1000hp.ru

...твоя йога



Паттабхи Джойс

паттабхи джойс

Шри Кришна Паттабхи Джойс (Гуруджи) родился в июле 1915г. в полнолуние , на Гуру Пурниму.

Когда Гуруджи было 12 лет, он посетил показательное выступление по йоге в своей средней школе в Хасане. На следующий день он отправился на встречу с великим йогом, выполнявшим демонстрацию, человеком по имени Шри Т. Кришнамачарья, который изучал йогу на протяжении восьми лет у своего Гуру, Рамы Мохана Брахмачари в пещере в Тибете. Следующие два года Гуруджи проводил каждый день, обучаясь у своего Гуру. Когда Гуруджи исполнилось 14, он прошел через обряд получения браминского шнура. Кришнамачарья покинул Хассан, чтобы путешествовать и учить, а Гуруджи отправился из своей деревни в Майсор.

Гуруджи хотел учиться в Университете Санскрита в Майсоре. Он уехал с двумя своим друзьями, имея в кармане всего две рупии. Они проехали больше 100 километров на велосипедах, по пыльным дорогам. В первые год-два жизнь была чрезвычайно сложной. Так как у него почти совсем не было денег, ему подавали еду в некоторых домах браминов. Гуруджи посещал занятия и занимался своей учебой. Затем, приблизительно в 1930г. он отправился на показательное выступление по йоге и встретил там своего Гуру. Он подошел и распростерся перед ним. Так они продолжили свои отношения, а Гуруджи снова стал учиться йоге.

Однажды тяжело заболел Махараджа Майсора, Кришна Раджендра Водеяр. Узнав, что в Майсор приехал великий йог. Он послал за Кришнамачарьей и тот вылечил его должным образом. Махараджа стал его высоким покровителем и построил ему йогашалу (школу йоги) на территории Дворцовой Галереи Искусств. Гуруджи вместе со своим учителем тоже обучал Махараджу время от времени, и несколько раз его вызывали продемонстрировать возможности йоги. Махараджа, который к тому времени полюбил Гуруджи, сказал ему: Я хочу, чтобы ты обучал йоге в Санскритском Колледже. Ты будешь учить, а я обеспечу тебе стипендию для посещения школы, бесплатное питание при казарме и жалованье . Гуруджи, весьма этим обрадованный, спросил позволения у своего Гуру. Кришнамачарья дал свое одобрение, и первого марта 1937 года образовался Факультет Йоги Санскритского Колледжа. Он продолжал оставаться его главой вплоть до ухода на пенсию в 1973г. Преподавая в Университете с 1937 по 1973 Гуруджи заслужил звание профессора, и получил титул Видван.

Паттабхи Джойс женился по любви на Савитрамме, которая происходила из древнего рода санскритских ученых. Ее дед был преподавателем санскрита и философии у последнего Шанкарачарьи из Канчи, Шри Чандрашекхарендры Сарасвати. У Гуруджи было трое детей: Манджу, Рамеш и Сарасвати. Сарасвати - мать Шарата, который родился в 1971г. и сейчас является соуправляющим их школы в Майсоре.

В 1964 среди учеников Паттабхи Джойса появился первый человек с запада. Им стал Андре Ван Лисбет. В 1972г. приехали первые американцы, после чего аштанга йога стала распространяться по Америке:в Калифорнии и чуть позже, на Гавайях. В 1975г. Гуруджи и Манджу совершили свое первое путешествие в Америку. В последующие 25 лет практика стала известна по всей Америке, а также во Франции, Германии, России, Японии, Израиле, Чили, Англии, Италии, Испании, Швейцарии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах.

В настоящее время Шри Паттабхи Джойс возглавляет школу йоги в Майсоре, Южная Индия, и является хранителем традиции Аштанга-Виньясы Йоги.

Аштанга-Виньяса - это динамическая практика, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ( энергетическими замками ) и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).

Термин виньяса переводится как дыхательно - двигательная система упражнений . При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Традиционно такой подход называется Йога - Мала ( мала - санскр. гирлянда, четки, венок ). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов – эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.

В каждом комплексе Аштанга-Виньяса Йоги Шри Паттабхи Джойса обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание.

Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные игрушечные стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становятся популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции Аштанга-Виньяса Йоги Шри Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивает прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции. Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию.

Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга-Виньяса Йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно существует седьмой, но информация о нем не разглашается). Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Шри Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон (смотрите на фото справа), Ричард Фриман, Тим Миллер и другие выполняют подготовительные и базовые комплексы.

