Когда люди слышат слово «йога», они обычно представляют себе человека, сидящего в позе лотоса, стоящего на голове или принявшего какую-то немыслимую скрученную позу. Именно это можно увидеть в телепередачах о «йоге» и на многочисленных занятиях по «йоге». Люди занимаются йогой, чтобы поправить здоровье, сбросить вес, стать более энергичными, лучше выглядеть.
Другие считают, что заниматься йогой значит выполнять дыхательные упражнения (пранаяму) или сидеть в тишине с закрытыми глазами, погрузившись в какую-то внутреннюю деятельность. Но на самом деле ничто из этого не раскрывает истинный смысл слова «йога».
Дыхательные и физические упражнения (йоговские позы, или асаны) — это часть хатха-йоги — физической системы, назначение которой — помочь человеку достичь настоящей йоги. К сожалению, в западном мире часто путают популярную хатха-йогу с йогой как таковой. Происходит это потому, что многие называют себя «учителями йоги» лишь на том основании, что учат физическим упражнениям. Поэтому часто настоящему учителю йоги приходится объяснять, что йога — это не просто набор физических упражнений. «Йога» означает «единение с Богом». Настоящий учитель йоги учит, что такое, на самом деле, связь с Богом и как её установить.
Английское слово “yoke” (соединять) происходит от санскритского слова «йога». Йога означает соединение индивидуальной духовной души с Верховной Душой. Таким образом, йога — это не физическое усилие, как представляют себе большинство людей. Йога — это духовное усилие живого существа в стремлении достичь единства с Верховным Живым Существом, а также само это состояние единства. В этом смысле йога представляет собой истинный смысл религии, потому что цель всех религий — единение с Богом, или йога. Религиозные процессы предназначены для того, чтобы помочь человеку достичь состояния йоги.
Хатха-йога — система физических и дыхательных упражнений — помогает сделать тело менее чувствительным к действию физических раздражителей, чтобы человек не отвлекался, сидя и медитируя на Бога. Упражнения хатха-йоги очищают тонкую нервную систему, в результате чего человек может ощущать жизненную силу в своём теле всё более и более отчётливо. Выполняя физические упражнения (асаны), а затем дыхательные упражнения (пранаяму), человек очищает тело от загрязнений, и тогда в него может войти больше энергии, не вызвав его разрушения. Этот процесс похож на устранение засора в трубе. Старая водопроводная труба засоряется ржавчиной. Сначала её нужно очистить, чтобы труба не лопнула, когда вы попытаетесь её использовать. Подобным образом, упражнения хатха-йоги, в том числе пранаяма, позволяют увеличить количество энергии в теле, чтобы оно при этом не разрушилось. Это необходимая предварительная стадия перед кундалини-йогой (её также иногда называют аштанга-йогой) — процессом подъёма жизненной силы от основания позвоночника к макушке. Китайские йоги практикуют нейгун (цигун) — процесс, немного отличающийся от хатха-йоги, — с той же целью — поднять жизненный воздух (подробнее о том, что такое жизненная сила, или жизненный воздух, читайте здесь).
И хатха-йога, и кундалини-йога действуют лишь на физическом уровне. Тому, кто немного более продвинут в знании, понимании своего истинного «я», нет надобности с них начинать. Такой человек понимает: «Ахам брахмасми — я не материальное тело; я — духовная душа, жизненная сила в теле. Я — неотъемлемая частица Бога, Верховной Души». Такое знание называется гьяна. Гьяна-йога — это развитие трансцендентного знания, и цель занятий ею — понять разницу между материей и духом, осознать: «Я — дух, не материя». Например, с помощью научного анализа вы можете понять, что тела, которое у вас было десять лет назад, больше нет — все атомы, из которых оно состояло, теперь входят в состав чего-то другого, — но вы продолжаете существовать. Так вы можете понять, что вы — не тело, а жизненная сила, духовная душа внутри тела.
В конечном счёте, гьяна-йога предназначена для осознания Верховной Личности. В гьяна-йоге человек связан с Абсолютной Истиной, Богом, с помощью знания. Он обладает знанием, что его истинное «я» — духовная душа, он знает, что Бог существует и что он — подвластная неотъемлемая частица Бога. Он не впадает в иллюзию, что он — Бог. Тот, у кого есть это философское понимание, осознание, называется гьяна-йогом (подробнее о гьяна-йоге).
Человека называют гьяна-йогом, хатха-йогом или кундалини-йогом в зависимости от того, на каком уровне он находится. Если он следует только процессу хатха-йоги, он остаётся хатха-йогом; если он следует гьяна-йоге, он остаётся гьяна-йогом. Но того, кто достиг высшего совершенства йоги — единения с Богом, — больше не относят к хатха-йогам, гьяна-йогам и т.д. Его называют бхакти-йогом.
