Когда ученик уходит в уединение и безмолвие, ему предстоит отважно встретить три преграды: подавленность, бесплодные мечты (манораджья) и ненависть к домохозяевам. В уединении ученики нередко становятся мизантропами. Им следует сохранять жизнерадостность, постоянно следить за своими мыслями и излучать чистую любовь ко всему живому. Если некая форма занятий не обеспечивает полной поддержки брахмачарьи, следует прибегнуть к сочетанию разных приемов садханы, таких, как молитва, медитации, пранаяма, сатсанга, саттвическое питание, уединение, вичара (размышление о Брахмане), ширшасана и сарвангасана (позы йоги), уддияна-бандха и наули (упражнения хатха-йоги), ашвини-мудра, йога-мудра и так далее. Только так можно добиться успеха.
30. Триша и васана
Триша (тяга к предметам) — враг покоя. Тот, кто стремится к ощущаемым предметам, не может быть счастлив. Покой приходит лишь после того, как гибнет эта тяга. Только тогда можно медитировать и найти убежище в Истинном Я.
Васаны тоже очень сильны. Из-за них чувства и разум беспокойны, порывисты. Ученику вновь и вновь приходится вступать с ними в бой и одерживать победу. Именно поэтому в «Катха-упанишаде» духовный путь называют «лезвием бритвы». Однако человек непоколебимой решимости и железной воли не испытывает трудностей даже на таком узком пути. С каждым шагом растет его внутренняя сила.
Чтобы осознать Господа, требуются неустанные усилия, постоянная целеустремленность. Препятствиями на пути становятся васаны, желания, триши и давние санскары. Из-за них ученику снова и снова приходится вступать во внутреннюю борьбу.