Жива я Э тика (англ. Living Ethics, нем. Lebendige Ethik, фр. Éthique de Vie) — имеет также второе равнозначное, но менее употребительное название — Агни Йога (Агни-Йога) (англ. Agni Yoga) — философско-этическое учение, затрагивающее все стороны бытия — от космологических вопросов до повседневной жизни человека, основанное на книгах, написанных в первой половине XX века супругами Еленой и Николаем Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока.
Работа над книгами учения была начата в 1920 году, после встречи Е. И. Рерих с Учителями Востока в Лондоне. Эти встречи, как утверждала Е. И. Рерих (и подтверждал Н. К. Рерих), продолжались в течение всей её жизни. Книги Живой Этики были составлены Е. И. Рерих из текстов её дневников, представляющих собой записи бесед с её Учителем Махатмой М.. Метод создания этого учения, по мнению известного ученого-индолога Л. В. Шапошниковой (директор Музея имени Н.К. Рериха) имел «разнообразную энергетическую палитру» и временами выходил за пределы общепринятых представлений. Е. И. Рерих оставила в своих дневниках описание этого процесса. Она называла такой способ передачи знаний «яснослышанием». Е. И. Рерих провела огромную работу по записи, систематизации и подготовке полученных знаний к публикации в виде книг учения Живой Этики, посвященных описанию космической эволюции человечества.
Первоиздания книг Живой Этики
Книги Живой Этики по месту и году издания:
Также существуют дополнения к учению Живой Этики:
Основные положения учения Живой Этики
Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени.
Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все ее части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. В основе Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные.
Множественные миры в космосе образуются за счет существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений.
Вселенная развивается по космическим законам. В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества.
В Живой Этике утверждается, что «человек является самым мощным претворителем космических сил», что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического разума, часть сознания высшей материи».
Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение ее энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества.
Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своем внутреннем мире. Это дает возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса.
«…в каждом творении необходимо участие энергий человека, как носителя высших принципов Космоса».
Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия — субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.[8] В связи с этим Е. И. Рерих пишет, что
«все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента — Огня, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ».
Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.
Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным.
«Во имя благого сотрудничества для новой ступени совершенно неотложно усвоить значение мысли. <…> Ведь весь Космос строится на мысли! Все благо, все разрушение зиждется на мысли. Мысль несет жизнь, мысль приносит смерть! Когда же это будет познано? Нет в Космосе рычага сильнее мысли, насыщенной психической энергией».
Любое земное явление Живая Этика рассматривает с точки зрения взаимодействия духа и материи, энергетики этого взаимодействия. Это позволяет выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи. Человек сам своими мыслями, желаниями и действиями предопределяет основные вехи своей будущей жизни. Согласно Живой Этике, нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик. Это грозит разрушением планеты.
В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию. Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.
С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен еще из пространства культуры и философии Древнего Востока. В методологии Живой Этики этот важнейший принцип расширен до универсальных масштабов и рассматривается как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта Иерархическая цепь «Учитель — ученик» состоит из многочисленных звеньев, переходящих одно в другое и уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть — земных Учителей и земных учеников. Человек же включен в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна ни эволюция Космоса, ни развитие человечества.
Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука.
«Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы».
Живая Этика в своем понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям Мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением только биологических объектов, она должна исследовать психические и духовные явления, такие как душа (психея), сознание, мысль, психическая энергия, проблема бессмертия и смысла жизни, которые относились ранее к сфере религии. «Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному». Эти идеи Живой Этики схожи с программой Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире». Живая Этика утверждает, что для выполнения своей роли наука должна претерпеть существенные изменения, отбросив устаревшие догмы, став более открытой и более одухотворенной. Также она должна быть этической, непредубежденной и принимать различные формы знания. Новой науке необходимо использовать духовные наработки человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание.
«Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в ее качестве, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, и отсюда и познание высших целей, которое поведет к преображению всей материальной природы. Преображенная природа и преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения всей жизни».
Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.
Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности.
«Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину — унижение женщины».
«Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия».
Согласно Живой Этике, важнейшими средствами совершенствования являются непрерывное обучение и труд. Человеку необходимо знать культуру прошлого и настоящего, достижения науки, изучать окружающий мир и самого себя. Труд должен быть добровольным, творческим, напряженным, но посильным. Важная роль отводится качеству труда. В процессе осознанного, устремленного труда, при его высоком качестве, развивается психическая энергия человека, овладение которой ведет к развитию высших форм сознания, таких как чувствознание и духоразумение. Их частичными проявлениями являются интуиция и озарение. В живой Этике указывается естественный путь развития психической энергии. Это путь сердца, любви и труда. На этом пути человеку необходимо очищать свое мышление, развивать возвышенные чувства и мысли через приобщение к искусству и постоянное сердечное устремление к Свету.
