Похоже, в России наступает новая эра – век йоги. Залы для занятий переполнены, новые клубы йоги вырастают, как грибы после дождя. Если посмотреть на картину еще шире, то можно заметить, что волна увлечения йогой, захлестнувшая западный мир пару десятилетий назад, дошла до нашей страны. Как сориентироваться в этом потоке?
Вы думали, что йогу преподают в подвале энтузиасты духовного поиска? Откройте глаза: множество направлений йоги на глазах превращаются в настоящие бизнес-империи, уже начинающие напоминать фитнес-индустрию по масштабу. Инструкторы центра занимаются с олигархами и их женами, а в классы порой набивается до 33 человек, и коврики для йоги приходится укладывать «без пробелов». Если открыть окна нараспашку, то воздуха всем хватает – а внимание йога должно быть обращено внутрь, так что теснота не проблема.
В йогу приходят сейчас юные девушки, узнавшие о йоге из глянцевых изданий; женщины в возрасте, которые хотят сохранить молодость и красоту; мужчины, слишком миролюбивые для боевых искусств, а иногда даже пожилые люди из тех, прежних йогов, которые в советские времена изучали предмет по подслеповатым ксероксам западных книг. Кто-то вполне доволен возможностью как следует потянуться два раза в неделю, кто-то идет дальше и практика становится его ежедневной привычкой. Некоторые читают Веды, едут в Индию и разбираются на месте, что же такое йога? Но все едины в том, что йога приносит пользу: каждое занятие дает человеку новую информацию о его теле, меняет состояние ума на более ровное. Постепенно налаживаются сон, стул и отношения с родственниками.
Но как разобраться среди этого многообразия видов йоги? Попробуем сделать это вместе.
Классическая йога включает в себя: яму и нияму (этические нормы, см. статью «Йога для тела, ума и души») асаны (позы), пранаяму (дыхание), пратьяхару (обращение чувств внутрь), дхарану (концентрацию), дхьяну (медитацию) и самадхи (просветление).
Хотя самадхи – неизменная цель любой практики йоги, школы отличаются друг от друга тем, что делают акцент на одном-двух из остальных пунктов. Например, Махатма Ганди практиковал карма-йогу – йогу правильных поступков, то есть он соблюдал этические нормы ямы и ниямы и, как пишут в рекламе, «стал великим».
Наиболее популярна сейчас в России хатха-йога, она включает в себя физические упражнения (асаны) и работу с дыханием (пранаяма). В Москве существуют два центра, которые ведут преподавание этой дисциплины на высоком уровне. Любопытно, что когда-то основатели этих направлений учились вместе, они – последователи одного Гуру.
Йога Айенгара. Учитель Б.К.С. Айенгар принадлежит к древней линии передачи йогического знания. В этом декабре ему исполнится 90 – и он бодр, весел и по-прежнему занимается несколько часов в день. Московский центр Йога Айенгара (yoga.ru) возглавляет Елена Ульмасбаева, йогиня со стажем практики более 20 лет. Центр постоянно расширяется, открываются новые залы. Отчасти это связано с тем, что в центре организовано обучение преподавателей, так что есть квалифицированные кадры. Йога Айенгара – наиболее гуманная йога, здесь следят за соблюдением техники безопасности, предоставляют вспомогательные материалы, если есть необходимость. В расписании – терапевтические классы, классы для беременных, даже класс ХХL для полных. Организуются выездные семинары. Центр издает книги, в том числе для начинающих: «Йога в кармане» и «Женская практика».
Аштанга-йога. Учитель К.Паттабхи Джойс предлагает ученикам практиковать энергично, позы объединены в связки и динамично переходят одна в другую, иногда с помощью прыжков. Соответственно это направление подходит для молодых и здоровых, для тех, кому в радость прыжки и сложные позы. Аштанга-йога получила широкое распространение в Украине благодаря А.Сидерскому, харизматичному преподавателю, который часто приезжает в Москву, здесь можно позаниматься под его руководством. В Москве существует центр Аштанга-йоги (ashtangayoga.ru), где также готовят преподавателей, ведут спецкурсы по пранаяме и организуют выездные семинары. Центр издает журнал «Йога».