Стремление к гармонии, к целостности заложено в алгоритм развития всего живого. Пространство, разделенное на полярности мужского и женского, постоянно ведет поиск наиболее оптимальных способов соединения. Мы осуществляем встречи полов в виде отцов и дочерей, в виде матерей и сыновей, в виде братьев и сестер, в виде любовников. Поиск пары, осознанный или подсознательный, присутствует в человеческом уме как неотъемлемая компонента его стремления к росту. Это подобно тому, что происходит в физических лабораториях, когда атомы расщепляют и разгоняют в циклоне, чтобы снова столкнуть частицы на высокой скорости. Огромное количество энергии, которое высвобождается при этом, уже было в атоме, но проявилось только тогда, когда его сначала разделили, а затем соединили. Так и пространство, выражая себя посредством полярности мужского и женского, при их соединении выявляет весь свой потенциал. Когда мы сближаемся и глубоко затрагиваем друг друга, то оживают ранее не узнанные аспекты восприятия и осознавания. Когда полностью встречаются мужское и женское, возникают качества не доступные прежде ни одному из них.
Особой формой создания союза между женщиной и мужчиной являются парные практики. В этой статье речь будет идти о йогической традиции практики союза . Практика строится по тем же принципам, которые реализовываются во время встречи мужского и женского в повседневной жизни. Только здесь мы можем говорить об особой мотивации, о большей концентрации внимания и большем стремлении к осознанности. Во время практики создается модель парных отношений, которая учитывает взаимодействие между мужчиной и женщиной на многих уровнях.
На внешнем уровне выстраивается общая форма - парная асана. Это уровень контакта и взаимодействия тел и активизации энергетических каналов. Для того чтобы партнеры смогли выстроить действительно общую форму используется наблюдение за дыханием. Участники пары уравновешивают дыхание, они стараются дышать вместе, выстраивая единый поток вдоха - выдоха. Общий поток дыхания сохраняется и при фиксации готовой формы асаны. И здесь важно помнить, что партнер - это сотрудник, а не тренажер для усиленной растяжки или наклона.
Разный уровень физической подготовленности у партнеров менее всего может быть помехой для успешной практики. Более опытный партнер в таких ситуациях проявляет большую активность и внимательность, особенно в период выстраивания асаны. И все будет в порядке до тех пор, пока кто-то не начинает думать, что дает больше, чем получает. Тем более что многие элементы на начальном этапе практики представляющие трудность, могут заменяться. Например, почти все парные асаны с лотосом можно выполнять с ногами по-турецки .
Эффект физического освоения йогических форм в варианте парной практики намного выше, чем при индивидуальной работе. Поэтому при регулярных тренировках достаточно скоро становятся доступными те асаны, которые казались нам сложными. На уровне чувств и желаний во время практики происходит встреча между людьми, объединенными общими намерениями делать похожие вещи. И здесь оговариваются и мотивируются многие моменты.
Важно подходить к парной йоге, как к способу создания такой модели парных отношений, где каждый заботится о другом. Перед занятиями не лишними бывают напоминания о том, что мы не имеем цели навредить друг другу, не имеем цели самоутверждаться за счет партнера или использовать его для вымещения накопившихся негативных чувств. Создаваемая во время практики модель пары, учит нас быть щедрыми, и щедрыми самыми добрыми чувствами, самым позитивным опытом. Подходить к практике лучше всего с мотивацией, что она может помочь выявить очень большой потенциал способностей нашего партнера. Только предполагая развитие за другим, мы можем развиваться сами. Для развития подобной мотивации используются определенные медитации, совместные добрые пожелания всему пространству.
Парная практика - это хорошее напоминание о непостоянстве всего, напоминание о том, что то, что сложилось из частей, на части и распадется. Это помогает обходить привязанность, которая создает много проблем в отношениях между мужчинами и женщинами в повседневной жизни.
Парная практика показывает нам, что тщетен поиск идеального, незаменимого партнера. Во время занятий с разными партнерами приобретаются различные уровни опыта и важно держать право выбора открытым.
Тантры учат нас, что для успешной реализации практики союза нужны: особый партнер, особое место и определенное время. В отношении осуществления подобных условий лучше выражать пожелания, которые могут проявиться позже и практиковать, используя то, что есть сейчас. При этом важно придерживаться мотивации принесения пользы всем. Существует еще один уровень реализации парной практики - чувство единения благодаря тому, что происходит дополнение друг друга на глубочайших уровнях видения явлений. В результате практики парной йоги действительно может создаться модель пары, в которой пространство, когда-то разделившееся на мужское и женское, обретает целостность и это дает удивительный неличностный опыт. Пара в йоге не только производит великолепные безграничные состояния радости и блаженства, но и создает условия для обнаружения осознающего это.
Каждый изначально имеет все, но чтобы понять это, необходимо взаимодействие посредством состояния открытости для женщины с мужским, а для мужчины с женским. Традиция буддистской йоги называет особенности мужского и женского типа восприятия и проявления в пространстве.
Сутью женского начала являются пять видов просветленной мудрости. Они будут постепенно перениматься мужчиной, если он идет к своей партнерше как к храму, с благоговением и преданностью.
Первая называется отражающая и является преобразованием обычного чувства злости. Эта мудрость показывает все, как есть, не прибавляя ничего и не отнимая. Ясно видны природа ума и все, что она проявляет.
Вторая мудрость называется уравнивающая и является очищенной гордостью. Она показывает все богатым и многогранным, составным и полным потенциала.
Третьей называется различающая мудрость, которая проявляется в результате освобождения от привязанности. Этот тип мудрости является способностью видеть каждого человека и ситуацию как по отдельности, так и в качестве частей живого единого целого.
Мудрость опыта, четвертый тип мудрости, дает психологическую силу видеть сквозь длинную вереницу событий и удерживать ее в поле зрения, а также извлекать уроки из пройденного. Эта мудрость является трансформированной ревностью.
Пятой является интуитивная или всепроникающая мудрость, которая называется самой главной и достигается за счет реализации всех предыдущих. Она, по сути, является трансформацией изначального неведения.
Если же женщина открывается силе мужчины, то получает четыре вида активности.
Первый вид - успокаивающий, направленный на то, чтобы все чувствовали себя хорошо. Второй - приумножающий или увеличивающий потенциал. Проявляется в способности много и продуктивно работать, обеспечивать рост возможного.
Третий тип активности - очаровывающий. За счет нее проявляется способность производить впечатление и открывать сердца, носить и говорить подходящие ситуации вещи.
Четвертая активность - защищающая. Название говорит само за себя.
Когда умы партнеров успокоены, то, при условии открытости и доверия друг к другу, происходит взаимообогащающий обмен этими различными качествами. Так постепенно любое наше активное проявление становится наполненным мудростью, а мудрость может работать для многих за счет интенсивного сочувствия.
И, конечно же, все мы хорошо знаем, что мало смысла в отношениях между мужчиной и женщиной без любви. Идея любви может включать в себя многие вещи, от обмена радостью до сочувствия, но для йогической практики наиболее важным является переживание такого состояния любви, которое возможно в отношении всех живых существ. Когда стирается грань между я и они и мы ощущаем себя неотъемлемой частью всего того, что составляют другие. Это состояние любви произрастает от осознания, что все живые существа имеют одну природу, природу ясного безграничного пространства, и что в каждом заложен огромный потенциал.