Живая Этика открыта для всех, но не навязывается никому. Она выступает против всех форм миссионерства. «Двери к Знанию широко открыты, но желающий может войти только сам».
Научные конференции
«Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века»
С 9 по 11 октября 2003 года в Москве в Центре-Музее имени Н. К. Рериха состоялось заключительное пленарное заседание Международной научной конференции «Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века».
Организаторы конференции: Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха, Российская академия естественных наук, Российская академия образования, Российская академия космонавтики имени К. Э. Циолковского, при поддержке Федерации космонавтики России, Международной ассоциации фондов мира, Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Международной Лиги защиты Культуры, Российского фонда культуры, Современного гуманитарного университета, Российского авиационно-космического агентства.
В работе секций и пленарном заседании приняли участие свыше 900 человек. В их числе 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. Было прочитано 125 докладов, в том числе на пленарном заседании 20 докладов. Наряду с российскими учеными были представлены ученые из стран СНГ и Балтии, а также Болгарии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Ливана и Финляндии.
С приветствием к участникам конференции обратились: заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Госдумы РФ М. Е. Николаев, В. С. Савчук — с приветствием от заместителя Председателя Госдумы РФ Г. В. Бооса, директор Информационного Центра ООН в Москве А. С. Горелик, вице-президент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Б. Н. Кантемиров, первый вице-президент Федерации космонавтики России летчик-космонавт И. П. Волк, академик РАО Ш. А. Амонашвили.
В адрес конференции поступили приветствия от директора Московского бюро ЮНЕСКО Филиппа Кео; Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Республике Индия А. М. Кадакина; депутата Госдумы РФ, председателя Торгово-промышленной палаты РФ академика РАН Е. М. Примакова; президента Горбачев-Фонда М. С. Горбачева; вице-президента Национальной академии наук Кыргызской Республики академика В. М. Плоских; ректора Кыргызско-Российского Славянского университета В. И. Нифадьева; президента Федерации космонавтики России В. В. Коваленка и других высоких лиц и организаций.
«Живая Этика и наука»
С 7 по 10 октября 2007 года в Москве в Центре-Музее имени Н. К. Рериха состоялась Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука».
Организаторы: Международный Центр Рерихов, Объединенный научный центр проблем космического мышления, Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К. Э. Циолковского, Международная Лига защиты Культуры, Международная ассоциация Фондов Мира, Благотворительный Фонда имени Е. И. Рерих, при поддержке Информационного центра ООН в Москве.
С приветствиями к участникам конференции обратились президент Индийского совета по культурным связям Каран Сингх, академик РАН Е. П. Челышев, директор Информационного центра ООН в Москве А. С. Горелик, президент Международной Лиги защиты культуры летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза В. М. Афанасьев, вице-президент Российской академии естественных наук академик РАЕН Г. Н. Фурсей, президент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского академик РАН А. С. Коротеев.
В адрес конференции поступили приветствия министра культуры Республики Татарстан, Болгарского национального комитета ИКОМ, Израильской независимой академии наук, Национальной академии наук Кыргызской Республики, Софийского университета, Института физики молекул и кристаллов РАН и многих других организаций.
В работе конференции приняли участие более 400 представителей из 24 стран мира, в том числе, 7 академиков, 14 профессоров, 22 доктора наук, 40 кандидатов наук. Наряду с российскими учеными в конференции участвовали ученые из стран ближнего зарубежья, а также из Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Доминиканской республики, Израиля, Испании, Италии, Ливана, Сербии, Финляндии, Франции, Чехии.
Выступающие отметили, что философия Живой Этики есть часть творчества мировой культуры и науки, без знания которых невозможно понять всю глубину ее смысла. Участники конференции в своих докладах показали, что идеи Живой Этики активно входят в научный оборот.
Основные итоги конференции, как отмечается в резолюции, состояли в «раскрытии огромного значения Живой Этики, других трудов Рерихов, вклада мыслителей-космистов в становление новой одухотворенной науки; выявлении ключевых проблем в формировании новой системы познания и определении возможных путей их исследования и решения».
Международная премия имени Е. И. Рерих
Благотворительным Фондом имени Елены Ивановны Рерих в целях поощрения научных исследований, связанных с изучением многогранного научно-философского наследия семьи Рерихов учреждена Международная Премия имени Е. И. Рерих. «Премия присуждается за лучшую научную работу в области Живой Этики — философии космической Реальности».
Полемика
Русская православная церковь и учение Живой Этики
Позиция Русской православной церкви в отношении учения Живой Этики была сформулирована на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 года:
Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой. <…> Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.
