Человек состоит из Атмана, разума и тела. Атман имеет два аспекта: неизменный и меняющийся. Первый называют Богом, а второй — вселенной. Вселенная — это Бог в проявлении. Мир — это Бог в движении. Нельзя сказать, что мир вообще не существует, просто его существование относительно.
Атман вездесущ, всеблаженен, всемогущ, всезнающ, вечен, совершенен и чист. Он по собственной воле принимает названия и формы, представляющие собой вселенную (нама-рупа джагат, мир имен и форм). Желания нет, так как нет никаких внешних объектов. Воля Атмана именуется шакти. Это Атман в действии. В ниргуна-атмане шакти неподвижна, в сагуна-атмане — активна. Атман лишен желаний, так как он совершенен и у Него не может быть целей. Желание подразумевает влечение, а оно, в свою очередь, вызывается несовершенством. Исходящее изнутри решение действовать является отрицанием самой воли. Атман проявляет волю — и рождается вселенная. Воля Атмана подталкивает вселенную к развитию и управляет ею. Себялюбие, желания и страхи, вызванные отождествлением с ограниченными придатками разума и тела, заставляют человека метаться из стороны в сторону. Такое представление о собственной ограниченности называют ощущением собственного «я».
Целью человеческой жизни является осознание единства со всем сущим, проявленным и непроявленным. Это единство никогда не нарушалось, люди просто забыли о нем из-за неведения. Главной задачей садханы является избавление от покрова неведения, представления о том, что человек ограничен разумом и телом. Логика подсказывает, что для того, чтобы осознать единство, следует отбросить идею многообразия. Нужно постоянно помнить, что мы вездесущие, всемогущие и так далее. Эти мысли несовместимы с желаниями, поскольку в единстве не может быть чувственного влечения, есть только неизменное, устойчивое, спокойное и вечное блаженство. Жажда освобождения — терминологическая неточность. Освобождение означает переход к состоянию бесконечности. Но это состояние уже есть, это наша подлинная природа. Нельзя желать того, что было у тебя всегда. Желание продлить свой род, обрести богатство и счастье в этой или следующей жизни и даже саму жажду освобождения нужно полностью уничтожить. Все поступки, приближающие к цели, должны определяться чистой, безучастной волей.
Такую садхану, неустанные попытки ощутить себя всем сущим, можно и нужно проводить в повседневной жизни. В этом важнейший урок «Гиты». Здравый смысл подсказывает то же самое, ведь Бог — и сагуна, и ниргуна, Он одновременно обладает формой и лишен ее. Пусть тело и разум трудятся. Ощущайте себя чем-то высшим, внешним наблюдателем, который ими руководит. Не отождествляйтесь с адхарой, кругом деятельности. Разумеется, в первое время следует прибегать к медитации. Без нее могут обойтись лишь редкие люди с выдающейся силой воли, но обычному человеку медитация просто необходима. В медитации адхара устойчива, и потому садхана, попытка ощутить единство, дается сравнительно легко. Такие попытки сложны, когда предпринимаются в разгар земной деятельности. Карма-йога намного труднее чистой джняна-йоги, но, несмотря на это, ею нужно заниматься постоянно. Это совершенно необходимо, иначе развитие будет медленным. Если ощущать единство только в медитации, а в остальное время суток отождествлять себя с разумом и телом, быстрого и существенного развития не будет.
Очень полезно связывать с идеей единства слово-символ ОМ. С незапамятных времен этот символ применялся для выражения идеи единения. Поэтому лучший способ: повторять слово ОМ ипостоянно медитировать на его значении. Однако по утрам и вечерам нужно уделять несколько часов простой, чистой медитации.