В русском языке нет эквивалента слову «бхакти». Его можно перевести как «любовь и преданность». Наиболее полно смысл бхакти выражен в первой и главной заповеди Иисуса Христа: «Возлюби Верховного Господа всем сердцем, разумом, всем своим существом и выполняй Его волю». В таком состоянии у человека нет желания получить что-то взамен, какую-то плату — он просто выполняет волю Бога из любви: «Я люблю Тебя, и поэтому я делаю это для Тебя. Моё счастье в том, что Ты позволяешь мне служить Тебе». Такая безусловная любовь к Богу — истинная цель йоги.
Подытоживая, можно сказать, что все процессы йоги призваны помочь человеку выйти на тот уровень, когда он, во-первых, полностью понимает, что его истинное «я» — духовная душа: «Я не материальное тело. Я — неотъемлемая частица Верховного Господа», и, во-вторых, когда он не только знает своё «я», но и действует в соответствии с ним: «Я — слуга Бога». Человек, действующий в соответствии с той истиной, что он — подвластная неотъемлемая частица Бога, достиг совершенства в йоге и в жизни. Он просто чувствует счастье от того, что счастлив Тот, кого он любит — Верховный Господь. Такова настоящая цель и настоящее определение йоги.
Вопрос: Хатха-йога — это подготовительная стадия перед кундалини-йогой, процессом подъёма жизненного воздуха. Для чего кундалини-йог хочет поднять жизненный воздух?
Ответ: Есть две причины. Во-первых: возможно, он хочет обрести сиддхи, или мистические силы, поэтому он старается поднять жизненный воздух последовательно от одной чакры, или материального уровня, до другого, чтобы получить власть над ними (каждая чакра связана с одним из восьми материальных элементов). Если, например, он сможет поднять жизненный воздух до уровня воды, то получит власть над стихией воды и сможет, помимо прочего, ходить по воде. Если он поднимет жизненный воздух выше стихии воды и достигнет уровня воздуха, то сможет парить в воздухе, или левитировать. Но более разумный йог знает, что он — не тело, и поэтому материальные достижения не сделают его счастливым. Его не интересует развитие мистических сил и обретение способности левитировать, или предсказывать ситуацию на бирже, или читать мысли. Вместо этого он преследует цель поднять жизненный воздух к макушке и оттуда погрузиться в брахмаджьоти — свет, излучаемый Верховным Духом, который иногда символически обозначают звуком Ом.
Многие йоги повторяют Ом, считая его воплощением брахмаджьоти; они не знают, что Ом — это звуковой образ Верховной Личности, источника лучей света. Брахмаджьоти исходит из Верховной Личности и предназначено для Его прославления. Великую личность можно узнать по тому, что от неё исходит. Например, от могущественного человека может исходить аура, или сияние, которое видят те, кому позволяет способность видеть. В одном из процессов йоги человек просто сохраняет свою ceкcуальную энергию, чтобы тело начало излучать сияние, прославляющее его. В мире бизнеса можно провести аналогию с магнатом — владельцем сети магазинов, окружённым исходящим из него множеством магазинов, в своём роде прославляющих его. Когда люди встречаются с этим магнатом, они говорят: «О, Вы господин такой-то? Я видел Ваши магазины, но никогда не думал, что мне представится возможность встретиться с Вами лично». Подобным образом, Верховного Господа прославляют духовные лучи света, исходящие от Его духовной формы, как солнечные лучи от солнца. Мы прославляем солнце, считая его удивительным, поскольку от него исходит сияние.
Йог, стремящийся слиться с брахмаджьоти, не знает, что ему следует стараться подняться выше не только земли, воды, огня, воздух, эфира, ума, разума и ложного эго, но также пройти через брахмаджьоти. Пример такого стремления приводится в следующих молитвах йога в Шри Ишопанишад:
О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.
О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты — вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.
Шри Ишопанишад, Мантры 15-16
Тот, кто выходит за пределы всех материальных элементов, грубых и тонких, но останавливается на уровне сияния, считая его последним словом, Абсолютной Истиной, — настоящий неудачник. Он не знает, что истинная цель всех мистических практик и практик медитации — познать Верховную Личность, источник сияния Брахмана.
Все виды медитации и мистицизма — это средства постижения Нараяны [Верховной Личности]. Цель всех аскез — достичь Нараяны. Трансцендентное знание приобретают только для того, чтобы на мгновение увидеть образ Нараяны, и, наконец, обрести освобождение — значит вступить в царство Нараяны.
Шримад-Бхагаватам, 2.5.16
Разумный человек понимает, что высшая цель — восстановить своё положение вечного любящего слуги Верховной Личности.
