Та нтра — термин, возникший в результате культурного шока европейских миссионеров, давших столь примитивно-обобщающее название разнородным учениям и практикам индуизма, буддизма, бон, новых религий и культов Нью-Эйдж... психотерапии/маскировке «ceкcуальных излишеств».
Исходное понятие тантра происходит от (санскр. तन्त्र, тантра, букв. «непрерывность», «связь», «нить») — система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека (Шеха) и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств).
В индийской терминологии тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского так и женского начал.
В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя Тибетский буддизм и японскую школу Сингон, тантра является третьей и высшей колесницей учения.
В течениях Нью-Эйдж тантра ассоциируется с магическими и ceкcуальными ритуалами, при этом представители разных эзотерических групп апеллируют к их индийскому или псевдобуддийскому происхождению.
Тантрой иногда называют сеансы ceкcуальной терапии или массовой содомии, организуемые с целью расслабления, снятия комплексов или развлечения.
В боевых искусствах к тантрическим относят тайцзицюань и айкидо, в которых особо важна работа с энергией Ки (ци) и инь и ян.
Разнообразные толкования слова тантра различными школами и группировками часто приводит к недоразумениям. Поскольку даже в Индии и в Тибете термином тантра обозначают совершенно разные понятия, от обычной магии до пути к просветлению.».
История и символизм индийской тантры
Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. Тантристы считают свое вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».
Тантра «правой руки» господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало.
Тантра «левой руки» ведущим началом признает женское, символизирующее мудрость.
Символом мудрости и пустоты, женского начала является лотос. Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии, где этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство. Троном каждому из тибетских богов служит огромный цветок лотоса — это знак приобщения к ваджра («алмаз», «молния») — небольшой ритуальный жезл. Ваджра — символ самого Просветления, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, неколебимости буддийского учения, мудрости. Другой символ женского начала вселенной — колокольчик. Мужское начало символизирует о твердости, не уступающей алмазу. Поэтому многие буддистские божества изображаются с ваджрой в руках.
Техники
Характерным свойством тантрических техник является их комплексное воздействие на широкий спектр проявлений человека как живого мыслящего существа. В результате практики тантрических техник расширяется диапазон характеристик осознаваемого функционирования тела и ума человека, благодаря чему на определённом этапе практикующий переживает, что привычное, условно «нормальное» с точки зрения современной психиатрии состояние сознания является лишь одним из множества иных состояний, в которых возможно присутствие самоосознавания, но изменяется механизм интерпретации умом информации органов чувств.
В результате успешной практики тантрических техник практикующий теряет обусловленность своей личности и переживает себя как безграничное внеличностное осознающее существо, чье бытие имеет место вне концепций двойственности (я — не я, имя — форма), сущность которого неотличима и неотделима от абстрактного с точки зрения материализма вселенского сознания.
Буддийская тантра
Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:
созерцание изображения божества и затем отождествление себя с ним; использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры, они пришли в Тибет из Индии); чтение мантр.Буддийскя тантра включает в себя четыре класса тантр:
тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал; тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными; Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация; тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.Тантра йоги
Тантра высшей йоги, доступная только для тех йогинов, кто достиг очень высокой ступени духовного развития и способен постичь истинную природу вещей независимо от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины.
В Ануттара-йога-тантре женщина — воплощение мудрости-праджни — ставится выше мужчины. Во многих текстах, принадлежащих к Ануттара-йога-тантре, например в тантре Ваджрайогини, главное божество имеет женский облик. «В тантрах высшей йоги, например в Гухъясамаджа-тантре, возможность для практикующей женщины достичь полного пробуждения за одну жизнь признается открыто и безоговорочно». Главенство женского начала выражается и в том, что многие божества (особенно бодхисаттвы) имеют женовидный облик.
При написании этой статьи частично использовалась книга А.Л. Барковой Буддийская живопись