1000hp.ru

...твоя йога




Ученик перед стеной

ученик перед стеной

«Стена» выступает метафорой тупика на духовном пути, однако если воспринять эту метафору буквально, то ученик, оказавшийся пред глухой стеной без учителя, вынужден взаимодействовать с самим собой, причем стена выступает надежным средством для рефлексии.

Как работать со стеной, преградившей ваш путь? В качестве простейшего решения такой проблемы можно перейти к практике йоги «с опорой на стену», но этим данная ситуация не исчерпывается, ибо стена выводит на вертикаль, создает новое измерение в жизни и практике. И если первый подход к стене предназначен преимущественно для начинающих, то дальнейшее создание объема в практике изобилует возможностями для продвинутых.

Стена лишь поначалу воспринимается как преграда, но в действительности становится поворотным рубежом в практике, позволяющим устремиться вверх, повысить уровень мастерства и личной энергии. Стена – великий учитель, ибо просветление начинается с правильной работы с телом.

Большинство инструкторов по йоге, особенно среди практикующих в айенгар-стиле, используют стену для освоения асан самого разного уровня - как простейших, так и усложненных. Стена служит «опорой» в обоих случаях: при упрощении асан в йога-терапии либо углублении практики в поиске дополнительных вариаций. Однако принципиальное отличие взаимодействия со стеной от применения иных подсобных средств (веревок, блоков, валиков и т.п.) состоит в том, что здесь не создается «зависимость», а возникает «вызов» для дальнейшего развития.

Теоретически стена задает трехмерную систему координат, оформляет «объем сознания», ибо обычно практика происходит лишь на горизонтальной плоскости - на полу, а стена добавляет возможность соотноситься с вертикальной поверхностью. Включение в практику асан «на стене» – не столько искусственное средство, сколько возврат к естественной среде существования человека, в которой всегда присутствуют вертикальные поверхности: стены, деревья, скалы и т.п. В васту (планировке) йога-шалы обязательно учитываются направления, которые ограничиваются стенами, а выбор помещения в доме зависит от общей конфигурации здания.

Благоприятными считаются стены, обращенные на восток и север, особенно составляющие северо-восточный угол. На природе выбор «места силы» также обусловлен наличием вертикальных потоков энергии, направляемых деревьями или скалами.

При рассмотрении классификации асан по типу «давления телом на стену» оказывается, что в нее войдут все известные типы асан: прогибы, скрутки, перевернутые и балансировочные позы и т.д. Прежде всего, стена служит для выравнивания вертикального положения тела как такового, а именно, выполнения тадасаны и выставления прямых углов при наклонах и упорах руками и ногами.

Далее, стена может служить упором при выполнении тех асан, где руки или ноги имеют тенденцию разъезжаться: например, в треугольниках удобно устанавливать стопу задней ноги вплотную к стене и выстраивать всю асану перпендикулярно стене. Очевидно, в любых балансировочных позах достаточно лишь слегка касаться стены для контроля равновесия либо находиться в непосредственной близости к ней, чтобы соотносить с ее поверхностью положение тела. Однако при выполнении таких асан, как навасана, стена может выступать «противовесом»: упор стопами в стену на уровне лица при полусогнутых ногах с последующим их выпрямлением помогает создать напряжение, необходимое для выстраивания позвоночника и головы на одной наклонной линии.

Практически все типы скруток требуют одновременно толчка руками в одну сторону и упора ногами в противоположную сторону, что легко создается в положении вплотную к стене, сидя или стоя. Интересны варианты отработки удержания тела в горизонтальной плоскости с «переворачиванием» пространства: так, в чатуранга-дандасане рекомендуют прижимать стопы к стене и делать усилие «стоять на стене» с целью вытягивания тела вперед; и наоборот, для отработки дандасаны можно сначала выполнять ее стоя лицом к стене, опираясь ладонями на поверхность стены, создавая при этом усилие, которое требуется для опоры на пол.

Нет нужды объяснять пользу стены для освоения перевернутых асан, однако кроме простейших стоек на голове и руках при опоре на стену можно создавать дополнительные вариации с различными разворотами ладоней, в которых иначе удержать равновесие едва ли реально, тогда как они позволяют особенно интенсивно проработать плечевой пояс и грудной отдел позвоночника.

Кроме того, известны различные последовательности освоения халасаны, сарвангасаны, скорпионов – с исходным положением лицом или спиной к стене. При освоении прогибов, значительную часть которых можно отнести к полуперевернутым асанам (в обращенном положении оказывается либо верхняя часть тела, как в чакрасане, либо нижняя – как в дханурасане), вариации со стеной весьма обширны.

Простейшим примером может послужить отработка выхода в мост из положения стоя, при котором поначалу ученик перебирает по стене руками, пытаясь в пределе опустить ладони на пол. Особую группу асан составляют вариации с веревками, закрепленными на стене либо выше головы, либо на уровне пояса, а используются они в значительной мере для длительного расслабления в перевернутых позах и углубления прогибов.

Даже при завершении практики, особенно после напряженной работы с прогибами, обычную шавасану иногда целесообразно заменить расслаблением лежа на спине с подъемом на стену ног, разведенных в поперечный шпагат, сложенных в бхадрасану либо сукхасану. Настолько полный спектр асан позволяет считать, что данное руководство обладает целостностью и может служить не только для отработки отдельных асан, но и для создания последовательностей.

