1000hp.ru

...твоя йога




Круг Огня

круг огня

Круг Внимания (круг огня) – это сочетание асаны, бандх, мудр, пранаямы и дхараны. Этот комплекс получен от Кали Рей (Трай-Йога). Основная цель этой последовательности – очистка, активизация чакр и трех основных энергетических каналов (Иды, Пингалы и Сушумны). Это проявляется в уравновешивании сознания, и утихание внутреннего диалога, что способствует дальнейшей практике. Круг Огня хорошо выполнять перед созерцательными практиками, а также перед практикой асан. Во время Круга Огня используется дыхание капалабхати (подобно кузнечным мехам, интенсивные вдохи и выдохи, акцент на выдохе). В переданном мне варианте Круга Огня, капалабхати использовалось на протяжении почти всего комплекса. В виду недостаточной готовности людей к такому интенсиву, мы на занятиях используем капалабхати только два раза (12-24 цикла), во время выполнения Ишвара-пранидхана-мудры и сосредоточения в Аджна-чакре. В самостоятельной практике, если у вас будет получаться, можно использовать капалабхати во время всего выполнения Круга Огня. Некоторые мудры являются ассиметричными, и для того, что бы уравновесить право - и лево-сторонние потоки в теле, Круг Огня состоит из двух циклов. Циклы являют собой зеркальные повторы упражнений с мудрами на другую сторону.

1. Положение: сидя в удобной позе с прямым позвоночником. Лишь идеально выпрямив позвоночник – мы становимся готовыми к подобного рода практикам. Следует понимать, что «идеально выпрямленный позвоночник» конечно же сохраняет физиологические изгибы. Можно использовать падмасану, сукхасану или ваджраасану. Очень часто у начинающих нет возможности сразу выполнить падмасану а иногда и сукхасану из за недостаточно раскрытых тазобедренных суставов. Не нужно огорчаться, а следует понять, что эти асаны являются желаемыми, но не обязательными. Более важно выровнять позвоночник, поэтому можно принимать более простые асаны – например ваджраасану (сесть на пяточки и колени). Если ваджраасану также невозможно выполнить – можно сесть на сложенное в несколько слоев одеяло, или использовать стул. Главное что бы вы могли сидеть без напряжения с ровной спиной. Шея выпрямлена, подбородок слегка опущен вниз, макушка вытягивается вверх, плечи раскрыты. Если вы сидите в ваджрасане или на стуле – слегка разведите колени. Руки на коленях в Ом мудре (большой и указательный пальцы соединены, остальные прямые, ладонь смотрит вверх). Ровное глубокое дыхание, можно использовать уджайи. Внимание в Муладхара-чакре (Дхарана). Следует четко понять что такое дхарана. Это удерживание внимания неподвижно определенное количество времени. Это значит, что необходимо полностью погрузиться в заданную область или точку, а не на фоне мыслей смотреть в данную область. Все другое восприятие должно быть как бы «отсечено».

2. С Мула-бандхой, внимание поднимаем вверх по позвоночнику к макушке головы – Сахасрара-чакре. Это означает, что удерживая сильно сжатые мышцы малого таза мы двигаем внимание плавно вверх, как бы скользя внутренним взглядом по позвоночнику вверх, пока не достигнем макушки В это время кисти в Ом-мудре плавно поднимаем вверх. После того как внимание достигает макушки головы, мы отпускаем мулабандху, тогда кисти смыкаются вверху в Витабхи-мудру (другое название Анжели-мудра). В этой мудре кисти с прямыми пальцами смыкаются симметрично вместе. Внимание фиксируется в Сахасрара-чакре (другое название Брахма-чакра) – на макушке головы. Удерживая глаза закрытыми, мы поворачиваем взгляд вверх, направляя его в сторону макушки.

3. Внимание остается неподвижным в Сахасрара-чакре, кисти с Витабхи-мудрой опускаются на макушку. Во время этого движения взгляд устремлен вверх, к макушке, глаза повернуты максимально вверх-назад. Дыхание уджайи (или можно использовать капалабхати). Несмотря на движение кисти стремимся что бы внимание оставалось неподвижным, фиксированным на макушке головы (Сахасрара чакре).

4. Затем соскальзывая вниманием вперед, по голове, к межбровью. Кисти в это время перемещаются также в район межбровья. Переводим внимание в Аджна-чакру (район межбровья) и кисти с Ишвара-Пранидхана-мудрой помещаем напротив межбровья. Для выполнения этой мудры указательные пальцы подгибаются вниз и смыкаются вторыми фалангами. Большие пальцы накладываются поверх указательных. Позвоночник по-прежнему удерживаем ровным, макушка вытягивается вверх. Выполняем 12-24 цикла капалабхати.

