Универсальный стиль йоги основан на знании структуры человеческого существа и универсальных законах видоизменений этой структуры. В соответствии с традиционными воззрениями йоги человеческое существо состоит из семи тел - Майа Кош (оболочек). И основной целью практики йоги в Универсальном стиле является достижение равновесия и гармонии на уровне каждой оболочки, между оболочками и по отношению к окружающему миру. Именно поэтому в Универсальном стиле йоги используются практические упражнения очищающие, развивающие и преобразующие каждую из оболочек человеческого существа.
Практика йоги в универсальном стиле подразумевает применение следующего ключевого принципа на уровне каждой оболочки. Если есть материя или процесс, то они имеют форму и качества. Нормальный среднестатистический человек имеет очень ограниченный диапазон своих функциональных и качественных проявлений. Например, на физическом уровне он как правило умеет только стоять, сидеть и лежать. А на психоэмоциональном – иметь хорошее настроение или плохое. Понимание этого и расширение спектра возможных для практического выполнения форм и качеств на уровне каждой материальной оболочки ведет к сознательной эволюции и расширению сознания. А также развивает способность сознательно менять режимы и состояния, освобождаясь от стрессов и любых негативных влияний.
Поэтому тренинг йоги в универсальном стиле как правило включает в себя Асаны эффективно воздействующие на все направления подвижности каждого сустава. При этом такие воздействия на каждое направление подвижности могут осуществляться однократно (если время тренировки сильно ограничено) или многократно переходя от разминочных упражнений к предельным и сверхпредельным – с целью развития и преодоления существующих ограничений, расширения спектра возможных для исполнения Асан. Виньясы же - движения-связки между Асанами, выполняются во всем иерархическом многообразии и так же технически осваиваются переходя от простых к более сложным.
Одни и те же Асаны выполняются во всевозможных пространственных положениях. Отсюда возникают новые Виньясы – движения-связки между Асанами. Особое значение уделяется схемам и структурам тренировочных последовательностей Асан и Виньяс. Эти схемы и структуры используются как еще одно средство для баллансировки или специального видоизменения сознания практикующих Универсальный стиль. Не допускаются бессознательные (как попало) движения рук, ног, головы и туловища при переходе от одной Асаны к другой. Все движения во время практики должны быть специальными и сознательными. Этим закладывается основа и прививается навык быть сознательным и эффективным в каждый момент своей жизни.
Наиболее простейшими примерами схем являются тренировочные последовательности состоящие из упражнений воздействующих на суставы конечностей и позвоночник: от ног к голове – «восходящий поток»; от головы к ногам – «нисходящий поток»; с чередованием рук, ног и позвоночника по схемам «центробежной звезды» или «центростремительной звезды» и т.п. Наиболее же распространенными пространственными структурами тренировки являются: «двухпроэкционный продольный крест» (наиболее распространенный в наши дни «ковриковый пространственный стиль»); «трехпроэкционный крест», «двухсторонний куб», «четырехсторонний куб» и др.
Структуры тренировочных последовательностей в Универсальном стиле не ограничиваются привязкой к анатомии и положению в пространстве. Так же широко используются специализированные серии, целенаправленно влияющие на те или инные Чакры или Стихии. Они строятся на остове связи характеристик Асан с теми или иными зонами Чакр и стихиями. Например, последовательно выполняются Асаны, Виньясы, Пранаямы, Мудры и Бандхи активизирующие те или иные Чакры или стихии Земли, затем Воды, затем Огня, затем Воздуха и затем Эфира.
Все выше приведенные примеры последовательностей и структур применяются в Универсальном стиле только на начальном этапе для первичного обучения учеников. Позднее же эти последовательности представляют собой симбиоз уже освоенных стандартных Асан, Виньяс и фрагментов тренировочных попоследовательностей со спонтанными интуитивными комбинациями и самостоятельными творческими находками новых форм и движений. В конце концов на базе приобретенных практического опыта и знаний, творческая спонтанная компонента выводится на первый план. Этот процесс не может не отразиться на образе жизни и преобразует качество жизни в принципе.
С одной стороны тренинг в Универсальном стиле подразумевает постоянное модифицирование Асан и Виньяс, но с другой стороны, реально все происходит не столь уж динамично, т.к скорость изменений органического тела человека не столь уж велика. И для того, чтобы развивалась тренировочная форма и накапливались технические навыки, совершенно необходимо многократно повторять одни и те же Асаны и Виньясы, которые пока еще выполняются некачественно.
