«Дхьянам нирвишайям манах»: состояние ума, в котором нет вишай (мыслей, связанных с чувственным восприятием), представляет собой медитацию.
«Татра пратьяйяйкатаната дхьянам»: непрерывное течение восприятия, мышления называется дхьяной, медитацией. Подобно водам реки (праваха, поток), в разуме непрестанно течет мысль о единственном объекте. Остается только одно вритти. Это экарупа-вритти-праваха, единообразное течение мысли.
Медитация — это поддержание непрекращающегося потока Божественного Сознания. Это течение непрерывной мысли о единственном объекте, Боге, или Атмане, подобное тайла-дхаравату, перетеканию масла из одного сосуда в другой. Все земные мысли пресекаются, разум наполняется, насыщается Божественным мышлением, Божественной славой и Божественным присутствием. Медитация — это равномерное течение мысли об объекте сосредоточения. Медитация, седьмая ступень лестницы йоги, сменяет концентрацию.
Йоги называют медитацию дхьяной, джняна-йоги обозначают словом нидидхьясана, а бхакты — понятием бхаджана.
Яма (самообуздание), нияма (соблюдение религиозных обрядов), асана (поза тела), пранаяма (управление дыханием), пратьяхара (отрешенность, отвлечение от органов чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (состояние сверхсознания, блаженное единение с Высшим Я) составляют восемь ступеней йоги.
В учении Патанджали Махариши говорится: «Йога-читта-вритти-ниродхах» («Йога — это сдерживание [уничтожение] всех видоизменений [функций] мышления»). Такое опустошение разума, несомненно, дается нелегко, но постоянные и старательные занятия обязательно принесут успех. В этом не должно быть сомнений.