В настоящее время широко распространено ошибочное мнение, что Хатха-Йога — это система, включающая в себя только начальные этапы Раджа-Йоги, или, как ее еще называют, Аштанга-Йоги (восьмиступенчатой Йоги) Патанджали. При этом кто-то считает, что она охватывает первые четыре ступени: Яму, Нияму, Асану и Пранаяму, кто-то игнорирует первые две ступени и относит к Хатха-Йоге только Асану и Пранаяму, а кто-то вообще говорит о Хатха-Йоге исключительно как о практике Асан.
Основанием для этих мнений послужила первая сутра из «Хатха-Йога-прадипики», в которой ее автор Сватмарама говорит: «Поклоняюсь Шиве, преподавшему науку Хатха-Йоги — ступени, ведущей к достижению вершин Раджа-Йоги». Из этого позднейшие комментаторы сделали вывод, что Хатха-Йога — это просто первые уровни Раджа-Йоги.
На самом же деле эта сутра говорит о Хатха-Йоге как о диалектическом методе Раджа-Йоги. А диалектика — это постижение истины через столкновение и примирение противоположностей. В Йоге такими взаимодополняющими противоположностями являются качества Ха и Тха.
Конечно, проще всего их заметить на третьей и четвертой ступенях Аштанга-Йоги — в практике Асан и Пранаям. Здесь Ха и Тха обычно связывают с напряжением и расслаблением тех или иных групп мышц, а также с двумя фазами дыхания — вдохом и выдохом. Но тогда причем тут первые две ступени Хатха-Йоги — морально-этические принципы, личная дисциплина и гигиена?
Не следует считать, что Хатха-Йога охватывает только первые четыре ступени Аштанга-Йоги, так как она распространяется на «тонкие» управляющие структуры человека в не меньшей степени, чем на его «грубые» инструменты.
Пратьяхара и Дхарана подразумевают активное управление лучами внимания. Это Ха на уровне личной Силы Воли (Духа). Дхьяна и Самадхи — это пассивное созерцание и Тха на уровне личной Силы Воли (Духа). И организующая Сила хотя и является «тонкоматериальной», но все же материальной. И на эти практики, как и на все материальное, распространяется принцип двойственности (Ха-Тха).
Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, существует семь видов Самадхи. И только достижение Нирвикальпа-Самадхи является освобождением и выходом за пределы материи и двойственности. Или достижением Нирваны, как это называется в буддийской традиции.
Первые же две ступени — Яма и Нияма — по-настоящему становятся возможными лишь после достижения Самадхи. А то, что они идут в списке первыми, есть гениальный стратегический ход Патанджали, предлагающий «начать с конца» и сразу заложить основу, способствующую быстрому росту и эволюции сознания, без потери времени на заблуждения и совершение кармических ошибок.
Диалектический Ха-Тха-метод Раджа-Йоги наилучшим образом способствует осознанию всевозможных явлений и процессов в ходе практики на любом этапе продвижения в Йоге и позволяет в конце концов уравновесить противоборствующие силы, достичь Полной Удовлетворенности и Безмятежного Покоя в гармонии двойственности и Единстве Всеохватности.