На начальном этапе разница по сравнению с другими стилями йоги заключается лишь в том, что эти одни и те же Асаны и Виньясы выполняются в различных сочетаниях и комбинациях, которые создают иллюзию новизны, чем помогают улавливать неустойчивое внимание новичков. Но эти различные сочетания и комбинации так же имеют ограниченный спектр. Применение Универсального стиля для новичков лимитировано возможностями этих самых новичков, поэтому в Универсальном стиле, так же как и в других стилях йоги, на начальном этапе используются стандартные последовательности и наборы Асан, Виньяс, Пранаям, Мудр, Дришти и Рас, только их спектр значительно шире чем в других стилях йоги.
Ритмы дыхания напрямую связаны с формами тела и характеристиками движения. Наблюдая за естественным изменением дыхания во время практики различных Асан и Виньяс можно найти все известные на сегодняшний день Пранаямы. Поэтому при выполнениии различных упражнений в ходе тренировки в Универсальном стиле применяются специальные Пранаямы, способствующие выполнению этих упражнений и гармонично соответствующие уровню активности и потребностям организма в каждый текущий момент тренировки. При наличии достаточного свободного времени Пранаямы также могут выполняться изолированно, до или после практики Асан и Виньяс.
Существенное значение в Универсальном стиле уделяется Расам – психоэнергетическим доминантам, качественно связанным с активностью тех или иных Чакр (психоэнергетических центров). Во время исполнения тех или инных упражнений йоги психический настрой должен быть специальным и эффективно способствующим успешному их выполнению. При наличии достаточного времени Расы так же могут выполняться изолированно – до или после практики Асан, Виньяс и Пранаям. От психоэнергетического состояния (Расы) практикующего йогу зависит не только эффективность выполняемых им упражнений, но и эффективность социальных действий, а также преуспевание в жизни как таковой.
Решающее значение в практике Универсального стиля играет волевой контроль мыслей. От этого зависит качество и сама возможность целенаправленной практики Асан, Виньяс, Пранаям, Мудр, Дришти и Рас. Способность волевого контроля зависит от Силы Духа, которая возрастает в ходе регулярной намеренной практики йоги в Универсальном стиле. Преодоление же личного Эго и связь с Высшими сферами бытия устанавливается в ходе глубокой медитации и искренней молитвы.Успешное продвижение в этом направлении дарует удовлетворенность и радостность, спокойствие и сознательность, преобразуя и одухотворяя всю нашу жизнь.
Возможные ошибки в понимании и интерпретации Универсального стиля йоги
1. При разовом или эпизодическом посещении занятий в Универсальном стиле без предварительной теоретической подготовки, понимания его сути и целей возникает очень много непонятных вопросов, на которые некоторые критики спешат дать самостоятельный ответ интерпретируя и преломляя воспринятое сквозь призму стереотипов своего ума. Что не редко приводит к абсурдным выводам.
2. Универсальный стиль не является альтернативой для других стилей по самой своей сути. Опираясь на нравственность йоги, он впитывает и интегрирует в себе все лучшие качества и полезные знания существующие на сегодняшний день во всех других стилях, дополняя и обогащая их новым эффективным технологическим опытом. В основе стремления к совершентвованию Универсального стиля лежит осознание того факта, что до сих пор еще не сказано последнее слово в развитии технологии йоги. И процесс совершенствования этой технологии будет идти еще не одно тысячелетие.
3. Использование психотехник в Универсальном стиле иногда вызывает очень сильную реакцию Эго некоторых студентов. Т.к. психотехники влияют на оболочку, расположенную в непосредственной близости возле форпоста Эго. При этом Эго пытается защитить себя на уровне подсознания, подбрасывая в ум различные осуждающие мысли или неприятные эмоции, приводя тем самым к бессознательным негативным реакциям практикующих. Это могут преодолеть только те, кто способен понимать суть происходящего и воспринимать происходящие них реакции отрешенно. В конце концов психическая тренировка – это всего лишь театральная игра, на уровне одной из оболочек. И к ней следует относиться именно как к игре, не более того.
4. Слова «не могу» используют только те, кто недостаточно хочет и ищет причину и оправдание, чтобы не делать, потакая своей лени, привычкам или пристрастиям. Те же кто хочет, находят в себе источник Силы Духа и способы достижения намеченой цели.
