1. Тот, кто родившись человеком, равнодушен к Святому Учению, похож на человека, вернувшегося с пустыми руками из страны, полной драгоценностей.
И это прискорбно.
2. Если вступивший в религиозный орден возвращается обратно в свой дом, он похож на ночного мотылька, бросившегося в пламя светильника. И это прискорбно.
3. Жить с мудрецом и остаться невеждой равносильно тому, как если бы некто умирал от жажды, находясь на берегу озера. И это прискорбно.
4. Знать, но не выполнять нравственные предписания, следование которым освобождает от страстей, затемняющих ум, равносильно тому, как если бы заболевший человек имел при себе много лекарств, но не принимал их. И это прискорбно.
5. Проповедовать религию, но не поступать согласно религии имеет сходство с читающим молитвы попугаем. И это прискорбно.
6. Давать в качестве милостыни и на благотворительные дела вещи, приобретенные путем воровства, грабежа или обмана, подобно молнии, ударяющей в воду. И это прискорбно.
7. Приношение божествам мяса, добытого путем убийства живых существ, равносильно угощению матери мясом ее собственного ребенка. И это прискорбно.
8. Терпение, с которым добиваются достижения эгоистичных целей, а не блага других, имеет сходство с терпением кошки, выслеживающей крысу. И это прискорбно.
9. Совершать добродетельные поступки с единственной целью - услышать похвалу и приобрести известность в этом мире, подобно обмену исполняющего желания волшебного камня3 на катышек козьего навоза. И это прискорбно.
10. Если человек, много слышавший об Учении, не привел себя в созвучие с ним, он подобен врачу, имеющему хроническую болезнь. И это прискорбно.
11. Тот, кто, хорошо зная религиозные заповеди, не имеет духовного опыта, который приобретается путем следования этим заповедям, подобен богачу, потерявшему ключ от своей сокровищницы. И это прискорбно.
12. Тот, кто пытается объяснять другим учения, которыми он сам полностью не овладел, подобен слепому, ведущему слепых. И это прискорбно.
13. Тот, кто считает опыт, приобретенный на первой ступени медитации, достижением последней ступени, подобен человеку, принявшему желтую медь за золото. И это прискорбно.
Это есть тринадцать прискорбных упущений.