5. Завершив в предыдущем положении капалабхати, некоторое время (по ощущениям) сидим неподвижно. Затем внимание переводим в Вишудха-чакру (район горла), складываем кисти напротив Вишудха-чакры в Витабхи-мудру (ладони вместе). Все движения в Круге Огня осуществляются очень плавно и осознанно, выражая наше стремление к непорождению видоизмений сознания.

6. Внимание переводим в Анахата-чакру (центр груди), складываем кисти напротив Анахата-чакры в Падма-мудру. Переход в эту мудру может осуществляться плавным круговым движением кисти из предыдущей мудры вперед-вниз, одновременно опуская запястья на уровень центра грудной клетки. Стремимся к тому что бы внимание не захватывалось внешними сигналами, а осознанно перемещалось из одной чакры в другую. Иногда внимание может как бы «проваливаться» в чакры и оставаться там неподвижно длительное время. Не следует препятствовать этому. Оставляйте внимание неподвижным в чакре столько, сколько требуется телу. Сигналом к переходу к следующей части Круга Огня может быть ощущение «насыщенности» данной чакры. Но обычно для подобных состояний тербуется длительное развитие чувствительности. Впрочем, иногда у начинающих встречается врожденная повышенная чувствительность.

7. Кисти опускаем в Ом-мудре на колени – уджайи вдох. Внимание переносим в Муладхара-чакру (низ позвоночника, район промежности). Поворачиваем ладони на колени – уджайи выдох. Дыхание медленное и осознанное. Параллельно с уджайи можно также использовать полное йоговское дыхание – вдох снизу вверх. Расширяя на вдохе вначале нижнюю часть легких, затем среднюю и в конце – верхнюю часть легких. Выдох в обратную сторону – сверху вниз.

8. Выполняем Маха-бандху (на задержке дыхания после выдоха выполняем Мула-бандху, Уддияна-бандху, Джаландхара-бандху и Набхи-бандху.), внимание поднимаем в Свадхистана-чакру (2-3 см ниже пупка). Удерживаем бандхи комфортное количество времени. Выход из бандх осуществляем следующим образом – вначале отпускаем бандхи, и только затем открываем просвет дыхательного горла, осуществляем небольшой до-выдох и затем спокойный вдох. Вдох стремимся выполнить, подобный как в уджайи пранаяме, одновременно переходя в следующее упражнение.

9. Выполняя уджайи вдох – поднимаем внимание в Манипура-чакру (район солнечного сплетения), одновременно, кисти складывая в Чин-мудру и располагая на уровне солнечного сплетения или грудной клетки. Эта мудра напоминает Ом-мудру, за небольшими отличиями: мизинец, безымянный и средний палец плотно сжаты (в Ом-мудре они разведены, подобно лепесткам цветка), а указательный палец первой фалангой плотно прижат к среднему и в первом суставе образовывает острый угол, направляя вторую и третью фаланги, вытянутые на одну линию - вниз, к большому пальцу.

10. Удерживая внимание неподвижно в Манипура-чакре, выполняем Апана-Прана-мудру, кумбхаку (задержку дыхания после вдоха, комфортно-максимальное количество времени), Мула-бандху, Джаландхара-бандху, Набхи бандху (Набхи бандха – поворот языка вверх, удерживается во время Круга Огня все время, впрочем как и во время многих других йогических практик). Для выполнения Апана-Прана мудры мы переплетаем все пальцы, затем направив соедененные указательные пальцы вверх, а большие вниз, прижимаем кисти в район Манипура-чакры. Апана прана мудра является ассиметричной мудрой – так как в переплетенных мизинцах, безымянных и средних пальцах, пальцы одной руки оказываются сверху, а другие снизу. Такое положение несмотря на кажущуюся несущественность тем не менее оказывают весомое влияние на энергопотоки. Потому для уравновешивания потоков энергии используется второй цикл Круга Огня, где пальцы в данной мудре меняются местами – те что были внизу оказываются сверху.

11. Уджайи выдох, выполняем Ида-Пингала-мудру. Для этого освободив кисти от предыдущей мудры выполняем широкое круговое движение руками, подобно мельнице, и продолжая это движение, переплетаем руки. Одно плечо должно оказаться над другим, предплечья прижаты и кисти смыкаются, так, что бы средина ладоней были в соприкосновении, а пальцы рук переплетены. Затем выполняем Суниаку (комфортную по времени задержку дыхания после выдоха) и приподымаем руки, добавляем все бандхи (на задержке дыхания после выдоха - Мула-бандха, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха и Набхи-бандха.). Внимание фиксируется в Вишудха-чакре (район горла). Ида-Пингала мудра также является ассиметричной, потому следует использовать осознанность, запомнить как располагались руки в первом цикле, и во втором цикле выполнить зеркальное положение рук. Впрочем осознанность следует использовать все время. А то, помните вы или нет какая рука или палец были верхними – скорее является лакмусовой бумажкой вашей осознанности. Кроме того выполняя на следующее занятие Круг Огня, следует использовать ассиметричные мудры на другую сторону. Например если вчера использовались мудры в первом цикле с доминирующей левой стороной, то сегодня следует начинать с правой. Таким образом подобное чередование будет развивать осознанность.

