Раджа в слове Раджа-йога означает лучший , высший , царственный . Следовательно, Раджа-йога в переводе означает высшая йога . Это - соединение с помощью лучшего метода. Раджа-йога -лучшая йога, потому что с ее помощью йог достигает самопознания, постигает реальность в том значении, которое заключено в известном греческом афоризме ( Познай себя ).
а) Джняна-йога
Джняна-йога является йогой, приводящей к познанию (санскр. джняна) Бога или к соединению посредством духовного видения. Иными словами, результатом практики Джняна-йоги является самопознание, достигаемое путем йогического постижения истинной природы существования. И поэтому Джняна-йога является важным разделом Раджа-йоги.
б) Карма-йога
В этом названии санскритское слово карма означает действие, а точнее, такое действие, которое приводит к Освобождению. Следовательно, здесь это слово означает правильное действие, и поэтому Карма-йога означает соединение с помощью правильного йогического действия . Поскольку правильное действие является необходимым условием для всех видов йоги, на Карма-йоге, как и на Дхьяна-йоге, основывается йога в целом. Во второй главе Бхагавадгиты ( Божественной песни ), этого великого произведения школы йоги, Карма-йога также рассматривается как составная часть всех видов и разделов йоги.
Однако Карма-йогу, практикуемую теми, кто называет себя карма-йогами, чтобы подчеркнуть их отличие от тех, кто применяет другие методы, можно считать, как и Хатха-йогу или Лайя-йогу, скорее специальным видом йоги, а не одним из разделов общей йоги. Карма-йога, применяемая отдельно, состоит в отказе йога от результатов своих действий так, как это понимается в Бхагавадгите . Этот путь приводит к надличному, к освобождению от эгоизма того, кто активно трудится в мире на благо людей с такой энергией, какую прилагают мирские люди, чтобы достичь своих эгоистичных целей.
Так как это также Царственный метод, Карма-йогу можно считать одним из аспектов Раджа-йоги. Идеальным примером осуществления карма-йоги является жизнь таких Великих Учителей, как Будда и Христос.
в) Кундалини-йога
Для тех йогов, которые придерживаются учений Тантр, Кундалини-йога является царственной йогой, и Кундалини-йоге, более, чем Раджа-йоге в ее нетант-рийской форме, посвящено большинство текстов Книг III-VI, являющихся в той или иной степени тан-трийскими. С помощью Шакти-йоги йог-тантрик дисциплинирует тело и ум и затем приступает к исполнению великой задачи - пробуждению находящейся в дремлющем состоянии врожденной божественной энергии, олицетворяемой спящей Богиней Кундалини. Психические центры (чакры) в его теле начинают функционировать один за другим, когда Богиня просыпается и, оставив свое ложе в промежности у основания позвоночного столба, называемое лотосом основания (санскр. Муладхара-чакра) поднимается, переходя от чакры к чакре, чтобы встретиться со своим Шактой-Господом Шивой, сидящим в седьмой чакре в перикарпии Тысячелепестного Лотоса (санскр. са-хасрара-падма), находящегося в мозгу. Тогда мистическое соединение Шакты и Шакти рождает Просветление, и йог достигает Цели.
г) Самадхи-йога
При соединении , благодаря достижению Спокойного Состояния (санскр. Самадхи), йог выходит за пределы своей личности, и его микрокосмическое сознание освобождается от пут и соединяется с Макро-космическим Сверхсознанием. Это и есть Цель йоги, и при ее достижении происходит трансмутация ограниченной человеческой сущности в бесконечную божественную сущность, соединение низшего я с Высшим Я, капли с Океаном. Это высшее состояние, которое европейские оккультисты называют Озарением, а буддисты - Нирваной, может быть достигнуто, как в этом уверяют нас наши тибетские трактаты и учители, каждым, кто пройдет до конца путь Великого Символа, описанный в Книге II.
РЕЗЮМЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В таблице указаны главные аспекты, или разделы, йоги и их связь друг с другом:
Существуют и другие разновидности йоги, которые можно было бы включить в таблицу, однако каждаяиз них является всего лишь специализированным аспектом какого-нибудь из упомянутых здесь разделов.
Так как Дхьяна-йога является общей для всех разделов йоги, ее можно исключить и оставить только три в этой классификации - Хатха-йогу, Лайя-йогу и Раджа-йогу. Каждая из них приводит к совершенству одной из трех сущностей человека и неукоснительному контролю над ними. Первая имеет дело с физическим телом, вторая - с психической сущностью, а третья - с духовной сущностью.
Отсюда следует, что йога - единая система, состоящая из трех разделов, каждый из которых занимается одной из трех главных составляющих человеческого микрокосма, и поэтому она представляет собой наиболее полную науку о человеке из всех известных человечеству. Западная психология еще не доросла до того, чтобы ее можно было считать всеобъемлющей наукой о человеке, в том смысле, как она понимается йогой.
При сравнительном изучении семи книг, составляющих этот том, обнаруживается, что каждая книга посвящена тому или иному разделу философии йоги, о которых шла речь выше. Так, взятые в совокупности двадцать восемь глав с наставлениями в Книге касаются в той или иной степени всех разделов йоги, но наибольшее внимание уделяется в них Лайя-йоге и Джняна-йоге. В Книге II также рассматривается йога в целом, но в основном это трактат о Самадхи-йоге. Содержание Книги III составляют различные разделы йоги: глава I в основном посвящена Хатха-йоге, главы II-V - Джняна-йоге, а глава VI - Кундалини-йоге. В Книге IV, как и в главе VI Книги III, главной темой является Кундалини-йога. В Книге V рассматривается в основном Карма-йога, в Книге VI - Янтра-йога и Мантра-йога, а в Книге VII - Джняна-йога.
Йогу как единую систему можно считать эффективным и научным методом совершенствования трех составляющих природы человека путем сосредоточения ума на различных психофизических функциях, психических способностях и духовных силах, ощущаемых внутри человеческого организма и через его посредство. Тот или иной результат достигается в зависимости от того, какая практикуется йога, но, как учат Великие Гуру, все разделы йоги были нужны в прошлых жизнях или будут нужны в этой жизни или в будущей тому, кто достиг или должен достичь победы над собой.
Поэтому, в зависимости от уровня развития ученика как результата практики йоги в прошлой жизни или в этой жизни, опытный гуру устанавливает, какая йога наиболее пригодна для ученика, и нередко бывает, что даже двое из числа учеников одного гуру не занимаются одновременно йогой по одному и тому же методу. Таким же образом каждый читатель этого тома, если он хорошо знает себя, почувствует интерес к тем или иным аспектам йоги и, выбрав те, которые его привлекают, будет заниматься ими или, скорее, каким-нибудь одним из них. И пусть он никогда не забывает о наставлении гуру начинающему - торопиться медленно и действовать мудро.