КУНДАЛИНИ (санскр.— свернутая в кольцо ), понятие индуистского тантризма, означающее энергию, которая на уровне микрокосма визуализируется в образе змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг центрального артериального канала сушумны и застывшей в муладхаре — самой из нижней из нанизанных на него чакр (энергетических центров, соотносимых, в порядке восхождения, с участками человеческого тела, хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий). Будучи запечатана в человеческом теле, кундалини является на макросомическом уровне богиней (Махакундали) в состоянии непрерывной активности. Само название соотносимо с индийскими архаическими змеиными культами эротического характера (неарийского происхождения) и с более поздними, но основанными на первых, мифологемами, типа Вишну, почивающего в промежутках между своими миросозиданиями на свернувшейся мировой змее. В тантризме началом миросозидания является уже не мужское божество, которое мыслится пассивным мировым сознанием, но его хтоническая опора, идентифицируемая как Шакти — деятельная супруга статичного Шивы. Женское божество аккумулирует все санскары действий всех живых существ и в начале каждой космической манифестации развертывает мир в последовательности эманаций, разработанных в космологии санкхьи (и других школ); ее деятельность завершается созданием последнего элемента мира — земли. Периодически наступающий покой Махакундалини соотнесен с ее стартовым положением в нижней чакре человеческого организма.
На этой теологии основывается кундалини-йога — система упражнений, призванная заставить кундалини подниматься поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а заодно и прекращение индивидуального сознания практиканта. Среди наиболее известных пособий по этой йоге можно назвать Прапанчасара-тантру (Тантра о сущности миросоздания), в которой нижняя чакра отождествляется с вместилищем Брахмана в виде шиваитского фаллоса линги, вокруг которого и свертывается женская змееобразная энергия , принуждаемая затем к восхождению в высший центр посредством магических средств (садхана) и йоги, в результате чего наступает освобождение . Другие пособия по чакрам и артериальным каналам — Вараха- и Шандилья-упанишада.