Что такое Аюрведа. Основные принципы Аюрведы как науки о поддержании здоровья и лечении возникших заболеваний. Естественный и целостный подход к организму человека.
Для успешного достижения своих целей физическое и умственное здоровье необходимо всем. Как часто мы можем услышать: «Главное — здоровье». И правда — человек, целью жизни которого является чувственное удовольствие (кама), прекрасно понимает, что здоровье — необходимое условие, без которого наслаждаться с помощью органов чувств было бы весьма затруднительно. Но и трансценденталисту, стремящемуся к освобождению (мокше) или развитию любви к Богу (преме) для успешной духовной практики желательно иметь здоровое тело. Йог рассматривает тело как важный инструмент, который необходимо содержать в порядке и исправности, чтобы с его помощью, проделав все необходимые упражнения и манипуляции с жизненным воздухом, достичь желаемого им состояния самадхи (транса). Что касается преданного Бога, то он считает тело собственностью Бога, которую Отец дал ему на время и которую он использует в служении Богу. Очевидно, что любящий сын желает как можно лучше заботиться о собственности своего Отца (хотя и помнит, что целью является всё же не сохранение тела во что бы то ни стало, а то служение, которое можно совершить с его помощью). Поэтому частью ведического знания, данного Богом и передающегося с незапамятных времён до наших дней, является наука о поддержании здоровья — Аюрведа.
Слово «Аюрведа» в переводе с санскрита означает «наука о жизни». Оно образовано из двух слов — «аюс» (жизнь) и «веда» (знание). Цель Аюрведы — научить человека поддерживать естественное равновесие элементов в физическом теле и равновесие ума, а также гармоничные отношения с природной средой и другими людьми, что, в свою очередь, способно обеспечить физическое здоровье и умиротворение.
Живя в современном обществе, иногда бывает трудно избежать соприкосновения с различными факторами, нарушающими наше естественное равновесие. Но для того, чтобы следовать принципам Аюрведы, не обязательно жить в соломенной хижине где-нибудь в Индии или отправляться на необитаемый остров. Часто у нас, на самом деле, нет выбора, поэтому нам не следует отказываться от удобств современной жизни просто потому, что у неё есть и обратная сторона. Вместо этого, используя принципы «науки о здоровье» мы можем научиться видеть признаки нарушения равновесия в нашем теле, а также принимать соответствующие меры к тому, чтобы восстановить равновесие тела и ума. Мы можем научиться делать это прежде, чем наше тело начнёт проявлять признаки серьёзного заболевания и причинять нам многочисленные неудобства и страдания.
Профилактический подход Аюрведы
Аюрведа делает упор на поддержание здоровья и профилактику болезней. Лечение уже возникших заболеваний — это дополнительная, вторичная цель. В дополнение к диете и гимнастике, в аюрведической медицине даются определённые рекомендации по соблюдению режима дня и ночи, правила образа жизни в соответствии с разными сезонами года, лунными циклами и типом конституции, а также по поведению человека в обществе. Всё это предупреждает развитие различных болезней. Аюрведа не является пассивной формой терапии. Она предлагает каждому из нас принять на себя ответственность за свою повседневную жизнь.
Натуропатия как основа Аюрведы
В аюрведической терапии используются только природные, натуральные средства — растения, минералы, металлы… Предпочтение отдаётся растениям, произрастающим в естественных условиях, или таким, которые хотя и культивируются ввиду своей редкости и повышенного спроса, но выращиваются без применения искусственных удобрений и иных добавок. Аюрведа не использует химически синтезированные лекарственные препараты и витаминно-минеральные комплексы.
Натуральные продукты по своему составу и структуре соответствуют (гомологичны) тканям нашего тела, поэтому они легко перевариваются и усваиваются организмом, обеспечивая надлежащий эффект. Химически синтезированные лекарства хотя и помогают снять боль или снизить температуру, при длительном использовании наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела, поскольку обладают многочисленными побочными эффектами. Фармакологические препараты подавляют симптомы заболевания, то есть следствие, а не причину. Это, в свою очередь, приводит к хроническому течению заболевания. Что касается натуральных компонентов, используемых в аюрведической терапии, то они не только не приносят вреда, но и укрепляют внутренние органы, обладая сходной с ними структурой.
Пища — лекарство, а лекарство — пища
Аюрведа утверждает, что компоненты пищи и ингредиенты, используемые в лекарствах, обладают почти идентичными качествами. Таким образом, пища может быть использована как лекарство, и наоборот. Поэтому естественные, природные, не токсичные тонизирующие средства могут применяться в аюрведической медицине как для больных, так и для здоровых пациентов. У первых они направлены на излечение болезней, для вторых они являются средством, повышающим иммунитет и укрепляющим организм. Как пища, принимаемая в умеренном количестве, не приносит вреда, так и благоразумно используемое аюрведическое лекарство не вызовет никаких осложнений у здорового человека, но, напротив, поднимет его жизненный тонус.
Организм как единое целое
Вопреки тенденции современной медицины быть узко специализированной и лечить каждый орган в отдельности, не учитывая их связи с другими системами организма, Аюрведа рассматривает тело как единое целое. Если болезнь сосредоточивается в какой-то определённой области тела или органе, обследуют и лечат как эту, так и другие части организма. Современные исследования подтвердили, что 70% заболеваний носят системный характер.
Лечить пациента, а не болезнь
Согласно Аюрведе, чтобы назначить соответствующее лечение, надо знать не только симптомы болезни, но и некоторые другие особенности пациента — его физическую и ментальную природу, качество тканей, их плотность, прочность, размеры тела и его элементов, силу воли, состав и режим его питания, а также возраст. Поэтому двум пациентам с одной и той же болезнью могут быть назначены два совершенно разных курса лечения. Аюрведа подчёркивает необходимость индивидуального подхода к каждому больному.