Если вы занимаетесь йогой, медитацией, совершаете аскезы или приобретаете знания с какой-то иной целью, то вы не очень разумны.
Вопрос: Когда вы говорите, что йога означает единение с Богом, что вы имеете в виду под единением?
Ответ: Есть разные типы единства. Когда капля воды падает в океан — это единство. Но между двумя влюблёнными, друзьями или отцом и сыном возникает единство другого рода. Этот второй тип единства включает также связь духовной души с Верховной Душой, и природа этого единства — бхакти, безусловное любовное служение. Любовное служение Богу соединяет индивидуальную душу с Богом.
Имперсоналисты утверждают, что Бог — это безличный океан света, лишённый трансцендентной формы, и что индивидуальная духовная душа, соприкоснувшись с Богом, гаснет и становится частью этого великого океана света. Согласно их представлениям, если вы медитируете на Бога и развиваете любовь к Богу, влечение к Богу, то вы подходите к Богу всё ближе, ближе, как мотылёк, летящий в огонь; и, в конце концов, перестаёте существовать как индивидуум. Эти люди не могут себе представить одновременного единства и отличия. Они пребывают в иллюзии, что высшая цель йоги — единство в том смысле, что вы становитесь ничем или становитесь Верховной Душой.
Иногда имперсоналисты приводят пример капли воды, сливающейся с океаном, или реки, впадающей в море, — кажется, что всё становится единым. Но Чайтанья Махапрабху учит, что в настоящей йоге одновременно существует единство и отличие. Это как союз двух друзей: они одно, и в то же время индивидуумы. Существует единство любви, воли и сущности, но индивидуальности не сливаются и не исчезают.
В двенадцатом веке великий духовный учитель Рамануджачарья, описывая единство с Богом, которое испытывает настоящий йог, использовал аналогию с зелёной птицей, влетающей в зелёный лес. Когда зелёная птица влетает в зелёный лес, со стороны может показаться, что птица слилась с лесом и перестала существовать. Но, как объясняет Рамануджачарья, эта зелёная птица по-прежнему существует как индивидуум в зелёном лесу. Если вы издалека посмотрите на большую зелёную поросшую лесом гору, она, на самом деле, будет выглядеть как однородная зелёная масса. Но чем ближе вы подходите к этой горе, тем больше вы начинаете различать разные цвета и разные виды деревьев. И когда вы, в конце концов, входите в лес, вы видите всевозможные растения, живых существ, цветы, корни и т.д. — то, чего вы не могли видеть издали. Подобным образом, духовный мир, Абсолютная Истина — не просто безличная масса или океан света, как кажется извне. Она полна различий, индивидуальности, личностных качеств, любви и деятельности, и в то же время там нет материальной энергии.
Когда духовная душа входит в духовную сферу — духовное небо, царство Бога, или как бы вы его ни назвали, — она не берёт с собой материальное тело и ум. Она входит туда как индивидуальная духовная душа и продолжает существовать как индивидуум. Но вместо того чтобы существовать в мире материи, где есть рождение, болезни, старость и смерть, она теперь существует в духовном мире, где нет материи, нет рождения, болезней, старости и смерти. И у неё есть любовные отношения с Верховной Духовной Душой, Верховной Личностью, главным наслаждающимся в этом царстве.
Когда большинство людей говорят о царстве Бога, они оставляют Бога за его пределами. Они думают не о Боге, а об улицах, вымощенных золотом, и об ангелах с арфами. Но Бог — личность, и Он — главная личность в Своём царстве. Все любят Его, служат Ему, играют с Ним и поклоняются Ему. У каждого есть свои индивидуальные взаимоотношения с Ним.
Даже находясь в мире материи, т.е., в определённом смысле, не в царстве Бога, индивидуальная душа может заниматься любовным служением Верховному Господу. Их связывает то, что индивидуальная душа считает себя слугой Бога. Она скрепляет свою волю и свою жизнь здесь, в материальном мире, с волей Бога из любви к Нему.
Вопрос: Вы утверждаете, что Бог — личность?
Ответ: Да, Бог — личность. Он не лишён качеств. Некоторые люди говорят, что Бог — пустота, или безличен, но они также говорят, что эта безличная пустота из сострадания принимает форму, чтобы мы могли познать Её. Это означает, что безличная пустота чувствует любовь и проявляет сострадание. Это также означает, что безличная пустота — существо, отличное от других живых существ. Она обладает волей и в состоянии принять решение низойти — как, когда и куда пожелает. Другими словами, после всего этого безличная пустота оказывается вовсе не безличной! В утверждении о том, что Бог безличен, но принимает форму из сострадания, нет логики. На самом деле, Бог — личность, хотя и без материального тела. Чтобы увидеть форму Бога, мы должны развить духовное видение.