Сахаджа-Йога (санскр. sahaja — «естественный, спонтанный») — новое религиозное движение на базе индуизма, основанное в 1970 году Нирмалой Шривастава (род. 1923), которую последователи почитают как воплощение Ади Шакти и называют Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-Йога не разделяет общее для течений тантры учение о тонком теле (нади, чакрах и Кундалини). При кажущемся на первый взгляд сходстве в терминологии Сахаджа-Йога является практикой, отрицающей какое-либо влияние ceкcуальности на духовную эволюцию мира и человека.
Особенности
Основа практики Сахаджа-Йоги — пробуждение внутренней энергии Кундалини человека, или иначе говоря, получение инициации (шактипат дикши, сахаджа-йоги называют её самореализацией) от Шри Матаджи или уже инициированных ею учеников. Процесс инициации обычно заключается в высказывании желания получить чистые истинные божественные знания, стать учителем и хозяином самому себе, проявить свою истинную суть (атман). После этого обычно Кундалини, насколько сможет, в зависимости от состояния тонкого тела человека, поднимается до Сахасрара-чакры, что выражается в ощущении прохладного ветерка над головой и на ладонях.
Последующая практика в основном сводится к тому, что практикующий искатель (садхака), признавая Кундалини своей божественной матерью и своим божественным гуру (учителем), отдаёт себя на её волю, совершая таким образом праннотхану (следование ума за праной). Далее Кундалини сама занимается духовным совершенствованием своего ученика, очищает и просветляет его тонкое тело. Цель практики — после полного очищения тонкого тела добиться полного слияния (йоги) Кундалини с брахма-шакти в Сахасрара-чакре.
В качестве основного средства работы над собой в Сахаджа-Йоге используется медитация. Применяются также чистки с использованием первоэлементов (в древней трактовке) и пением мантр. Не возбраняется практика других школ йоги (к примеру, хатха-йоги и классической йоги Патанджали) и вообще любая деятельность, позитивная с точки зрения вибраций Парамчайтаньи, которые практикующий Сахаджа Йогу человек может ощущать на своих ладонях, стопах и других частях тела.
Вибрации Парамчайтаньи сообщают искателю о том, какие вещи, события и явления окружающего мира и какой тип его собственного поведения являются благоприятными для его духовного развития (и в частности для физического и психического здоровья), а какие - пагубными. Вибрации Парамчайтаньи всегда дают объективную оценку вещам, событиям и явлениям. Эта оценка является коллективной в том смысле, что сколь угодно много практикующих Сахаджа Йогу людей почувствуют одинаковые вибрации от одних и тех же предметов или событий. Например, священные писания основных мировых религий, такие как Коран или Библия излучают прохладные приятные вибрации, что свидетельствует об их духовном содержании, добре и любви, которую они несут читателю. Книги же о колдовстве, ворожбе, гаданиях, магии источают теплые или даже жаркие, колющие неприятные вибрации. Таким образом сахаджайог всегда отличит благоприятное от неблагоприятного, доброе от злого, истинное от ложного.
Практика
С 1970 года Сахаджа-Йога распространилась более чем в 90 странах. Особенность этого метода — в том, что он, как свойственно многим шактистским традициям, предполагает лёгкую, естественную духовную эволюцию человека, основанную на использовании «встроенных» инструментов (кундалини). Как побочный эффект, на определённой ступени развития достигается хорошее физическое и психическое состояние.
Шри Матаджи Нирмала Деви говорит об этом так:
«Каждый день мы видим, как прорастают семена, расцветают цветы, созревают плоды, но мы не задумываемся над тем, каким образом это происходит. Существует сила, которая делает всю эту работу — это всепроникающая сила Божественной Любви. Пришло время почувствовать эту силу с помощью инструмента, заложенного в нас. Этот инструмент бесполезен, если только он не соединен с основой. Мы не знаем своих возможностей, своей красоты, но, как только соединение с основой установлено, вы будете поражены быстрыми результатами.
Вначале, мы должны понять, что это соединение не ментально, то есть не достигается путем усилий нашего интеллекта. Через религию это соединение не может быть достигнуто, потому что религия — это тоже ментальность. Тем не менее, человеческое сознание может развиться до более высокого уровня через Сахаджа Йогу, которая не является ментальной проекцией. Это последний шаг в нашей эволюции. Всё, чего мы достигли в своем развитии, будет проявлено через центральную нервную систему.»
Критика
Примерно с 2005 года, после перенесённой Нирмалой Шривастава (светское имя Шри Матаджи Нирмалы Деви) болезни, помощь в работе по организации сахаджа йогов в мировом масштабе стала оказывать её семья: муж Си Пи (Чандрика Прасад Шривастава)[1] и старшая дочь Кальпана. В это же время принципиально изменился механизм координации местных коллективов: на смену индивидуального лидерского управления пришла схема коллективной координации (национальные и городские советы). Эти изменения были приняты не всеми членами организации, небольшое число противников обвиняют новое руководство в коммерциализации, искажении учения и вредительстве в отношении самой Нирмалы Шриваставы (злонамеренно некачественном лечении, ухудашающем её здоровье). В качестве доказательств они указывают на её личное распоряжение, запрещающее любое лечение её родственниками. Но здесь стоит учитывать, что, во-первых, об этом письме впоследствии Нирмала Шривастава никогда ни в какой форме не упоминала, что делает его происхождение, по меньшей мере, сомнительным, а во-вторых, это письмо датировано 1998 годом, то есть за 7 лет до упоминаемых событий, и может не иметь к ним никакого отношения. Кроме того, на данный момент множество людей имеют возможность убедиться в том, что семья Нирмалы Шриваставы являет собой пример полного взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовыручки.
По прошествии трёх лет раскол в сахаджа-йоге, вызванный описанными обстоятельствами, свелся к минимуму. Последствия раскола сказались лишь на Италии (ушли из коллектива два человека), на Индии (ушли менее 10 человек), и особенно сказался на коллективе России (ушли более ста человек, которые и поныне ведут себя обособленно и ставят себя в позицию критиков). Для сравнения: на последнем фестивале в августе 2008 года в Тольятти собралось около 6500 сахаджа йогов.
В настоящее время состояние здоровья Нирмалы Шривастава не вызывает опасений. Она по-прежнему много путешествует. В течение 2007 года ею было дано четыре лекции: по случаю Пасхи, дня Ади Шакти, и ещё две на Наваратри.