Многим из нас время от времени приходит в голову мысль: а не заняться ли йогой? Причем большинство считает ее чем-то вроде фитнеса, занятием, помогающим сбросить вес, поправить здоровье и повысить жизненный тонус. Но так ли это на самом деле? Что такое йога, какие ее разновидности существуют, всем ли можно и нужно ее осваивать? Стоит ли заниматься этим самостоятельно? Давайте попробуем разобраться вместе.
Понятное и в то же время достаточно глубокое определение йоги дает Виктор Бойко, руководитель Московского Центра «Классическая йога», один из самых известных и уважаемых российских специалистов в данной области:
«Китайский монах семнадцатого века Хун Цзычен писал в своей книге «Вкус корней»: «Когда мысли разбросаны, надо знать, как собрать их воедино. Когда мысли сошлись в одной точке, надо знать, как их рассеять. Если не умеешь этого, то даже если одолеть помраченность, в сердце поселится беспокойство». В том и трагедия, что бодрствующеее сознание сегодняшнего жителя индустриально развитых стран никогда не остается пустым и, следовательно — расслабленным, оно подобно неостановимо вертящимся жерновам, которые, если в них не подсыпают зерно, начинают истирать самих себя. Неперкращающийся бег вовне и внутри себя - вот основной модус сознания человека Запада. Как не вспомнить в этой связи Евангелие от Фомы: «Горе вам из-за колеса, которое вращается в мыслях ваших».
Известно два базовых состояния психосоматики — сон, при котором Я-сознание отключено и двигательная активность минимальна, а также бодрствование, где все обстоит с точностью до наоборот. Практика классической йоги предлагает регулярное переживание третьего состояния, в какой-то степени интегрирующего оба упомянутых, а именно — состояние бодрствующего сознания…
Работа с телом в таком режиме, который связан с глубокой общей релаксацией, вызывающей соответствующее состояние сознания, — только это и есть йога в ее первоначальном, коренном смысле. Все остальное ею не является! Любой человек, обладающий высокой природной гипермобильностью, может изобразить своим телом практически все известные асаны (позы), но при этом не случится той специфической внутренней работы психики, ее поразительных эффектов и следствий для самочувствия, жизни и судьбы человека, которые, собственно, и являются целью классической йоги.
Считается, что главная задача йоги — освободить дух от материальных иллюзий. Для этого человеку необходимо пройти восемь ступеней: яма – воздержание, нияма – культура, асана – позы, пранаяма – контроль за дыханием, пратьяхара – удаление чувств, дхарана – внимание, дхьяна – созерцание объекта, самадха – сосредоточение, или поглощение ума объектом созерцания. На первых двух ступенях (яма, нияма) человек должен пройти этическую подготовку. Имеются в виду упражнения в воздержании от гнева, от нанесения вреда живому, умерщвление плоти. На следующих трех ступенях (асана, пранаяма, пратьяхара) человек вырабатывает дисциплину тела, проводя серию физических упражнений, направленных на тренировку и закалку своего организма в определенных ритуальных позах, так как три высшие ступени (шестая, седьмая и восьмая) требуют большой физической выносливости.
Средневековые индийские авторы определили и четко разграничили более десятка видов йоги, в зависимости от лежащего в их основе того или иного метода. Деление на виды условно, поскольку все эти направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы, или линии преемственности, в которых акценты расставляются по-разному.
Карма Йога — практика бескорыстного труда на благо живых существ, отречения от плодов своей деятельности, развитие щедрости, готовности помочь и «непривязанности» к материальным вещам, что в дальнейшем убережет человека от попадания в цепкие ловушки негативных тенденций ума — жадности, эгоизма, лени.
Бхакти Йога — йога любви и поклонения Божеству и Гуру. Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности, бхакта отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим Божеством. Считается, что Бхакти Йога — при условии искренней полнейшей самоотдачи — быстрый путь к реализации, но подходит он в основном людям с определенным складом характера (эмоциональным, склонным к экстатическим переживаниям). На практическом уровне реализуется через ритуалы поклонения, духовные песнопения, мантры, танцы.
Джняна Йога — практика изучения и постижения священных текстов — Вед, Упанишад и других духовных учений, получаемых из уст Гуру. Речь идет не просто об интеллектуальном накоплении и систематизации знаний, как это происходит в западной науке, а именно постижении, когда вследствие медитации над текстом или рассказанным учением практик «схватывает суть», происходит переход от размышления к интуитивному озарению.
Есть и более «специальные» направления — Кундалини Йога (практика пробуждения божественной энергии Кундалини, потенциально присутствующей в каждом человеке). Крийя Йога — практика очищения, это могут быть и йоговские чистки физического тела, и очищение ума мантрами и медитацией. Нада Йога — йога звука — медитативная музыка и песнопения. Янтра Йога — созерцание определенных геометрических изображений - янтр, которое вводит в медитативное состояние сознания.
