрам», наиболее известное песнопение в честь Шивы, которое обнаруживается в «Яджурведе», окончательно проясняет единство Шивы с ведическим жертвоприношением.
Итак, воссоединение двух великих традиций йоги и восстановление связей между ними позволит создать новую мощнейшую йогу современности, которая поможет привнести в нас одновременно свет и энергию, необходимые для преображения изнутри.