1.Прежде чем приступить к практике Хатха-Йоги, необходимо создать для этого благоприятные внешние условия (принцип ямы):
а) Вы определяете для себя все внешние раздражители. Например, за окном рабочие чинят забор. Вы отмечаете это как возможность резких звуков за окном в этой связи. То же самое касается ваших близких, которые находятся с вами в одном помещении на момент практики: Вы для себя предусматриваете возможность шума с их стороны, и предупреждаете, чтобы они вам по-возможности не мешали.
б) у Вас достаточно места и времени для практики;
в) Вы действительно хотите заниматься, а если такого желания нет – надо для себя найти вескую и понятную причину для практики.
Создание благоприятных внешних условий для практики регулирует прохождение энергии через нижнюю чакру – Муладхару (первоэлемент Земля). Эта чакра на уровне бессознательного отвечает за выживание. Энергия этой чакры настроена на то, чтобы защищать тело от внешней агрессии (убегать или атаковать). В неблагоприятных внешних условиях внешняя мускулатура тела остается в постоянном напряжении, в результате чего энергия из этой чакры не может свободно подняться на более высокий уровень.
2. Необходимо обеспечить благоприятные внутренние условия для практики (принцип ниямы):
а) внешние приготовления: Вы не должны испытывать чувства голода или переедания;
б) внутренние приготовления: у Вас нет неотложных дел, на душе спокойное состояние – желания не беспокоят; внимание сосредоточено только на практике.
Создание благоприятных внутренних условий для практики уравновешивает внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник. Это способствует свободному прохождению энергии через Свадхистану – чакру (первоэмелент – Вода), которая отвечает за безусловные инстинкты, которые порождают желания, трудно поддающиеся контролю со стороны сознания.
3. Первые две чакры отвечают за бессознательные механизмы. Уже на уровне успокоения первых двух чакр происходит момент регулирования двух потоков в теле: каналов Пингала (Ха) и Ида (Тха). Только обеспечив благоприятные внешние и внутренние условия приступают к практике асан. Асана – это комфортное и устойчивое положение тела.
При выполнении каждой асаны все тело находится во внимании целиком – от кончиков пальцев ног, пальцев рук до макушки головы. Дыхание - в естественном ритме.
При этом – каждая асана имеет три этапа:
1) вхождение в асану;
2) уравновешивание тела в асане относительно направлений перед-зад, лево-право, верх-низ; наблюдение за ощущениями напряжения-расслабления в различных частях тела при выполнении разных асан;
3) пребывание в состоянии равновесия. При этом внешние мышцы, должны быть расслаблены, внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник – находиться в состоянии «подтянутости». Когда асана выставлена правильно, тело попадает в состояние равновесия, в нем появляется ощущение устойчивости, комфорта и наслаждения.
Именно достижение состояния равновесия, устойчивости и комфорта в теле является главной целью в асане. Потому что без равновесия и устойчивости в теле нет уравновешивания энергий левого и правого каналов (Иды и Пингалы). В результате – энергия не поднимется из Манипура-чакры (первоэлемент – Огонь) выше. Правильная регуляция асаны дает возможность осознанного управления телом. Исчезает лишний вес, тело приобретает красивые формы, появляется возможность регулировать чувство голода; тело намного проще переносит холод и жару.
4. Пранаяма возможна лишь тогда, когда тело находится в устойчивой и комфортной позе. Пранаяма – это очень тонкий процесс. Вначале – это наблюдение за естественным ритмом вдоха, выдоха и задержки. Правильное положение тела в асане и усвоение естественного ритма дыхания дают возможность урегулировать дыхание в сторону четкого соответствия длины вдоха, выдоха, задержки и услышать более тонкий ритм – сердца. Наблюдение и усвоение этого ритма дает возможность услышать биение ликвора – спинномозговой жидкости, движение которой в позвоночном столбе и связывают с «подъемом кундалини». Правильное выполнение асаны и пранаямы обеспечивает свободное прохождение энергии от Анахаты (первоэлемент - Воздух) вверх – до Вишудха чакры (первоэлемент – Пространство или Эфир).
5. Активизация Вишудха чакры приводит к тому, что мы начинаем осознавать, как внешний мир пробуждает наши желания и заставляет нас рассеивать энергию на удовлетворение этих желаний. Это дает возможность научиться управлять этим процессом и перенаправить внимание и энергию от внешних раздражителей к внутреннему миру. Это пятая ступень йоги Панатджали – пратьятхара. Успешное освоение 5 ступеней приводит к тому, что 5 первоэлементов природы в человеке проявлены и уравновешены. Благодаря этому появляется состояние внутреннего комфорта и блаженства, а энергия перестав расходоваться вовне может подняться выше – для пробуждения Аджна-чакры.
6. Аджна – чакра отвечает за развития более глубокого понимания действительности – за пробуждение мудрости. Шестая ступень - дхарана – это способность направлять наш разум, то есть из всего многообразия объектов, которые нас окружают, выбирать один, и внимание направлять только на него. Например, пребывая в асане, все свое внимание направляем на ощущения внутри тела, стараясь полностью исключить его рассеивание на мысли, эмоции или внешние раздражители.
7. Дхьяна (уровень Сахасрара чакры) – это способность длительное время, не отвлекаясь, находится в восприятии того объекта, на который направлено наше внимание и который мы стремимся понять. Это опора на глубокое внутреннее знание, которое не связано с интеллектом и возникает самопроизвольно, в результате того, что наше внимание остается бдительным и в течении длительного времени непрерывно сосредотачивается только на одном объекте – например, на ощущениях в теле при выполнении асан. В результате - занимающийся уже не прилагает усилий для того, чтобы пребывать в асане в состоянии глубокого покоя, устойчивости и комфорта.
8. Самадхи – это состояние, когда Вы теряете собственные границы и полностью растворяетесь в объекте созерцания, при этом достигая глубокого понимания его сути.