В рамках хатха йоги также выделяются разные традиции и направления. Мы сосредоточимся на одном, к которому можно отнести и йогу Айенгара: АШТАНГА ЙОГА или восьмичастная йога. Согласно этой традиции, практика йоги включает в себя восемь составяющих: яму, нияму, асану, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи. Эти части нередко принято называть ступенями, что может ввести в заблуждение. Дело в том, что практика действительно подразумевает последовательное освоение всех восьми частей, но при этом их не проходят как очередные ступени лестницы, каждая из которых остаётся позади при переходе на следующую. В данном случае речь скорее идёт о присовокуплении, то есть каждая следующая часть присоединяется к предыдущим, но не отменяет их.
Итак, первая часть или ступень - это ЯМА, свод моральных норм, регулирующих взаимоотношения человека с окружающими, то есть его поведение в обществе. Выделяется пять основных принципов ямы: ахимса - ненасилие, сатья - правдивость, астея - не желание чужого, брахмачарья - контроль над чувственными удовольствиями и апариграха - нестяжательство. Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгар сравнивает принципы ямы с корнями дерева, что даёт представление о том, насколько важна их роль в практике йоги. Без корней нет дерева, также как дома без фундамента.
За ямой следует НИЯМА, пять принципов которой определяют правильное личное поведение. К этим нормам относятся: шауча - чистота, сантоша - довольство, тапас - пылкое стремление, свадхьяя - самоизучение и Ишвара пранидхана - преданность Господу. Соблюдение этих принципов обеспечивает личную физическую и «душевную» гигиену, позволяет жить в согласии с самим собой.
АСАНЫ на западе стали безусловной визитной карточкой йоги, зачастую единственной практикуемой составляющей. Йог - это человек, который может прижать пятку к затылку, часами стоять на голове или сидеть в позе лотоса, о существовании которой знают даже люди от йоги далёкие. С санскрита слово «асана» переводится как «поза» или «сиденье», поэтому в некотором смысле асаной можно считать любое положение тела. Нам такая точка зрения может показаться весьма экзотичной, но, если вам доводилось бывать в Индии, и вы имеете хотя бы отдалённое представление о том, как выглядят асаны, то не могли не обратить внимания, что уличные торговцы и ремесленники нередко сидят именно в этих позах, при этом подолгу не меняют положения и чувствуют себя вполне комфортно. Невольно начинаешь задумываться о том, что первично - древнее учение или многовековые обычаи. Возвращаясь к йоге, можно сказать, что асаны - это такие позы, которые оказывают благотворное и оздоровляющее влияние на тело и ум. Индусы говорят, что поз йоги столько же, сколько звёзд на небе и песчинок на дне океана. На родине йоги в ходу на сегодняшний день «всего» несколько сотен асан, на западе и того меньше, но результат их правильного использования всё равно впечатляет. Позы редко выполняются по отдельности, как правило, из них составляют динамические или статические последовательности, направленные на достижение определённого результата. Создание таких последствий - целое искусство, которому надо учиться не один год.
ПРАНАЯМА - это наука о дыхании (йога и дыхание). Все мы знаем, что процесс дыхания играет первостепенную роль в поддержании жизнедеятельности организма, но задумывались ли вы о том, насколько тесна его взаимосвязь с нашим сознанием? Попробуйте понаблюдать за собой и окружающими. Если вы взволнованы, дыхание становится поверхностным и прерывистым, а в состоянии шока его и вовсе может «перехватить». У спящего человека активность мозга снижается, и его дыхание делается размеренным и ровным. Как известно, наблюдение за объектом меняет объект - поставьте небольшой эксперимент: примите удобное положение и понаблюдайте за своим дыханием несколько минут. Этот процесс увлекает и успокаивает одновременно. Вскоре вы заметите, что дыхание стало более глубоким, ритмичным и спокойным, а вместе с ним удивительным образом успокоились и ваши мысли. Это наглядное подтверждение того, что дыхание столь же эффективно воздействует на ум, сколь ум на дыхание. Кстати, такое простое упражнение можно считать первым шагом к пранаяме, поскольку оно помогает сделать сам процесс дыхания осознанным. Все остальные дыхательные упражнения следует осваивать под руководством опытного преподавателя после предварительной подготовки тела посредством асан. Поэтому йога и дыхание являются взаимодополняющими.
Когда тело стало сильнее и выносливее, а ум - внимательнее и сосредоточеннее, можно обратиться к более тонким, внутренним аспектам практики, первым из которых является ПРАТЬЯХАРА. Она подразумевает некоторую степень отрешённости разума от тела, что позволяет направить чувства внутрь, благодаря чему они перестают отвлекаться на внешние раздражители. Во-первых, такое состояние делает практику гораздо глубже, во-вторых, её плоды не растрачиваются, выплёскиваясь вместе с беспорядочными чувствами, а накапливаются внутри. Кроме того, пратьяхара - первая ступень медитации.
Предыдущая ступень, взявшая под контроль чувства и направившая их извне к внутренней сути нашего естества, позволяет рано или поздно достичь глубочайшего сосредоточения, концентрации или ДХАРАНЫ. На этом этапе не только чувства, но и ум перестаёт блуждать, становится целеустремлённым или, выражаясь языком йоги, однонаправленным, приближая практика к заветной цели.
ДХЬЯНА на западе «прижилась» под именем латинского происхождения «медитация». В последнее время обсуждать этот феномен настолько модно, что он почти стал общим местом. С некоторых пор медитацию, традиционно ассоциирующуюся с восточными учениями, даже включили в арсенал христианских практик, где её принято называть размышлением. О ней все говорят, многие пытаются ею заниматься, но на деле мало у кого это получается, что совсем неудивительно. Дело в том, что для достижения подобного состояния необходима абсолютная дисциплина тела и ума. Если дхарана позволяет всецело сосредоточиться на объекте наблюдения или созерцания, то дхьяна означает по сути слияние наблюдателя с объектом наблюдения. Это не просто осознание единства бытия, но переживание, реальный опыт этого единства.
Наконец САМАДХИ, то есть просветление, освобождение или реализация - подлинная и единственная цель йоги, её бесценный плод. Это состояние покоя, блаженства и слияния с Богом или Абсолютом. Описать или объяснить его невозможно, так как оно лишь отчасти принадлежит этому миру. На востоке, где преобладает вера в перерождение, нередко говорят о том, что путь йоги, ведущий к свободе самадхи, занимает не одну жизнь.
Не было и нет однозначного ответа на вопрос, в чём смысл жизни, что такое Бог, любовь, красота или... йога. Каждый рано или поздно, в той или иной мере задаётся этими вопросами и пытается найти ответ сам. Если вам интересно, что такое йога, отправляйтесь в путь, на котором вас ожидает много удивительных открытий.