В СНГ учителей, уполномоченных непосредственно Шри Паттабхи Джойсом, нет. У Шри Паттабхи Джойса в Майсоре обучался Андрей Лаппа, но он Мастером не уполномочен (тот вообще очень строг в отборе кандидатов) и преподает свой стиль, отличающийся от классических последовательностей Шри Кришнамачарьи - Шри Паттабхи Джойса, хотя и основанный на принципах Аштанга-Виньясы. Но все же Аштанга-Виньяса Йога весьма популярна в СНГ, и существует множество групп практикующих (смотрите ниже в разделе Ресурсы в сети .), которые ведут более-менее продвинутые инструктора-практики, хотя и, как упоминалось выше, не уполномоченные Шри Паттабхи Джойсом.

Вообще, динамические практики свойственны более холодным регионам, нежели Индия. Тот же Лаппа отмечал, что в Майсоре после 9 утра заниматься уже тяжело - слишком жарко. При таком климате достаточно просто принять статическую позу - и уже десять потов сойдет - А если динамику днем откатывать - вообще можно сорвать сердце. Зато динамическая йога издавна практиковалась в Гималаях и Тибете. Автор книги Йогическая традиция Майсорского дворца Н.Е. Шьоман упоминает, как он лично слышал от Шри Б.К.С. Айенгара, что у Шри Кришнамачарьи был тибетский учитель, у которого тот обучался в Гималаях, вблизи горы Кайлас. (Правда сам Шьоман склоняется к мысли, что аштанга сложилась как синтез хатхи и индийских боевых искусств.) Скорее всего речь идет об основном учителе Шри Кришнамачарьи - Шри Рамамохане Брахмачари, который жил в Гималаях, вблизи озера Манасаровар. Впрочем Шри Кришнамачарья изучал Йогу у многих мастеров.

Неизвестно, знал ли Шьоман о тибетской йоге. А ведь очень интересный факт, что похожая на аштангу практика - динамика с асанами, дыханием и концентрацией имеется в тибетском буддизме ваджраяны - это rTsa rLung (йога ветра) , практикуемая в линии преемственности Longchen Nyingthig традиции Nyingma. Иногда ее называют янтра-йога - это обозначение ввел Намкхай Норбу Ринпоче для западных учеников. (Некоторые утверждают, что янтра - йога, как ее предлагают на западе, это максимально упрощенный вариант ца лунга). Оле Нидал, лама другой линии тибетского буддизма - Карма Кагью, так ответил на вопросы учеников: Вопрос: Существует ли буддийская Йога для упражнений с телом, подобная Хатха-Йоге? Ответ: Есть буддийская йога для тела, но она для того времени, когда вы уже способны представлять собственное тело как тело йидама, тело из энергии и света. Это всевозможные виды тряски и подпрыгивания для открытия внутренних каналов. Это не те медленные вещи, которые делают индуисты, а больше напоминает каратэ. Быстрые, сильные движения, а не медленные и лёгкие. Но используется только после того, как у вас выработалось полное ощущение своих внутренних энергетических каналов и колёс.

Правда в отличие от тибетских практик, в Аштанге хоть и желательно наличие авторитетного гуру, но никаких особых посвящений не требуется, вход в систему свободный - приходишь и занимаешься. Начинать практику последовательностей первого уровня вы можете сразу, независимо от наличия медитативного опыта. В этом смысле Хатха-Йога вообще довольно доступна - считается что практика сама изменяет человека, что практика - лучший учитель. Если человек усердно практикует - он все равно изменится, независимо от своей изначальной мотивации. К тому же Йогу могут практиковать все, независимо от конфессии и религиозных (или иных) убеждений.

Книги:

На русском языке выходили две книги Шри Паттабхи Джойса - это: Йога-Мала и Динамические практики в классической Йоге .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Его Святейшество Кюнзиг Шамар XIV М

News image

Начиная с XIII века, Шамарпы сознательно воплощались как учителя и ученики Гьялва Кармапы, духовного главы шк...

Основы йоги

Стоит ли вам заниматься йогой?

News image

Многим из нас время от времени приходит в голову мысль: а не заняться ли йогой? Пр...

Йога и сидячая работа

News image

Не секрет, что в современном обществе все больше проявляется тенденция к обездвиживанию человека. Машина, лифт, си...

Что такое Йога?

News image

Йога – это наука жизни, или выражаясь иначе – способ жизни на Земле. Это система фи...

Школа Свами Шивананды

News image

Свами Шивананда (1887-1963), йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще од...

Словарное определение йоги

News image

Большая советская энциклопедия Йога (санскр., буквально - связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к ...

Йога ведического света и тантрическ

News image

Тантра и Веда: единая традиция Ведическая и тантрическая традиции едины, хотя и обладают разной направленностью. Некоторые писатели и ...

ЙОГА И РЕЛИГИЯ

News image

Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о ...

Мифы и заблуждения о йоге: 8 ступен

News image

Однажды Карлу Линнею, создателю первой научной классификации биологических видов предложили оценить определение, данное молодым ученым ...