1000hp.ru

...твоя йога




Медитация в разных школах

Медитация бывает двух видов — конкретная и абстрактная. Медитация следует за концентрацией.

Самадхи становится естественным (сахаджа) благодаря длительной нидидхьясане, а не пранаяме или упражнениям хатха-йоги.

Раджа-йог входит в медитативное состояние путем практики ямы, ниямы, асаны, пранаямы, прать-яхары и дхараны. Бхакта погружается в медитацию путем воспитания чистой любви к Богу. Ведантист и джняна-йог достигают того же благодаря четырем средствам, слушая шрути и размышляя над услышанным. Хатха-йог достигает медитации посредством постоянной глубокой пранаямы.

Медитируйте на внешнем облике четырехрукого Бога Хари, Господа Кришны с флейтой в руках или Бога Рамы с луком и стрелами. Это конкретная, или грубая медитация (стхула-дхьяна). Медитируйте на шанти (покое и тишине). Это абстрактная, или тонкая медитация (сукшма-дхьяна). Медитируйте: «Я — воплощение покоя и тишины». Это ведантистская ниргуна-медитация, или ахамграха-упасана. Медитируйте на ананде, блаженстве. Это тоже абстрактная медитация. Выбирайте форму медитации в соответствии со своим характером, вкусами, способностями и наклонностями. Достигайте цели существования уже в этом перерождении.

Дхьяна (медитация) бывает двух видов: джапа-сахита-дхьяна (медитация, сопровождаемая джапой) и джапа-рахита-дхьяна (медитация без джапы, чистая медитация). Когда вслух или мысленно повторяешь: «Ом намо нарайяна», это джапа. Когда повторяешь мантру и одновременно медитируешь на облике Господа Хари с раковиной, диском, лотосом и палицей в руках, на Его одежде из желтого шелка (питамбаре) браслетах и так далее, это джапа-сахита-дхьяна. По мере роста в медитации потребность в джапе сама собой исчезает. Остается чистая медитация, джапа-рахита-дхьяна.

Подобно огню под колпаком лампы, в светильниках наших сердец с незапамятных времен пылает Божественный Огонь. Закройте глаза и слейтесь с этим Божественным Пламенем. Углубитесь в тайники своего сердца. Медитируйте на этом огне и сами станьте пламенем Господа. •}

Отстраняйте индрийи от объектов. Умиротворяйте Господа совершенством своего тапаса. Медитируйте на Господе Хари, сядьте в ослепительную божественную колесницу и поднимайтесь к высочайшей обители Вишну.

Друзья, довольно спать, проснитесь! Медитируйте. Настал час брахма-мухурты. Ключом любви отоприте врата Божьего храма в вашем сердце. Слушайте музыку любви. Пойте песню прэм своему Возлюбленному. Наигрывайте мелодию Бесконечности. Растворите ум в Его созерцательности. Слейтесь с Ним. Погрузитесь в океан Любви и Блаженства.

Есть признаки того, что достигаешь успехов в медитации и приближаешься к Богу: ты не испытываешь влечения к земному, объекты чувственного восприятия уже не искушают; ты лишаешься желаний и страха, ощущений «я» и «мое»; деха-адхьяса (отождествление с материальным телом) постепенно слабеет; ты прекращаешь думать: «Она моя жена», «Он мой сын» или «Это мой дом»; ты чувствуешь, что все вокруг — проявления Господа, и видишь Его во всем.

Тело и разум обретают легкость. В душе навсегда поселяются доброжелательность и радость. На устах всегда имя Господа. Разум извечно сосредоточен на лотосоподобных стопах Бога. Разум постоянно рисует Его образ, а глаза все время созерцают его. По-настоящему ощущаешь, как саттва — чистота, свет, блаженство и знания — непрестанно течет к тебе от Господа и переполняет твое сердце.

По словам Патанджали Махариши, основоположника философии раджа-йоги, окончательная цель человеческих дерзаний — не единение или слияние с Богом, а полное освобождение (кайвалья) Души от материи.

Успокойте разум. Сделайте рассудок устойчивым. Усмирите чувства. Тогда наступит глубокая медитация. Будьте бдительны. Раджас может попытаться помешать. Безжалостно отстегайте этого врага кнутом и снова погрузитесь в безмятежность.

В йоге зрение обращено внутрь. Неутомимой практикой йог сдерживает направленные вовне ощущения и мысли. Йог достигает власти над вритти, волнами мышления, и рано или поздно погружается в асампраджнята-самадхи, самадхи «без зерна». Покоряя вритти, он сталкивается с огромными трудностями. Волны океана — ничто в сравнении с волнами мысли. Стойкий и усердный йог похож на моряка, капитана парохода-тела в штормящем океане сансары. Йог останавливает волны мышления благодаря неустанным дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). В конце концов он достигает другого берега, страны бесстрашия и бессмертия.