5. Прежде чем судить и критиковать предлагаемые в Универсальном стиле йоги упражнения, тренировочные последовательности или психические состояния, нужно сначала понять их предназначение, затем попробовать, прочуствовать, вникнуть в их суть, а затем уже делать умственные выводы. Потому, что в предлагаемых техниках нет ничего, что делается как попало, бессознательно, без понимания цели или без предварительного многократного практического исследования. А то что предлагается, является проверенным чистым выводом, красоту и эффективность которого могут не видеть только не пробующие или предвзято настроенные.
6. Одной из основных целей Йоги является Мокша – освобождение. Но вряд ли кто-то может сказать, что чувствует себя свободным, будучи ограниченным пределами материальных оболочек? Освобождение достигается через очищение и совершенствование материальных оболочек, а также через трансценденцию над ними. И то и другое является не простой задачей. Преодоление физических, психических и ментальных пределов - это дело не легкое. Так же как и трансценденция по отношению к своим привычкам и пристрастиям на уровне тех или инных материальных оболочек. Поэтому путь к Мокше не может быть легким по определению. Можно сказать, что на пути сознательной эволюции нет легких троп. И бессмысленно искать в йоге что-либо легкое. Если же что то происходит легко и без усилий, значит развитие не происходит или уже прекратилось.
7. Инструкторы Универсального стиля могут иногда оказывать помощь практикующим Асаны или Виньясы. Такая помощь оказывается только в случаях, когда студенты совершенно не в состоянии справиться или понять технику исполнения самостоятельно. Однако подобная помощь не является типичной для этого стиля потому, что противоречит сути сознательной эволюции в йоге. Т.к. при этом производит работу по совершенствованию и эволюционирует не студент, а инструктор. Будучи доведенной до экстрима, идея помощи может сводиться к тому, что практикующий приходит в студию, ложится на мат, а инструктор выкладывает из его тела Асаны. В то время как в йоге речь идет об индивидуальном духовном росте, который не возможно купить и не возможно достичь чужими усилиями, без собственных осознаний.
8. Инструкторы Универсального стиля несут ответственность за точные и безопасные комментарии к предлагаемым упражнениям. Кроме того, по правилам преподавания Универсального стиля, инструктор обязан объяснить ученикам принципы модификации предлагаемых упражнений для того, чтобы занимающиеся могли самостоятельно упрощать или усложнять упражнения предлагаемой программы в соответствии со своими возможностями. Однако нельзя исключить случаи, когда студенты слушают предостережения инструктора невнимательно и затем выполняют упражнения неправильно и бессознательно. Ведь когда инструктор описывает правильную и безопасную технику исполнения упражнения, то он делает со своей стороны максимум - все, что он может, но исполняет то эти упражнения не он, а каждый ученик сам. И поэтому каждый ученик прежде всего должен понимать свою собственную ответственность за свою собственную невнимательность и последующие ошибки в практике.
9. В отличии от существующих в наши дни школ йоги в Универсальном стиле йоги решающее значение имеет критерий практической эффективности. Земная жизнь коротка. Именно поэтому отодвигаются на второй план многословные разговоры, сентиментальные эмоции, бесконечные ментальные сомнения и вечное потокание собственному безволию. Т.к. без преодоления этих качеств и привычек невозможно преодолеть духовную деградацию. На первый план выдвигается предпочтение: «Дух над материей» (а не наоборот). Такой подход пугает только тех, кто цепляется за свои пристрастия и в действительности не хочет меняться, предпочитая подстраивать понятия йоги под свой несовершенный образ жизни и упрощать технику до уровня собственной неразвитости. А не наоборот, приводить свою жизнь в соответствие с идеалами и стандартами йоги. Поэтому то большинство и предпочитает изийогу, йогафитнес, йогатерапию или йогабизнес, отождествляя себя с одной из оболочек, которые на самом деле являются всего лишь инс! трументами для Духа. В действительности же таких большинство. И это большинство вполне устраивает играть в модную экзотическую йогу час или два часа в день и возвращаться к своим привычкам за стенами комнаты для йоги. На самом деле сильных в Духе, способных предпочесть высшие ориентиры и принять вызов на этой земле рождается не так уж много. Поэтому не удивительно, что истинная Йога во все времена была уделом меньшинства духовной элиты. Йога известна на земле уже не одну тысячу лет, но где те Сильные Духом, кто способны ее принять такой какая она есть?