Рано или поздно наступает тот этап занятий, когда ученик отделяется от тела. Он испытывает безмерную радость и страх: радость обретения нового, невесомого астрального тела и страх перед неизвестными, незнакомыми местами. В первое время новое состояние сознания пребывает в зачаточном состоянии. Ученик чувствует себя щенком, у которого только открылись глаза. Ему известно только то, что тело стало легким, воздушным, а вокруг вращается и вибрирует астральный мир, заполненный золотыми огнями, неведомыми предметами и обитателями. Возникает чувство, будто вращаешься и паришь в воздухе — и потому ученик боится упасть.
Он не упадет. Новые переживания вызывают непривычные ощущения и чувства. Сначала ученик вообще не понимает, почему покинул свое тело. Отделившись от него и оказавшись на новом плане существования, ученик очень пугается. Иногда он видит вокруг синие шары, иногда полутьму, а иногда ослепительно-яркое золотистое, желтоватое рассеянное свечение. Ощущение радости не поддается описанию. Это нужно испробовать самому, пережить на личном опыте (анубхава). Ты не помнишь, как покинул тело, но отчетливо сознаешь процесс возвращения. Кажется, что скользишь по какой-то гладкой поверхности, катишься по узкой трубе. Возникает ощущение воздушности, эфемерности. Астральное тело проникает в материальное, как сквозняк в оконные щели. Думаю, мне удалось выразить основную идею. Вернувшись, начинаешь четко различать грубый и тонкий план. Появляется страстное желание возвратиться туда и оставаться там вечно. Но в первое время не удается задержаться в новом мире дольше десяти минут. Кроме того, вначале очень трудно покинуть тело усилием воли. По мере продолжения садханы это происходит случайно, примерно раз в месяц. Если терпеливо, настойчиво и твердо работать над собой, научишься покидать тело по своей воле и задерживаться в новом тонком теле намного дольше. После этого ослабевает угроза отождествления себя с телом. Деха-адхьясу можно считать окончательно преодоленной, когда способен выходить из материального тела по собственному желанию и оставаться в новом мире два-три часа.
Чтобы достичь этого, настоятельно необходимо соблюдать мауну, обет молчания, и жить в одиночестве. Если обстоятельства не позволяют строго соблюдать мауну, то по меньшей мере избегайте долгих, ненужных и пустых разговоров, как можно чаще уединяйтесь. Болтливость — это напрасная трата энергии. Если сберечь энергию с помощью мауны, она превращается в оджас, духовную энергию, которую можно использовать в садхане. В «Чхандогья-упанишаде» речь называют теджомайя, «лучезарной». Грубые составляющие огня образуют кости, срединные — плоть, а тончайшие — речь. Это значит, что речь — могущественная энергия. Помните об этом, никогда не забывайте. Соблюдайте мауну три месяца, полгода, целый год. Если не можете соблюдать ее несколько месяцев подряд, отводите этому один день в неделю, как делал Шри Махатма Ганди. Черпайте вдохновение в жизни Махатм, например, Шри Кришны Ашрамджи Махараджа, который последние годы живет совершенно нагим в ледяных районах Гималаев, у истоков Ганга. Много лет он соблюдает кашта-мауну, строгий обет молчания (кашта-мауна не допускает никакого обмена мыслями, даже на письме или жестами). Почему бы и вам не стать похожим на великого Кришна Ашрама? После долгой и тяжелой практики удастся очень часто отделяться от тела. Это войдет в привычку. Отделение будет происходить само собой, как только мысли умолкнут, а разум успокоится. Это не потребует никаких усилий. Разум привыкнет к новому руслу и перейдет на другую стадию.
Астральные путешествия. В астральном теле очень легко отправиться в любое место — достаточно просто этого пожелать и материализоваться в выбранной точке, почерпнув необходимые материалы из ахамкары либо всеобщего хранилища — океана танматр. Этот процесс очень прост для оккультистов и йогов, знающих его основу и мелкие подробности. Но несчастным мирянам, переполненным чувствами, страстями и привязанностями, это кажется чем-то сверхъестественным. Кроме того, в астральном теле легко читать и передавать мысли. Концентрированные лучи разума проникают сквозь толстые стены, как рентгеновские лучи сквозь плоть и кости.
Материализация. Сначала отделяешься от тела и отождествляешь себя с разумом, после чего начинаешь действовать на ментальном плане, пользуясь там тонким телом точно так же, как на земле — материальным. Концентрация помогает возвыситься над телесным сознанием, медитация — над разумом, а самадхи приносит единение с Брахманом. Это три важнейших антаранга-садханы (внутренних средства), ведущих к окончательной цели.