Предвзятость — это беспричинная неприязнь к чему-либо или кому-либо. Предвзятость ожесточает разум. Ум не в силах рассматривать явления в истинном свете. Человек не способен мириться с объективной разницей во мнениях. Это нетерпимость. Религиозная нетерпимость и предвзятость — огромные помехи на пути Богоосознания. Некоторые ортодоксальные пандиты полагают, что Богоосознания могут достичь лишь те, кто знает санскрит. Англоязычных санньясинов они считают варварами. Непроходимая тупость фанатичных пандитов просто поразительна! Это неисправимые, мелочные, несправедливые сектанты! Тот, кто предвзято относится к Библии или Корану, не в силах постичь вечные истины этих писаний. Его разум грубеет и черствеет. Осознания можно достичь, изучая и претворяя в жизнь принципы других священных писаний — Корана, Библии, Авесты и буддийских текстов на пали.
Ученики должны искоренять любую предвзятость, только тогда им удастся находить истину во всем. Истина не является исключительным достоянием пандитов из Варанаси. Рама, Кришна, Иисус принадлежат всем.
Сектанты и фанатики ограничивают себя узкими рамками. Великодушие им чуждо. Из-за предубежденности они не замечают в других ничего хорошего. Правильными они считают только свои взгляды и доктрины, а ко всем остальным относятся с презрением. Они полагают, что их сампрадайя (учение) выше других, их ачарья (основоположник учения) — единственный, кто достиг Богоосознания. Они всегда спорят с другими. Нет ничего плохого в том, что человек восхваляет своего гуру и верен его учению, но при этом ему следует с тем же почтением относиться к учениям других пророков и святых. Только тогда у него возникнет ощущение всеобщей любви и братства. Рано или поздно оно приведет к осознанию Бога, Атмана, во всем сущем. Предвзятость, нетерпимость, фанатизм и сектантство следует полностью искоренить. Предубежденность и нетерпимость — формы ненависти.
26. Раджас
Раджас и тамас стараются помешать медитации. Разум, пребывавший в покое благодаря преобладанию саттвы во время медитации, возбуждается и содрогается от вторжения раджаса. Растет число санкальп (плодов воображения). Усиливается беспокойство. Проявляется жажда действий, возникают различные замыслы и планы.
Отдохните и снова займитесь джапой. Молитесь и медитируйте. При необходимости совершите небольшую прогулку.
27. Санкальпы
Освободитесь от низменных мыслей, бесполезных санкальп (плодов воображения). Неустанно обращайте мысли на Атмана. Неустанно! Это очень важно. Только тогда зародится духовное знание. На небосводе чидакаши (пространства сознания) взойдет джняна-сурья, Солнце Знания.
28. Тамас, инертность
Лишь ничтожное меньшинство людей способно непрерывно медитировать. Таким был Шри Шанкара. Многие садху, ступающие по нивритти-марге (пути безмыслия), становятся совершенно тамасичными. Они путают тамас с саттвой. Это грубая ошибка. Если человек умеет правильно распоряжаться своим временем, он сможет духовно развиваться даже в обыденной жизни (карма-йога). Домохозяин должен время от времени обращаться за советами к санньясинам и махатмам. Ему следует выработать устойчивый режим практики и строго придерживаться его в повседневной жизни. Раджас можно превратить в саттву. Мощный раджас нередко обращается в сторону саттвы. В отличие от него, тамас невозможно непосредственно преобразовать в саттву. Для этого его сначала нужно превратить в раджас. Молодые садху, ступающие по нивритти-марге, не всегда придерживаются строгого распорядка. Они не прислушиваются к советам старших, не подчиняются гуру. Они с самого начала стремятся к полной независимости. Они ведут беззаботную жизнь. Никто за ними не присматривает. Они идут своим путем. Им не известно, как управлять энергией и составлять распорядок дня.
Бесцельно скитаются они с места на место, и уже через полгода становятся тамасичными. Просидев каких-нибудь полчаса в асане, они полагают, что уже достигли Осознания. Если идущий по нивритти-марге ученик обнаруживает, что перестал развиваться, не добивается успехов в медитации и погружается в тамас, ему немедленно следует выбрать форму служения и несколько лет усердно трудиться. Эту деятельность нужно совмещать с медитацией. Такой подход мудр, осмотрителен и благоразумен. После этого ученик может снова уйти в уединение. В садхане следует руководствоваться здравым смыслом. Выйти из тамасического состояния очень трудно. Садхака должен быть очень осторожен. Когда одолевает тамас, нужно немедленно заняться какой-нибудь энергичной деятельностью: сделать пробежку на свежем воздухе, принести воды из колодца и так далее. Тамас непременно нужно отогнать тем или иным разумным способом.