Круг Внимания (круг огня) – это сочетание асаны, бандх, мудр, пранаямы и дхараны. Этот комплекс получен от Кали Рей (Трай-Йога). Основная цель этой последовательности – очистка, активизация чакр и трех основных энергетических каналов (Иды, Пингалы и Сушумны). Это проявляется в уравновешивании сознания, и утихание внутреннего диалога, что способствует дальнейшей практике. Круг Огня хорошо выполнять перед созерцательными практиками, а также перед практикой асан. Во время Круга Огня используется дыхание капалабхати (подобно кузнечным мехам, интенсивные вдохи и выдохи, акцент на выдохе). В переданном мне варианте Круга Огня, капалабхати использовалось на протяжении почти всего комплекса. В виду недостаточной готовности людей к такому интенсиву, мы на занятиях используем капалабхати только два раза (12-24 цикла), во время выполнения Ишвара-пранидхана-мудры и сосредоточения в Аджна-чакре. В самостоятельной практике, если у вас будет получаться, можно использовать капалабхати во время всего выполнения Круга Огня. Некоторые мудры являются ассиметричными, и для того, что бы уравновесить право - и лево-сторонние потоки в теле, Круг Огня состоит из двух циклов. Циклы являют собой зеркальные повторы упражнений с мудрами на другую сторону.
1. Положение: сидя в удобной позе с прямым позвоночником. Лишь идеально выпрямив позвоночник – мы становимся готовыми к подобного рода практикам. Следует понимать, что «идеально выпрямленный позвоночник» конечно же сохраняет физиологические изгибы. Можно использовать падмасану, сукхасану или ваджраасану. Очень часто у начинающих нет возможности сразу выполнить падмасану а иногда и сукхасану из за недостаточно раскрытых тазобедренных суставов. Не нужно огорчаться, а следует понять, что эти асаны являются желаемыми, но не обязательными. Более важно выровнять позвоночник, поэтому можно принимать более простые асаны – например ваджраасану (сесть на пяточки и колени). Если ваджраасану также невозможно выполнить – можно сесть на сложенное в несколько слоев одеяло, или использовать стул. Главное что бы вы могли сидеть без напряжения с ровной спиной. Шея выпрямлена, подбородок слегка опущен вниз, макушка вытягивается вверх, плечи раскрыты. Если вы сидите в ваджрасане или на стуле – слегка разведите колени. Руки на коленях в Ом мудре (большой и указательный пальцы соединены, остальные прямые, ладонь смотрит вверх). Ровное глубокое дыхание, можно использовать уджайи. Внимание в Муладхара-чакре (Дхарана). Следует четко понять что такое дхарана. Это удерживание внимания неподвижно определенное количество времени. Это значит, что необходимо полностью погрузиться в заданную область или точку, а не на фоне мыслей смотреть в данную область. Все другое восприятие должно быть как бы «отсечено».
2. С Мула-бандхой, внимание поднимаем вверх по позвоночнику к макушке головы – Сахасрара-чакре. Это означает, что удерживая сильно сжатые мышцы малого таза мы двигаем внимание плавно вверх, как бы скользя внутренним взглядом по позвоночнику вверх, пока не достигнем макушки В это время кисти в Ом-мудре плавно поднимаем вверх. После того как внимание достигает макушки головы, мы отпускаем мулабандху, тогда кисти смыкаются вверху в Витабхи-мудру (другое название Анжели-мудра). В этой мудре кисти с прямыми пальцами смыкаются симметрично вместе. Внимание фиксируется в Сахасрара-чакре (другое название Брахма-чакра) – на макушке головы. Удерживая глаза закрытыми, мы поворачиваем взгляд вверх, направляя его в сторону макушки.
3. Внимание остается неподвижным в Сахасрара-чакре, кисти с Витабхи-мудрой опускаются на макушку. Во время этого движения взгляд устремлен вверх, к макушке, глаза повернуты максимально вверх-назад. Дыхание уджайи (или можно использовать капалабхати). Несмотря на движение кисти стремимся что бы внимание оставалось неподвижным, фиксированным на макушке головы (Сахасрара чакре).