12. Опуская внимание в Муладхара-чакру (область промежности, низ позвоночника), выполняем Сушумна-мудру. Из предыдущего упражнения мы оставляем в соприкосновении локти, вначале размыкаем кисти и начинаем их опускать вниз. Затем, когда кисти опустятся ниже локтей, мы плавно раздвигаем локти, скользя одним предплечьем по другому и смыкаем кисти. Сушумна мудра состоит из двух частей. В первой части опущенные кисти соединяются, указательные пальцы выпрямлены и направлены вниз, все остальные пальци переплетены. Эта мудра также является ассиметричной. В этой части упражнения внимание находится внизу позвоночника. Со вдохом мы переходим ко второй части Сушумна-мудры.

13. Со вдохом и Мула-бандхой поднимаем внимание вдоль позвоночника вверх к макушке в Сахасрару-чакру, указательные пальцы поднимаясь, указывают на позвоночник, кисти выворачиваясь внутрь, сохраняют мудру. Движение выполняется медленно, кисти остаются сомкнутыми. Ведущим в сцепке движение рук-внимание является ВНИМАНИЕ. В конечной фазе движения кисти оказываются обращенными пальцами вверх, а внимание находится на макушке головы, взгляд также направлен вверх.

14. Из предыдущего положения мы освободив кисти выполняем широкое кругообразное движение кистями по сторонам вверх, в это время внимание еще остается неподвижным. Вверху над головой складываем кисти в Деви-мудру и опускаем перед грудной клеткой. Внимание скользит из Сахасрара-чакры (макушки головы) в Анахата-чакру (центр грудной клетки). Деви-мудра является пожалуй самой сложной в этом комплексе, но и самой красивой. Конечная ее фаза представлена на фото. Попробуем рассмотреть поэтапно ее выполнение. Обратив ладошки к себе, помещаем их рядом друг с другом, мизинцы соприкасаются. Средние пальцы опускаем вниз, начинаем поворачивать ладошки друг к другу, укладыает безымянные пальцы противоположных рук на первые фаланги, опущенных вниз средних пальцев, поближе к основнию пальцев. Затем опускаем вниз указательные пальцы, захватывая ими безымянные пальцы противоположных рук. После этого остается поднять вверх средние пальцы, сомкнуть основание ладоней.

15. Ом-мудра, кисти на коленях. Созерцание внутреннего пространства. Первый цикл Круга Огня завершен. Второй цикл выполняется аналогично первому но пальцы в мудрах складываются на другую сторону. Например если в первом цикле в мудре был сверху левый палец, то во втором круге - правый. Ассиметричные мудры – Апана-Прана-мудра, Ида-Пингала-мудра, Сушумна-мудра и Деви-мудра.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Описание dior jadore на нашем сайте.

Гуру

Паттабхи Джойс

News image

Шри Кришна Паттабхи Джойс (Гуруджи) родился в июле 1915г. в полнолуние , на Гуру Пурниму. Когда Гу...

Основы йоги

Йога: что делать и с чего начать?

News image

Йога: что делать и с чего начать?Причина болезни коренится в нашем сознании, вернее в нашем не...

Малоизвестные практики йоги

News image

В некоторых литературных источниках по Йоге уже неоднократно упоминалось о различных, на первый взгляд, нетрадиционных дл...

Йога ведического света и тантрическ

News image

Тантра и Веда: единая традиция Ведическая и тантрическая традиции едины, хотя и обладают разной направленностью. Некоторые писатели и ...

Для начинающих йогов. Полезные сове

News image

На что обратить внимание в своей повседневной жизни: 1. Обязательно 8-часовой крепкий сон. Избегайте спать на мя...

Секреты йоги запатентуют?

News image

Индия решила оформить права на владение секретами йоги, пишет британское издание The Daily Mail. Специально дл...

Взгляд на йогу через Бхагавад-гиту

News image

Данная статья – это взгляд вайшнавов на йогу Сегодня на Западе известны многие формы йоги (крийя-йога, ха...

Лечебное и профилактическое голодан

News image

В йоге существует только три вида голодания, это: 1. Длительное голодание, что составляет от 10-ти до 40...

История и легенда

News image

  Прежде, чем начать заниматься йогой, вам следует больше узнать о ней, нежели тот факт что "й...