Поднимаясь на духовную вершину полного отсутствия мыслей, достигаешь обители Бессмертия, вечного Покоя и высшего Блаженства. Рама! Отправляйся в путь домой. Смело шагай по духовному пути. Не бойся трудностей. Будь отважен. Поднимайся с вершины на вершину. Преодолевай преграждающие путь глубокие ущелья утонченной мохи и гордыни. Сделай большой прыжок и минуй мистический военный рубеж. Вступи в беспредельную страну чистого Блаженства и высочайшего Знания. Верни себе былую Божественную Славу. Упокойся в родной сварупе Cam-Чит-Ананды.

Постигайте, сознавайте природу и силу мышления. Искореняйте низменные мысли, думая о возвышенном. Затем возноситесь и над возвышенным, переходя к состоянию отсутствия всякой мысли. Отождествляйте себя с чистым сознанием.

Даже ужасный грешник становится чище и сдержаннее, если хотя бы мгновение медитирует на неизменном Атмане.

Жертвенный огонь добывают трением одного куска дерева (арани) о другой. Сходным образом, медитация на Высшем Я зажигает пламя мудрости.

В первое время разум воспитывают сосредоточением на конкретном предмете или символе. Позже, когда такое сосредоточение становится устойчивым и утонченным, можно переходить к таким абстрактным идеям, как «Ахам Брахма асми».

Медитируйте так: «Я чистое сознание. Я Сат-Чит-Ананда Брахман, Я — неизменное, самолучезарное, бессмертное Я. Я безмолвный свидетель трех состояний (бодрствования, сновидения и глубокого сна). Я — не тело, не разум, не прана и не чувства. Я — не пять оболочек-ножен». Это принесет Самоосознание, постижение Высшего Я (брахма-джняну).

Йяти (отшельник) должен медитировать на бхаве, которая возникает на грани сна и бодрствования. Только это освободит его. Это единственная опора (аламбана), позволяющая достичь настоящего состояния нихсанкальпы (без мышления), нирдванды (вне пар противоположностей).

В разуме появляется желание. Оно удовлетворяется, а затем возникает новое желание. В промежутке между двумя желаниями разум совершенно неподвижен. В это время он свободен от санкальп, любви и ненависти. В промежутке (сандхи) между двумя вритти в душе царит полный покой.

Когда разум сосредоточен на Брахмане, Высшем Я, он сливается с ним, как камфора с пламенем, соль с водой или вода с молоком. Разум тает в Брахмане, обретает природу Брахмана. Двойственность исчезает. Медитирующий становится Брахманом. Это состояние кайвальи.

Микрокосм и Макрокосм — три Бога (Брахма, Вишну и Шива) —содержатся в ОМ. В ОМ заключены Веды и шесть даршан1. ОМ — это всё. Это Брахман. Медитируйте на ОМ со значением и чувством (бхава). Познайте Брахмана и станьте свободными.

После овладения шестью ступенями медитации происходит переход в совершенное состояние сверхсознания, нирвикальпа-самадхи. Восприятие внешних форм полностью прекращается. Исчезают и медитация, и ее объект. Медитирующий и предмет медитации сливаются воедино. Приходят высшие знания и вечный покой. Это окончательная цель существования. Человек становится просветленным мудрецом. Он освобождается еще при жизни, потому его называют дживанмуктой. Он совершенно свободен от страданий, печалей, страхов, сомнений и заблуждений. Он тождествен с Брахманом. Капля стала океаном. Река влилась в море и объединилась с ним. Все различия и особенности окончательно исчезают. Ощущается только одно: «Я — Бессмертная Душа» Поистине, все есть Брахман. Нет ничего, кроме Брахмана».

Старайтесь сохранить ощущение акхапда-брахмапа, неделимого Брахмана. Воспарите ввысь. Удерживайте это состояние как можно дольше. Утвердитесь в Том. Постоянно добивайтесь сахаджа-авастхи (естественного состояния Брахмана). Теперь только это должно быть целью и задачей.

1 Классические школы индийской философии —ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Джина Махавира

News image

ДЖИНА МАХАВИРА (санскр. ), основатель джайнизма и джайнской философии, проповедовавший в 5 в. до н....

Основы йоги

ЙОГА И РЕЛИГИЯ

News image

Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о ...

Хатха, мантра, янтра, тантра карма

News image

ЛЮДИ, ЖЕЛАНИЯ КОТОРЫХ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ВОЗМОЖНОСТИ, СПОСОБНЫ НА ДУХОВНЫЕ ПОСТУПКИ И СОСТРАДАНИЕ. У НИХ ЕСТЬ БО...

Психология йоги

News image

Современная психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Это сравнительно молодая наука. Её осн...

Как я стал йогом. От болезни к здор

News image

Виталий Литвинов был тяжело болен – хроническое заболевание привело к тому, что его суставы постепенно те...

Йога для женщин

News image

Татьяна Пивень занимается йогой с 1999 г. Преподает йогу с 2000 г. в городе Киеве. Ин...

История и легенда

News image

  Прежде, чем начать заниматься йогой, вам следует больше узнать о ней, нежели тот факт что "й...

Леонард Орр «Йога Вечной Жизни»

News image

Тайны великих бессмертных йогов Индии настолько просты, что зачастую философы проходят мимо них. Вечная Сидхана Ши...

Как остановить внутренний диалог?

News image

Горе от ума! Радиоприемник, который находится у нас в голове, есть источник многих проблем и ст...