Георгий Иванович Гурджиев родился 28 ноября 1877 года в Александрополе (с 1924 года - Ленинакан) в Армении в смешанной армяно-греческой семье. Детские годы провел в Карсе, был учеником настоятеля Русского кафедрального собора, который оказал большое влияние на Гурджиева. Хотя систематического среднего образования он так и не получил, с детства знал несколько языков. Поиски ответов на вечные вопросы привели его к созданию учения о четвертом пути внутренней реализации человека. Своеобразными университетами Г.И.Гурджиева стали путешествия и странствия (1896-1922) сначала в составе небольшой группы Искателей истины , затем в качестве странника, учителя и эмигранта. В этот период Г.И.Гурджиев посетил Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Тибет, Индию, Ассирию, Палестину, Россию, Эфиопию, Судан, Египет, Турцию, Крит, Грецию, Италию, Германию, Англию и Францию.
Поиски эзотерического знания, внутреннего круга человечества приводили его в тайные суфийские братства Гиндункуша и в буддийские монастыри Тибета. В 1915-1917 годах Гурджиев создает группы своих учеников в Петербурге и Москве. Революционные события вынудили его эмигрировать на Кавказ, затем в Турцию, Германию и Францию. В 1922 году Георгий Гурджиев под Парижем в Фонтенбло воссоздал свой Институт гармоничного развития человека, просуществовавший до 1933 года. В этот период Г.И.Гурджиев вел с учениками практические занятия, тренинги по самонаблюдению, йоге, медитации, работал над рукописями своих книг. Чудом оставшись в живых после автокатастрофы, Гурджиев написал три книги: Все и вся , Встречи с замечательными людьми , Жизнь - истина, только когда я есмь , а в 1933 году написал еще одну книгу - Вестник грядущего добра . В этом же году он закрыл Институт и возобновил свои путешествия по Европе и США, выступал с лекциями. Умер Георгий Гурджиев 29 октября 1949 года в Париже.
Влияние идей Гурджиева на современную психологию можно проследить вплоть до настоящего времени. Он не создал единой, целостной и непротиворечивой, доктрины. Заслуга систематизации его идей и представлений принадлежит П.Д.Успенскому и другим ученикам и исследователям его творчества. Психологические воззрения Г.И.Гурджиева восходят к христианским, исламским и буддийским эзотерическим источникам, монашеским, дервишским и йогическим практикам. Эти воззрения, как он сам указывал, не являются ни оригинальными, ни авторскими, однако, получив своеобразное преломление в личности самого Учителя, они приобрели самобытное воплощение.