Ардха-падмасана (поза полулотоса)
А сана (санскрит) — согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые современные «практикующие», прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её прохождения становится все более удобным и приятным. Так, в Хатха йога практике приводится перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асан.
Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога — это не техника для гипертрофированного развития физического тела, асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. Для нормальной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, может быть достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей и зависеть от их физических и психологических особенностей.
Поскольку некоторые упражнения йоги все же сложно классифицировать (например, многим непонятно, почему йога-мудра считается мудрой, хотя внешне выглядит как асана), попытаемся дать более точное определение асаны, основываясь на значимых видовых критериях.
Асана — это упражнение, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.
Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательно статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.
Асана воздействует преимущественно на физическое и эфирное тело.
Примеры асан по Хатхайогапрадипике Сватмарамы
К первой группе относятся: Свастикасана Гомукхасана Вирасана Курмасана Кукутасана Уттана Курмасана Дханурасана Матсьяасана Пасчимоттанасана Маюрасана Шавасана Ко второй: Сиддхасана Падмасана Симхасана Бхадрасана
Механизмы воздействия асан на организм
Механизмы воздействия асан на организм достаточно разнообразны и хорошо описаны в работах Д.Эберта, В.Райха, А.Сафронова, Р.Минвалеева и других учёных. Например, гуморальный механизм был выделен Д.Эбертом (1986). Он показал, что изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении асан оказывает влияния на деятельность физиологических систем организма. В работах Г.Захарьина и Г.Геда (1883) был изучен рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. Кроме этого можно выделить также: стрессовый (Л.Гаркави), гормональный (Р.Минвалеев) и энергетический (Д.Эберт, А.Сафронов) механизмы влияния хатха-йоги на организм человека [Сафронов А. Г. «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика»].
Асаны воздействуют преимущественно на физическое и эфирное тело, специфически активизируя зоны психосоматических соответствий, что освобождает тело от бессознательных мышечных и нервных напряжений, устраняет блоки эфирной энергии. Данный механизм был назван психосоматическим и основывается на существовании взаимосвязи психики и тела человека. Асаны можно классифицировать по типам исполнения: сидячие позы, лежачие позы, перевернутые позы, скрученные позы, позы с наклонами в разные стороны, позы равновесия.
Классификация асан
По типам воздействия: растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и комбинированные. По задачам: медитативные, то есть способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги и терапевтические, то есть обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм.
Определение Асаны в «Йога-Сутрах» Патанджали
46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].
47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
Список асан
Ширшасана Бхунджангасана Тадасана Врикшасана Уттхита Триконасана Уттхита Паршваконасана Вирабхадрасана Паршвоттанасана Саламба Сарвангасана Випарита Карани Мудра Халасана Шавасана Ваджрасана Пашчимоттанасана