— Определение Архиерейского собора Русской православной церкви
В церковной среде нет общего мнения в оценке этого Определения. Одни (в числе которых, в частности, протодиакон Андрей Кураев) считают Определение анафемой:
«Не определением Собора эти люди отлучены от Церкви, но своими собственными действиями они противопоставили себя всем христианам. Собор не наказывает этих несчастных людей, но лишь с болью указывает на то положение, в которое они реально себя поставили.» |
По мнению других — анафемы не было. Так, например, митр. Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) высказал мнение, что церковь в этом Определении просто выразила неприятие этого учения.
Деятели науки и культуры об учении Живой Этики
Теоретическую базу для научного подхода к изучению космических законов, к пониманию хода космической эволюции человечества, особенностей, причин и роли человека в ее сложнейших процессах дает философия Космической Реальности, изложенная в 14 книгах монографии, известной как Живая Этика. Эта работа Рерихов (в соавторстве с пока неизвестными нам другими именами) дает изложение основных принципов нового, космического, мышления.
— А. С. Коротеев, академик РАН, президент Российской Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского
Надежнейший источник этических норм — это труды великих гуманистов всех веков и народов, учение Христа, жизнь и деятельность таких гениев человечества как Лев Толстой и Федор Достоевский, Микеланджело и Николай Рерих, Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, Сергий Радонежский, мать Тереза и Мартин Лютер Кинг.
— А. А. Никонов, академик РАН, президент ВАСХНИЛ, министр сельского хозяйства Латвии
Творчество семьи Рерихов — это драгоценные камни в короне русской культуры.
— А. Л. Яншин, академик РАН, президент Российской Экологической академии,
Советник Президента Российской Федерации
Важную роль в процессе обновления мышления сыграли труды выдающихся российских художников, учёных, философов, создателей космизма. Среди них почетное место занимают имена Рерихов. Новая мировоззренческая парадигма, космическое мышление сформировались как система познания, во многом опираясь на феномен Живой Этики ― научно-философской системы, объединяющей разные уровни реальности в единое целое: человека и планету, планету и космос, микрокосм и макрокосм.
— В. М. Плоских, академик, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики,
директор Института мировых культур
— В.И.Нифадьев, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета,
академик Национальной академии наук Кыргызской Республики
Живая Этика — это высоконравственное учение, объединившее в себе те великие знания, которые были достигнуты и в науке, и в искусстве, и в религии. Этот синтез вдохновляет и дает возможность более осмысленно смотреть на великую взаимосвязь тех вещей, о сущности которых я говорил [этика и нравственность].[41]
— Г. Н. Фурсей, академик и вице-президент РАЕН, вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры
Интересно
Первая запись учения Живой Этики сделана в Лондоне 24 марта 1920 года. Этот день — 24 марта — ежегодно отмечается последователями Живой Этики как «День Учителя». (См., например, День Учителя в Международном Центре-Музее имени Н. К. Рериха) На титульных листах книг Живой Этики отсутствует авторское имя. Е. И. Рерих объясняла это тем, что изложенная в них мудрость Востока не может быть авторской собственностью. Одна из книг Живой Этики («Община») в течение 208 суток с 29 января по 25 августа 1998 года находилась на борту орбитальной станции «Мир». Это засвидетельствовано официальными печатями станции «Мир» и подписью командира российско-американско-французского космического экипажа, летчика-космонавта Талгата Мусабаева. Известный ученый и писатель Иван Ефремов использовал тексты Учения Живой Этики в своем романе «Туманность Андромеды», описывающем общество будущего. В настоящее время книги Живой Этики переведены на следующие языки: английский, немецкий, французский, латышский, болгарский, португальский, итальянский, испанский, ирландский и другие. В экспозиции Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха открыт зал Живой Этики. В 2008 году Международнародный Центр Рерихов заключил Договор о творческом сотрудничестве с Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (ИИЕТ РАН). Договор предусматривает сотрудничество по широкому кругу вопросов, связанных с исследованиями в области рериховедения, Живой Этики и космического мышления. В том числе консультации соискателей научных степеней кандидата и доктора наук, прием к защите кандидатских и докторских диссертаций по рериховедению и космическому мышлению на ученых советах ИИЕТ. Автор многочисленных книг, статей и научных работ, посвященных учению Живой Этики, академик РАЕН, РАКЦ и РЭА, заслуженный деятель искусств РФ, Генеральный директор Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха — Л. В. Шапошникова, за вклад в дело популяризации наследия Рерихов и сохранения культурного наследия награждена многими наградами, в том числе, Орденом Дружбы, медалью «Достойному» Российской академии художеств, дипломом, врученным Московским бюро ЮНЕСКО за значительный вклад в программу «Культура мира», а также свидетельством о присвоении имени «Lyudvasilia» малой планете, названной в ее честь и зарегистрированной в международном каталоге под номером 9717.