Цель йоги — помочь нам познать свою божественную природу, чтобы мы, опираясь на это знание, отказались от действий, из-за которых чувствуем себя несчастными. Как это сделать? Хатха-йога работает через тело, используя его сигналы, симптомы и ощущения. Когда вы при этом используете свое воображение и внутреннее чутье, расшифровка телесных сигналов становится работой души. Философия йоги предлагает всеобъемлющую модель жизни, которая объясняет принцип воздействия йоги. Чтобы убедиться, как тесно связаны между собой ваш ум, эмоции, дыхание и тело, необходимо понять две центральные концепции йоги—коши и чакры.
Коши
Чистое сознание (пуруша), заключенное в человеке, часто сравнивают с ярким светом, который горит не только в нас, но и во всех других живых существах. Мы являемся капельками огромного сияющего океана Вселенной. Поскольку мы существуем в физической форме, природа создала вокруг нашего сверкающего ядра защитные слои, начиная с тончайших и заканчивая плотными. Эти слои, которые еще называют оболочками, или кошами, подобны шарам ткани разной плотности, скрывающим свет чистого сознания.
Представьте себе светящийся центр, вокруг которого расположены пять концентрических колец. Кольцо, которое ближе всего к свету, состоит из самой тонкой, почти прозрачной ткани. Этот слой называют благословенной оболочкой, анандамайя-кошей. Следующий слой, менее прозрачный — это оболочка интуиции, или виджнянамайя-коша. После него идет более плотный слой, маномайя-коша, или оболочка мыслей. Эти три слоя составляют наше «ментальное» тело. Важно понимать, что все, что не является чистым сознанием, в науке йоги считается материальным. Так что, по сути, ум — это очень тонкая материя. Ментальные оболочки покрывает еще более плотный слой — пранамайя-коша, энергетическая оболочка, или энергетическое тело. Специалисты по акупунктуре работают именно на этом уровне. Внешняя и самая плотная из пяти оболочек — это «пищевая оболочка, аннамайя-коша, наиболее осязаемая часть нашего тела с точки зрения йоги.
Чакры: центры сознания в теле
Коши не функционируют независимо друг от друга. Их связывают между собой и координируют их работу центры энергетического осознания, которые называются чакрами. Чакра — это место или поле, а не поток энергии или информации. Само слово «чакра» значит «колесо», или «вихрь». Каждая чакра пронизывает все пять оболочек человеческого существа. Я представляю чакры как своего рода проводники, мгновенно передающие энергию и получаемый опыт в каждую оболочку ментального, энергетического и физического тела. Этот опыт осознается нами на одной из оболочек (кош) и проникает во все остальные через чакры. Именно поэтому беспокойство вызывает покраснение кожи, а сомнение женщины в том, что она сможет выносить ребенка, может привести к бесплодию. Теория кош и чакр просто и исчерпывающе объясняет взаимозависимость между психикой и сомой (сознанием и телом).
Семь основных чакр
Из многих энергетических вихрей тела семь являются основными. Это муладхара, свалхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня и сахасрара. Каждая из них обладает особым качеством, которое задает тон нашего взаимодействия с миром. Концепция чакр иллюстрирует целостность подхода йоги к исследованию человека, ведь, используя эти концепции, можно изучать все аспекты его бытия: ментальные привычки, характер, состояние здоровья, особенности осанки, энергетический дисбаланс и так далее.
Чакры находятся в определенных зонах тела и ассоциируются с Пятью Великими Элементами. Они расположены на энергетической оси тела, которая проходит вдоль позвоночника.
1. Муладхара. Первая чакра, или чакра основы, размещена в самом низу позвоночника. Она отвечает за функционирование надпочечных желез и копчикового нервною сплетения. Муладхара ассоциируется с Элементом Земли. С этой чакрой связаны проявления инстинкта самосохранения: паника, страх, агрессия и обеспечение выживания.
2. Свалхиштхана. Вторая чакра, находится в районе крестца. В область ее влияния входят крестцовое нервное сплетение и половые железы. Свадхиштхану соотносят с Элементом Воды, она управляет ceкcуальными отношениями, чувственным удовольствием и выживанием вида.
3. Манипура. Третья чакра, расположена в районе пупка и отвечает за работу солнечного сплетения и поджелудочной железы. Ее Элемент — Огонь. Она ответственна за проявления властности, эго и сублимацию.
4. Анахата. Четвертый центр, соответствующий Элементу Воздуха, расположен на уровне сердца. Он влияет на работу сердечною и легочного нервных сплетений, а также вилочковой железы. С этой чакрой связывают проявления любви и сострадания во всех их аспектах.
5. Вишуддха. Пятая чакра, расположенная в основании шеи, отвечает за работу щитовидной и паращитовидных желез и глоточного нервною сплетения. Ее Элемент — Эфир, или пространство, она управляет творческими способностями, самовыражением и верой в поддержку извне.
6. Аджня. Шестой центр, расположенный немного выше точки между бровями, отвечает за работу сонного сплетения и мозга, а также за функционирование шишковидной железы. Аджня соответствует Элементу Ума, который может показаться вам нематериальным. Однако с точки зрения йоги все, что не является чистым сознанием, — это материя, даже тонкие вибрации сознания. Эта чакра управляет самоанализом, интуицией и видением внутреннею «света».
7. Сахасрара. Седьмая чакра находится на самой верхней части черепа, где расположен родничок. Сахасрара-чакра находится на макушке и соответствует Элементу Реальности вне формы и опыту безграничною и бесконечною осознания.
Верхние чакры имеют отношение к высшим состояниям сознания, поэтому соотносятся с внутренними оболочками. Нижние чакры, управляющие проявлениями инстинктов, соотносятся с внешними оболочками.