а) Медитация над иштадэвате
Это медитация на мурти, внешнем облике Господа Кришны, Рамы, Шивы или Дэви. Это конкретная форма медитации для людей, склонных к бхакти-марга (пути религиозного поклонения). Такая медитация связана с гунами, качествами Бога. Повторяйте Его имя. Думайте о его качествах — Всеведении, Всемогуществе, Вездесущности и так далее. Разум наполнится чистотой. Чудесными объектами для конкретной медитации служат изображения Кришны с флейтой в руках и Бога Вишну, держащего раковину, диск, палицу и лотос. Представляйте Господа на престоле лотоса своего сердца, среди ослепительного света. Думайте о Его лотосоподобных стопах, желтой шелковой накидке, ожерелье с драгоценным камнем каустубха, серьгах, венце, браслетах, раковине, диске, палице и лотосе, а затем вновь возвращайтесь к стопам. Повторяйте это упражнение снова и снова.
Сагуна-медитация — это медитация на внешней форме. В соответствии с наклонностями и вкусами, выбирайте любого мурти — Шиву, Раму или Кришну — либо положитесь на советы гуру. Учитель может выбрать для ученика иштадэвату, покровительствующее, направляющее божество. Лучник упражняется сначала на крупных мишенях, затем на мишенях средней величины и лишь потом начинает стрелять в крошечные мишени. Сходным образом, в первое время следует начинать с сагуна-медитации, а после, когда разум подготовлен и дисциплинирован, можно переходить к ниракара, ниргуна-медитации. В отличие от сагуна-медитации, ниргуна-дхьяна представляет собой медитацию на отвлеченной идее. Сагуна-упасана устраняет викшепу.
Три-шесть месяцев занимайтесь тратакой, используя любое изображение. Через полгода таких упражнений от получаса до двух часов медитируйте на мысленном образе мурти. Помещайте этот образ только в трикути, межбровье. Учитесь замечать, ощущать иштадэвату в каждом явлении мироздания. Медитируя, мысленно повторяйте мантру своего дэ-ваты. Думайте о таких качествах божества, как Всемогущество, Всеведение и так далее. Почувствуйте, как эти саттвические качества перетекают от божества к вам. Ощутите, что тоже обладаете этими сат-тва-бхаванами. При добросовестной садхане ученик уже через год-два достигает способности видеть (даршаны) своего иштадэвату. Следуйте этим указаниям. Они способствуют концентрации. Перемещайте мысленный взор на различные части тела мурти. В сагуна-медитации очень полезна тратака. Вот как, например, можно медитировать на изображении четырехрукого Господа Вишну:
«Дхьейя сада савитримандаламадхьяварти
Нарайянах сарасиджасанасаннивиштах
Кейюраван макаракундалаван кирити
Хари хиранмайявапур-дхритасанкхачакрах.
Санкхачакрагадапанэ Двараканилайячьюта».
«Медитируйте на Нарайяне, восседающем в позе лотоса в сердцевине лучезарного солнца на лотосе сердца или в трикути; Он украшен золотыми браслетами с бриллиантами, серьгами, золотым венцом с алмазами, золотым ожерельем с камнем каустубха; в четырех руках держит Он диск, раковину, палицу и цветок лотоса, — вот неразрушимая, ачьюта [неизменная] Дварака1».
Во время медитации направляйте разум на различные участки образа Вишну. Мысленно созерцайте сначала Его стопы, затем ноги, желтую шелковую на-: кидку, золотую хару (нить жемчуга) с алмазом, камень каустубху, затем Его грудь, макаракундалы (серьги), лицо, венец на голове, диск в правой верхней руке, раковину в левой верхней руке, палицу в правой нижней руке и цветок лотоса в левой: нижней руке. Таков порядок созерцания. Затем вернитесь к стопам и снова поднимайтесь вверх. При этом разум не будет ускользать в сторону.
Медитируйте сначала на вират-пуруше, затем переходите к сагуна-медитации и, наконец, к ниргуна-медитации.
1 Название древней столицы Кришны в западной части современного Гуджарата.
б) Медитация на вират-пуруше
Приняв в своей комнате для медитаций падмасану или сиддхасану, по полчаса в день медитируйте над перечисленными образами:
1. Небо — Его голова.
2. Земля — Его стопы.
3. Стороны света — Его руки.
4. Солнце и Луна — Его глаза.
5. Огонь — Его рот.
6. Дхарма — Его грудь.
7. Травы — Его волосы.
8. Горы — Его кости.
9. Море — Его мочевой пузырь.
10. Реки — Его артерии и вены.
Эту грубую форму медитации выполняют в течение восьми месяцев. Она расширяет разум. После этого переходят к сагуна-медитации на облике Бога (Рамы, Кришны или Шивы). Такой медитацией занимаются на протяжении года, а затем переходят к ниргуна-медитациина Брахмане. Благодаря этим приемам разум становится пригодным для абстрактной медитации на отвлеченной идее.
в) Медитация на Гайятри
В Ведах Гайятри называют «Благословенной Матерью». Это символ Бога, Владыки всех сотворенных существ. Джапа гайятри-мантры приносит читта-шуддхи (очищение ума), без которого на духовном пути ничего не достичь. Без такого очищения нельзя продвинуться вперед ни на йоту. Гайятри-мантра — это очень действенная универсальная молитва. Ее называют также брахма-гайятри.
«Ом бхур бхувак свах;
тат Савитур вареньям
бхарго дэвасъя дхимахи;
дхийо йо нах прачодайят»
ОМ Парабрахман
бхур бху-лока (материальный план)
бхувах антар-икша-лока (астральный план)
свах сварга-лока (небесный план)
Тат Брахман, Параматман
Савитур Савитар, Ишвара, Творец
вареньям достойный поклонения
бхарго устраняющий грехи и неведение
дэвасья Величие Сиятельного
дхимахи «медитируем»
дхийо высшие разумы, буддхи
йо «кто, который»
нах «наш»
прачодайят «просветлять»
«Медитируем на Величии Ишвары, который сотворил эту вселенную, который достоин поклонения, который устраняет грехи и неведение. Да просветит он наши буддхи».
Приняв ванну перед самым восходом солнца, уединитесь в комнате для медитаций. Приняв удобную асану, мысленно как можно больше раз — но не меньше ста восьми — повторите эту мантру. Почувствуйте, как Гайятри дарует свет, чистоту и мудрость. Концентрируйтесь на сущности Гайятри. Это очень важно. Взгляд сосредоточьте на трикути.