4. Затем соскальзывая вниманием вперед, по голове, к межбровью. Кисти в это время перемещаются также в район межбровья. Переводим внимание в Аджна-чакру (район межбровья) и кисти с Ишвара-Пранидхана-мудрой помещаем напротив межбровья. Для выполнения этой мудры указательные пальцы подгибаются вниз и смыкаются вторыми фалангами. Большие пальцы накладываются поверх указательных. Позвоночник по-прежнему удерживаем ровным, макушка вытягивается вверх. Выполняем 12-24 цикла капалабхати.
5. Завершив в предыдущем положении капалабхати, некоторое время (по ощущениям) сидим неподвижно. Затем внимание переводим в Вишудха-чакру (район горла), складываем кисти напротив Вишудха-чакры в Витабхи-мудру (ладони вместе). Все движения в Круге Огня осуществляются очень плавно и осознанно, выражая наше стремление к непорождению видоизмений сознания.
6. Внимание переводим в Анахата-чакру (центр груди), складываем кисти напротив Анахата-чакры в Падма-мудру. Переход в эту мудру может осуществляться плавным круговым движением кисти из предыдущей мудры вперед-вниз, одновременно опуская запястья на уровень центра грудной клетки. Стремимся к тому что бы внимание не захватывалось внешними сигналами, а осознанно перемещалось из одной чакры в другую. Иногда внимание может как бы «проваливаться» в чакры и оставаться там неподвижно длительное время. Не следует препятствовать этому. Оставляйте внимание неподвижным в чакре столько, сколько требуется телу. Сигналом к переходу к следующей части Круга Огня может быть ощущение «насыщенности» данной чакры. Но обычно для подобных состояний тербуется длительное развитие чувствительности. Впрочем, иногда у начинающих встречается врожденная повышенная чувствительность.
7. Кисти опускаем в Ом-мудре на колени – уджайи вдох. Внимание переносим в Муладхара-чакру (низ позвоночника, район промежности). Поворачиваем ладони на колени – уджайи выдох. Дыхание медленное и осознанное. Параллельно с уджайи можно также использовать полное йоговское дыхание – вдох снизу вверх. Расширяя на вдохе вначале нижнюю часть легких, затем среднюю и в конце – верхнюю часть легких. Выдох в обратную сторону – сверху вниз.
8. Выполняем Маха-бандху (на задержке дыхания после выдоха выполняем Мула-бандху, Уддияна-бандху, Джаландхара-бандху и Набхи-бандху.), внимание поднимаем в Свадхистана-чакру (2-3 см ниже пупка). Удерживаем бандхи комфортное количество времени. Выход из бандх осуществляем следующим образом – вначале отпускаем бандхи, и только затем открываем просвет дыхательного горла, осуществляем небольшой до-выдох и затем спокойный вдох. Вдох стремимся выполнить, подобный как в уджайи пранаяме, одновременно переходя в следующее упражнение.
9. Выполняя уджайи вдох – поднимаем внимание в Манипура-чакру (район солнечного сплетения), одновременно, кисти складывая в Чин-мудру и располагая на уровне солнечного сплетения или грудной клетки. Эта мудра напоминает Ом-мудру, за небольшими отличиями: мизинец, безымянный и средний палец плотно сжаты (в Ом-мудре они разведены, подобно лепесткам цветка), а указательный палец первой фалангой плотно прижат к среднему и в первом суставе образовывает острый угол, направляя вторую и третью фаланги, вытянутые на одну линию - вниз, к большому пальцу.
10. Удерживая внимание неподвижно в Манипура-чакре, выполняем Апана-Прана-мудру, кумбхаку (задержку дыхания после вдоха, комфортно-максимальное количество времени), Мула-бандху, Джаландхара-бандху, Набхи бандху (Набхи бандха – поворот языка вверх, удерживается во время Круга Огня все время, впрочем как и во время многих других йогических практик). Для выполнения Апана-Прана мудры мы переплетаем все пальцы, затем направив соедененные указательные пальцы вверх, а большие вниз, прижимаем кисти в район Манипура-чакры. Апана прана мудра является ассиметричной мудрой – так как в переплетенных мизинцах, безымянных и средних пальцах, пальцы одной руки оказываются сверху, а другие снизу. Такое положение несмотря на кажущуюся несущественность тем не менее оказывают весомое влияние на энергопотоки. Потому для уравновешивания потоков энергии используется второй цикл Круга Огня, где пальцы в данной мудре меняются местами – те что были внизу оказываются сверху.