При выстраивании последовательностей в процесс работы со стеной включаются также и обычные асаны на полу, что восстанавливает ограниченные ранее возможности перемещения в пространстве. «Взаимодействие» асан друг с другом предполагает «подход» к стене и «отход» от стены, причем асаны подбираются таким образом, что их эффекты вступают в резонанс и взаимно усиливаются. Такими парами асан выступают, в частности, адхо-мукха-шванасана (собака мордой вниз) и врикшасана (стойка на руках у стены) либо вирасана (положение сидя, таз на полу между голенями согнутых ног) и ардха-Матсьендрасана (скрутка у стены с одной ногой в вирасане) и т.п.

В первом примере выставляется правильное положение плечевого пояса, а во втором акцент делается на раскрытие бедер, но в обоих случаях чередование асан способствует совершенствованию каждой из них. При динамической практике стена может служить для толчка или остановки в «вихревых» асанах, например, при выходе из чакрасаны обратно в стойку на руках с помощью стены можно менять уровень высоты, начиная с которого необходимо перевести стопы из крайнего нижнего в крайнее верхнее положение. Данное движение противоположно освоению входа в чакрасану из положения стоя на ногах, ибо здесь требуется выход из нее в положение стоя на руках, и стена служит опорой не для рук, а для ног.

Подобные сложные функции стена начинает выполнять преимущественно в практике аштанга-виньяса-йоги при освоении продвинутых последовательностей, однако ее применение в данном стиле не относится к классике жанра.

Стена в функции коррекции может служить в помощь инструктору или «на замену» инструктору при самостоятельной практике. Наиболее очевидна вспомогательная роль стены при необходимости выровнять тело в одной вертикальной плоскости в треугольниках, когда недостаточное раскрытие бедер обычно приводит к перекосу всего тела.

Вариации в треугольниках можно выполнять как спиной к стене, так и лицом к стене, где в первом положении асана выправляется в большей мере за счет мышечных усилий, а во втором – за счет давления веса тела, прижимаемого к стене. В первом случае асана отрабатывается в состоянии напряжения, а во втором возникает и даже требуется полное расслабление.

Во многих стоячих асанах инструктору тоже удобнее использовать стену для коррекции, например, в уттхита хаста падангуштасане проще помочь ученику отвести поднятую ногу в сторону, если он стоит вплотную спиной к стене: инструктор одной рукой прижимает плечо ученика, а другой создает давление на стопу или колено отводимой ноги. Примечательную вариацию со стеной использовал В. Шешадри для коррекции пашчимоттанасаны: он выполнял стойку на руках с опорой руками на спину ученика, а ногами – на стену.

Таким образом, ему удавалось создавать сочетание давления всем своим весом с возможностью вытягивать спину ученика руками, прорабатывая каждый участок, чего не сделаешь, просто пройдясь по нему ногами, тогда как вытягивание с помощью рук было бы слабоватым.

Наконец, совершенство в практике йоги со стеной открывает перед учеником два пути развития, которые условно можно отнести к противоположности между искусственным и естественным. В первом случае вертикаль будет представлена столбом или канатом, как в маллакхамб-йоге, где выполнение асан в «подвешенном состоянии» относится скорее к йога-спорту и предназначено для создания идеальной физической формы.

Мне доводилось наблюдать весьма артистичное выступление в данном жанре одного инструктора из Южной Америки, состоявшееся в ашраме Парамартх Никетан (Ришикеш, Индия). Во втором случае совершается переход от практики с гладкой стеной к взаимодействию с природным рельефом, где почти никогда не встречаются строго горизонтальные и вертикальные плоскости, а присутствует наклонная плоскость под большим или меньшим углом, к тому же с неровной поверхностью.

Искусство импровизации, необходимое для практики в подобных условиях – среди скал или в лесу, - остается в пределах естественных движений, хотя и позволяет оттачивать их до тончайших деталей, не просто развивая собственную структуру, а совершенствуя взаимодействие с окружающим энергетическим пространством при всей его непредсказуемости. Именно второй путь представляется наиболее разумным в перспективе постепенного включения в процесс самосознания Вселенной и достижения предельного самадхи (сосредоточения), в котором все многообразие объектов схватывается как единое целое.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Шри Юктешвар

News image

Свами Шри Юктешвар Гири (1855—1936), индийский Джнянаватар, «Воплощение Мудрости», гуру Парамахансы Йогананды и парамгуру крийябанов — ...

Основы йоги

Мифы и заблуждения о йоге: 8 ступен

News image

Однажды Карлу Линнею, создателю первой научной классификации биологических видов предложили оценить определение, данное молодым ученым ...

Йога для женщин

News image

Татьяна Пивень занимается йогой с 1999 г. Преподает йогу с 2000 г. в городе Киеве. Ин...

Взгляд на йогу через Бхагавад-гиту

News image

Данная статья – это взгляд вайшнавов на йогу Сегодня на Западе известны многие формы йоги (крийя-йога, ха...

История и легенда

News image

  Прежде, чем начать заниматься йогой, вам следует больше узнать о ней, нежели тот факт что "й...

Йога Айенгара

News image

Другим направлением хахта йоги, которое так же популярно на Западе, является статическая йога Шри Б. К....

Вне йоги или по ту сторону обусловл

News image

Все мы так или иначе пытаемся убежать, отгородиться от реальности. Каждый по-своему, но цель всегда од...

Малоизвестные практики йоги

News image

В некоторых литературных источниках по Йоге уже неоднократно упоминалось о различных, на первый взгляд, нетрадиционных дл...

Для начинающих йогов. Полезные сове

News image

На что обратить внимание в своей повседневной жизни: 1. Обязательно 8-часовой крепкий сон. Избегайте спать на мя...