Болезни, скука, сомнения, беспечность, лень, вялость, обыденность мыслей, чувственность, ошибочные представления и заблуждения, неумение выявить главное, отсутствие уравновешенности, вызывающее рассеянность мыслей, — вот препятствия на пути йоги (по раджа-йоге Патанджали).
Болезни возникают из-за нарушения равновесия трех телесных жидкостей: ветров, желчи и слизи. Когда преобладает слизь, тело становится тяжелым. Человеку трудно долгое время оставаться в одной асане. При обилии тамаса в разуме человек становится ленивым. Причинами болезней могут стать нерегулярность питания, недоброкачественная пища, ночные бодрствования, потеря семени, нарушение режима естественных отправлений. Недуги можно исцелить выполнением асан, пранаямой и физическими упражнениями, медитацией, диетой, голоданием, слабительным, клизмами, ваннами, солнечными лучами, отдыхом и так далее. Сначала следует поставить верный диагноз и вьиснить причину болезни, а затем испробовать соответствующее лекарство или обратиться к врачу.
В вялом состоянии человек не в состоянии заниматься из-за отсутствия опыта и соответствующих санскар прошлых воплощений. Разум не расположен к работе. От вялости и лени можно избавиться с помощью пранаямы, асан и активной деятельности. Характерной чертой вялости становятся сомнения и нерешительность, из-за которых ученик не может двигаться дальше по пути йоги. Он сомневается в правильности того, что говорится в йогических шастрах. От сомнений можно избавиться правильным пониманием, вивекой, вичарой, изучением священных текстов и сатсангой с Махатмами.
Авирати — это склонность ума неустанно жаждать тех или иных чувственных наслаждений. Эта привычка вызвана привязанностью. Ее можно разрушить с помощью вайрагьи, поиска изъянов в материальных предметах и обыденной жизни (примерами таких недостатков могут служить недолговечность, болезни, смерть, старость, невзгоды и т. п.), а также частыми сатсангами с бесстрастными Махатмами и изучением книг о вайрагье.
Бхранти-даршана — ошибочное восприятие нежелательного состояния как наиболее желанного; это вызвано заблуждениями. Неумение выявить главное может привести к тому, что ученик собьется с верного пути, ведущего к самадхи, и окажется в ловушке сиддхи. Ошибочные представления устраняются сатсангой с опытными йогами, а неумение определять главное и отсутствие уравновешенности — путем воспитания вайрагьи и постоянной, усердной садханой в полном уединении. Неуравновешенность — это переменчивость состояния души, не позволяющая йогу задержаться в таком труднодостижимом состоянии самадхи. Майя могущественна, но эти препятствия не грозят тому, кто выполняет джапу священного слога ОМ.
Не прекращайте занятия, сталкиваясь с легкими трудностями. Найдите средства преодоления этих препятствий. Упорно трудитесь, пока не достигнете высочайшего асампраджнята-самадхи. Ученик, искренно, неустанно проводящий свою садхану, непременно добьется успеха.
24. Другие препятствия
Если прекратить досужие разговоры и сплетничество, перестать проявлять праздный интерес к слухам и вмешиваться в чужие дела, освободится много времени, которое можно отвести медитации. Пусть во время медитации разум умолкнет. Отрешайтесь от вторгающихся мыслей о повседневном. Будьте всецело преданы Истине. Сохраняйте доброжелательность. Повышайте объемы саттвы в организме. Тогда можно насладиться вечным блаженством.
В возникновении трудностей виноваты не внешние условия, а сам разум. Он еще не достаточно дисциплинирован. Объявите войну этому великому и ужасному разуму. Не жалуйтесь на внешние обстоятельства — во всем виноват только ум. Начните с его воспитания. Занятия концентрацией в неблагоприятных условиях делают сильнее, закаляют волю и превращают в сильную личность. Старайтесь видеть во всем хорошее и превращать дурное в благо. Это и есть настоящая йога, подлинная задача йога.
Утечка энергии, скрытые потоки васан, отсутствие контроля над чувствами, вялость и нерегулярность садханы, ослабление бесстрастности, потеря целеустремленности — все это мешает концентрации.