11. Уджайи выдох, выполняем Ида-Пингала-мудру. Для этого освободив кисти от предыдущей мудры выполняем широкое круговое движение руками, подобно мельнице, и продолжая это движение, переплетаем руки. Одно плечо должно оказаться над другим, предплечья прижаты и кисти смыкаются, так, что бы средина ладоней были в соприкосновении, а пальцы рук переплетены. Затем выполняем Суниаку (комфортную по времени задержку дыхания после выдоха) и приподымаем руки, добавляем все бандхи (на задержке дыхания после выдоха - Мула-бандха, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха и Набхи-бандха.). Внимание фиксируется в Вишудха-чакре (район горла). Ида-Пингала мудра также является ассиметричной, потому следует использовать осознанность, запомнить как располагались руки в первом цикле, и во втором цикле выполнить зеркальное положение рук. Впрочем осознанность следует использовать все время. А то, помните вы или нет какая рука или палец были верхними – скорее является лакмусовой бумажкой вашей осознанности. Кроме того выполняя на следующее занятие Круг Огня, следует использовать ассиметричные мудры на другую сторону. Например если вчера использовались мудры в первом цикле с доминирующей левой стороной, то сегодня следует начинать с правой. Таким образом подобное чередование будет развивать осознанность.
12. Опуская внимание в Муладхара-чакру (область промежности, низ позвоночника), выполняем Сушумна-мудру. Из предыдущего упражнения мы оставляем в соприкосновении локти, вначале размыкаем кисти и начинаем их опускать вниз. Затем, когда кисти опустятся ниже локтей, мы плавно раздвигаем локти, скользя одним предплечьем по другому и смыкаем кисти. Сушумна мудра состоит из двух частей. В первой части опущенные кисти соединяются, указательные пальцы выпрямлены и направлены вниз, все остальные пальци переплетены. Эта мудра также является ассиметричной. В этой части упражнения внимание находится внизу позвоночника. Со вдохом мы переходим ко второй части Сушумна-мудры.
13. Со вдохом и Мула-бандхой поднимаем внимание вдоль позвоночника вверх к макушке в Сахасрару-чакру, указательные пальцы поднимаясь, указывают на позвоночник, кисти выворачиваясь внутрь, сохраняют мудру. Движение выполняется медленно, кисти остаются сомкнутыми. Ведущим в сцепке движение рук-внимание является ВНИМАНИЕ. В конечной фазе движения кисти оказываются обращенными пальцами вверх, а внимание находится на макушке головы, взгляд также направлен вверх.
14. Из предыдущего положения мы освободив кисти выполняем широкое кругообразное движение кистями по сторонам вверх, в это время внимание еще остается неподвижным. Вверху над головой складываем кисти в Деви-мудру и опускаем перед грудной клеткой. Внимание скользит из Сахасрара-чакры (макушки головы) в Анахата-чакру (центр грудной клетки). Деви-мудра является пожалуй самой сложной в этом комплексе, но и самой красивой. Конечная ее фаза представлена на фото. Попробуем рассмотреть поэтапно ее выполнение. Обратив ладошки к себе, помещаем их рядом друг с другом, мизинцы соприкасаются. Средние пальцы опускаем вниз, начинаем поворачивать ладошки друг к другу, укладыает безымянные пальцы противоположных рук на первые фаланги, опущенных вниз средних пальцев, поближе к основнию пальцев. Затем опускаем вниз указательные пальцы, захватывая ими безымянные пальцы противоположных рук. После этого остается поднять вверх средние пальцы, сомкнуть основание ладоней.
15. Ом-мудра, кисти на коленях. Созерцание внутреннего пространства. Первый цикл Круга Огня завершен. Второй цикл выполняется аналогично первому но пальцы в мудрах складываются на другую сторону. Например если в первом цикле в мудре был сверху левый палец, то во втором круге - правый. Ассиметричные мудры – Апана-Прана-мудра, Ида-Пингала-мудра, Сушумна-мудра и Деви-мудра.