Есть еще и Раджа Йога — практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Обычно это система духовных упражнений, связанная с визуализацией энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной мистической практикой.
Наиболее известна и распространена в России Хатха-йога. Буквальный перевод слова хатха — мощь, неистовство, насилие, необходимость, усилие. А еще ха – солнце, тха – луна, то есть союз солнца и луны, активности и расслабления. Хатха-йога — это работа с сознанием посредством тела. Практика Хатха-йоги позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания.
Основное и принципиальное отличие Хатха-йоги от спорта в том, что, хоть это и работа с физическим телом, ориентирована она на сознание. Если говорить упрощенно, она складывается из трех основных составляющих: особых физических упражнений — «асан», дыхательных упражнений — «пранаям», работы с сознанием в виде концентрации — «медитативные техники». С точки зрения современной медицины Хатха-йогу можно назвать «психофизической гимнастикой».
Хатха-йога рассматривает физическое тело человека только как инструмент для работы с умом и достижения гармонии внутреннего состояния и внешнего здоровья. Поэтому, во время занятий человек должен обязательно расслабиться, отбросить все посторонние мысли и сосредоточиться только на собственном теле и процессах, происходящих внутри него. В системе Хатха-йоги очень большое внимание уделяется здоровью, а значит, и красоте тела. И множество упражнений направлено на его очищение и укрепление, увеличение его гибкости с помощью специально подобранных последовательностей асан (поз). При выполнении асан всё внимание практикующего сосредоточено внутри тела. Но практика асан — это не только расслабление либо напряжение определённой группы мышц для правильного выполнения упражнения, но это еще и активная работа с внутренним миром.
Заниматься йогой люди начинают с разными целями: для поддержания физического здоровья, для омоложения и для духовного совершенствования. Однако, существуют и противопоказания. В.Бойко перечисляет временные и постоянные противопоказания к практике йоги тела. Однако, он обращает внимание на то, что «все эти противопоказания имеют большой «запас». Многие из них приведены только потому, что подразумевается отсутствие квалифицированных специалистов по йоге. Если таковые есть, то с девяноста процентами перечисленных противопоказаний работать допустимо и возможно. Но только не в «самопальном» варианте! Начинать самостоятельную практику, особенно если человек серьезно нездоров, без эксперта просто опасно. Это работа на свой страх и риск, поэтому вероятность отрицательных последствий достаточно велика.
Противопоказания постоянные:
• общая тяжесть состояния, когда никакие действия практически невозможны, поскольку ведут только к ухудшению, в этом случае применимо только глубокое расслабление;
• психические расстройства (при пограничных состояниях психики под жестким контролем специалиста допустимы только асаны);
• органические поражения сердца — некомпенсированные пороки; пароксизмальная тахикардия; мерцательная аритмия; аневризма аорты, дистрофия миокарда;
• интеллектуальная несостоятельность;
• заболевания крови;
• инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
• тяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией;
нейроинфекции;
• сильные нарушения схемы тела;
• злокачественные новообразования.
Противопоказания временные:
• массивный прием лекарств;
• обострение хронических заболеваний;
• послеоперационный период;
• месячные у женщин;
• сильная физическая усталость;
• перегрев и переохлаждение;
• температура тела выше 37 и ниже 36,2 градуса;
• слишком жесткий режим жизни;
• тяжелая физическая работа;
• профессиональные или достаточно большие по объему занятия спортом (с йогой отлично совмещаются нежесткие игры, легкий бег и плавание);
• полный желудок;
• некоторые личностные свойства;
• курс глубокого массажа, «чжэнь-цзю» терапии;
• пребывание в парной либо сауне допустимо не менее чем через шесть, а лучше — восемь часов после практики асан, либо часа за четыре до нее.
Итак, йога — дело серьезное, и все специалисты сходятся во мнении, что самостоятельно заниматься ею не следует. Лучше это делать под руководством опытного инструктора. По мнению медиков, наиболее подходящим наставником для освоения йоги все-таки является врач-специалист. Ведь врач настроен на работу по принципу «не навреди». Он до начала занятий поговорит с человеком о его проблемах и профессионально зафиксирует, какие есть показания и противопоказания к занятию йогой вообще и к выполнению некоторых асан в частности.
Хорошими специалистами считаются также выпускники Институт физкультуры и имеющие право на тренерскую работу, особенно если у них есть дополнительная подготовка по лечебной физкультуре.
Руководители-психологи или руководители-педагоги гораздо меньше подходят на роль инструкторов по йоге, так как они склонны «психологизировать» проблемы, не видя их биологической, медицинской подоплеки.
Следует также учесть, что коллективные занятия йогой должны проходить в зале площадью не менее 15-20 метров с естественным солнечным освещением и притоком свежего воздуха. Оптимальная численность группы — 7 человек, а максимум — 10-12 человек. Ведь при большей численности группа становится психологически «необозримой» для руководителя. Что не только сказывается на качестве обучения, но может быть и весьма опасным для здоровья занимающегося!