Устранение причины заболеваний
Необходимо отметить, что болезнетворные микробы в Аюрведе считаются лишь вторичной причиной возникновения заболеваний, а первичным фактором называется дисгармония трёх дош — ваты, питты и капхи (трёх интегральных принципов управления нейроэндокринной системы). Если почва плодородна, посаженные в неё семена быстро прорастают и распространяются. Нарушение равновесия трёх дош как раз и создаёт эту плодородную почву, которая способствует проникновению и быстрому размножению микробов в человеческом организме, что, в конечном счёте, и приводит к болезни. Если же доши и дхату (ткани) находятся в равновесии, то какими бы сильными ни были микробы, они не смогут размножиться и вызвать заболевание. Наоборот, они вскоре погибнут из-за чрезвычайно неблагоприятной для них «почвы». Поэтому в Аюрведе основное внимание уделяется не борьбе с микробами, а поддержанию и восстановлению равновесия дош. Более того, считается, что микроорганизмы провоцируют развитие болезней на более ранних стадиях, что позволяет предотвратить необратимые последствия различных видов патологии органов и тканей.
Нормализация иммунной системы
Если микробы сильнее клеток, которые они атакуют, развивается болезнь. Антибиотики, используемые для уничтожения микробов, — сильнодействующие, очень токсичные препараты, которые при лечении вызывают разрушительные побочные эффекты, наносят значительный вред здоровым клеткам человеческого организма. Аюрведическая терапия, напротив, приводит в равновесие доши и дхату (ткани) и способствует усилению иммунитета, который, согласно Аюрведе, имеет два аспекта — сопротивление развитию болезни, если она уже возникла (вьядхи-бала-виродхитва), и предотвращение болезней (вьядхи-утпадака-пратибандхатва). Развитие иммунитета не только ограждает пациента от повторного заболевания, но и повышает сопротивляемость болезням всего организма в целом. Действуя таким образом, аюрведическая терапия работает неторопливо, но надёжно и очень качественно. Она приносит пациенту много дополнительной пользы без каких-либо побочных эффектов. Многие аюрведические препараты не только являются иммуностимуляторами, но и поддерживают гомеостаз иммунной системы (иммуномодулирующее действие).
Простые методы диагностики
В западной медицине для диагностики заболевания используются биохимические и сложные инструментальные исследования. Но Аюрведа обычно опирается не на них. В аюрведической терапии самое важное — проницательность врача, интуиция, внимательность и опыт. Используемые врачом методы просты, доступны и не требуют дополнительных затрат. Это метод «пяти зеркал» — диагностика по пульсу, языку, глазам, ушным раковинам и кожным покровам.
Важность диетологии
Аюрведа считает, что для полноценного лечения болезней нужны не только терапевтические средства, но и правильное питание. Об этом детально рассказывают древние трактаты, и вайдьи (аюрведические врачи) используют их предписания в своей практике. «Если человек придерживается необходимой ему диеты, ему не требуется лечение, если нет — ему ничего не поможет», — такова формула Аюрведы. При правильном питании болезни не возникают, а при неправильном — развиваются несмотря на вмешательство врачей. Подобно тому как вода точит камень, продукты питания могут укрепить или разрушить тело. В Аюрведе учитывается не только биохимическое, но и энергоинформационное действие пищи. Диета — это не ограничение. Диета — это следование своей естественной природе.
Психосоматическая концепция здоровья
Аюрведу отличает не только целостный подход к лечению тела и учение о функциональном единстве всех его частей, — она учитывает тесную взаимосвязь тела и души. Психические факторы непосредственно влияют на функционирование различных частей тела, и наоборот. Богохульство и интеллектуальный цинизм (прагьяпарадха), неправильный контакт органов чувств с их объектами (асатмьендрияртха-самйога) и неблагоприятное влияние природы и времени (кала-паринама) — все эти факторы ответственны за возникновение как физических, так и психических расстройств. С другой стороны, правильное сознание, благоприятные внешние условия, нормальная работа органов чувств и их правильное взаимодействие с объектами внешнего мира ведут к обретению физического и душевного здоровья. Поэтому Аюрведа предписывает не только лекарственные средства и диету, но и определённые нормы поведения, способствующие сохранению здоровья и лечению болезней.
Согласно Аюрведе, если у человека имеются пороки, он не может считаться здоровым, так как здоровый человек не совершает недобродетельных поступков. Именно поэтому Аюрведа описывает различные методы, духовные практики, религиозные обряды и ритуалы, способствующие духовному оздоровлению и росту. Аюрведа указывает на важность религиозной практики, хотя не обязательно в рамках какой-либо определённой традиции. Все слова в религиозных текстах, освящённых авторитетом настоящих мудрецов и святых любой религии, являются мантрами — духовными вибрациями. Произнесение этих мантр, искреннее и соответствующее конкретным предписаниям, оказывает благотворное воздействие не только на человека и окружающую его среду, но и на всю вселенную.
Закон кармы и переселение души
Важную роль в Аюрведе играет знание законов реинкарнации — переселения души. Хорошие и плохие деяния прошлой жизни определяют условия рождения в жизни нынешней. Последствия этих деяний складывают карму. Накопленная в прошлой жизни плохая карма становится причиной множества заболеваний, связанных с воздействием на человека различных негативных стереотипов. Такие виды патологий неподвластны лечению с помощью обычных терапевтических средств. Кармические болезни можно вылечить путём осознания и преодоления греховных наклонностей благодаря праведности, духовным практикам и выполнению религиозных правил и предписаний.