1000hp.ru

...твоя йога



ЗНАЧЕНИЕ ИШВАРЫ

В отличие от санкхьи, йога постулирует существование Бога, Ишвары. Этот Бог, разумеется, не творец (ибо кос - мос, жизнь и человек, как мы отмечали, «созданы» прак - рити, они все происходят из первозданной субстанции). Но в случае с конкретными людьми Ишвара может ускорить процесс освобождения; он помогает им более быстрыми ша - гами двигаться к самадхи. Этот Бог, к которому апеллиру - ет Патанджали, больше похож на бога йогинов. Он прихо - дит на помощь только йогину, т. е. тому, кто уже вступил на этот путь. В любом случае роль Ишвары сравнительно мала. Он способен, например, привести к самадхи йогина, который избирает его как объект своей концентрации. Согласно Па - танджали (II, 45), эта божественная помощь является след - ствием не «желания» или «симпатии» — ибо Бог не может иметь каких-либо желаний или эмоций, — а метафизичес - кого сродства между Ишварой и Пурушей, сродства, кото- рое основано на их структурном соответствии друг другу. Ишвара — это Пуруша, извечно свободный, его никогда не беспокоят клеши. Комментируя это место, Вьяса добавля - ет, что разница между Ишварой и «освобожденным духом» состоит в следующем: последний когда-то оказался вовле - чен в психоментальный опыт, тогда как Ишвара всегда был свободен. На Бога невозможно воздействовать посредством ритуала, культовых действий или веры в его «милость»; но его сущность инстинктивно «сотрудничает» с Я, который ищет освобождение с помощью йоги. Таким образом, значимо именно метафизическое соот - ветствие двух родственных сущностей. Можно даже ска - зать, что предпочтение, оказываемое Ишварой некоторым йогинам, т. е. тем немногочисленным людям, которые ищут своего освобождения посредством йогических тех - ник, — исчерпывает его интерес к судьбе остального чело - вечества. Вот почему ни Патанджали, ни Вьяса не могут дать никакого внятного объяснения того, почему и как Бог участвует в процессах природы. Очевидно, что Ишвара вступает в диалектику санкхья-йоги, так сказать, со сто - роны. Ибо санкхья утверждает (и йога принимает это ут - верждение), что и субстанция, пракрити, по причине свое - го «телеологического инстинкта», участвует в освобожде - нии человека. Таким образом, роль Бога в человеческом стремлении к свободе не очень велика; космическая суб - станция сама помогает спасать многие «я», ввергнутые в иллюзорную пучину бытия. Хотя именно Патанджали ввел Ишвару, этот новый и со - вершенно лишний (лишний, поскольку Ишвара появляет - ся тогда, когда уже все сказано и сделано) «элемент», в диа- лектику сотериологической доктрины санкхьи, он не при - дает ему такого значения, которое придадут ему позднее комментаторы. В «Йога-сутрах» прежде всего подчеркива - ется технический аспект йоги — иными словами, стремле - ние и способность йогина к самоовладению и концентрации. Почему же Патанджали тем не менее почувствовал необхо - димость представить Ишвару? Видимо, потому что тот со - ответствует реальности йогического опыта: Ишвара может привести к самадхи, при условии, что йогин практикует Иш - варапранидхану — т. е. почитание Ишвары (II, 45). Пред - приняв труд собирания и систематизации всех йогических приемов, эффективность которых подтвердила «классичес - кая» традиция, Патанджали не мог пренебречь большим количеством упражнений, состоявшихся единственно бла - годаря концентрации на Ишваре. Иначе говоря, рядом с традицией чисто магической йоги, где успех достигается только лишь волей и личными усилиями аскета, была и дру- гая, «мистическая» традиция, в которой последние ступе - ни йогической практики значительно облегчались посред - ством поклонения Богу — пусть даже и исключительно ред - кого, исключительно «интеллектуального» поклонения. Тем не менее, разумеется, в том виде, в каком он появляет - ся у Патанджали и Вьясы, Ишвара не имеет ничего общего с величием вездесущего Бога-Творца, а также с тем ореолом, который окружает деятельного и всемогущего Бога в раз - личных мистических школах. В конечном счете Ишвара есть лишь архетип йогина, макройогин, очень вероятный властитель некоторых йогических течений. По крайней мере, Патанджали говорит, что Ишвара был гуру святых с незапамятных времен, ибо, добавляет он, Ишвара не свя - зан временем (I, 26). Однако отметим одну важную деталь, значение кото - рой прояснится в дальнейшем. В диалектику спасения, где изначально отсутствовала необходимость в божественном участии, Патанджали все-таки включает Бога — ибо йоги - ну, берущему его как объект своего созерцания, Ишвара, по - вторим, может содействовать в обретении самадхи. Но са - мадхи, как мы увидим может быть достигнуто и без этой концентрации на Ишваре. Без нее, например, вполне обхо - дилась йога, практикуемая Буддой и его современниками. Достаточно легко представить себе разновидность йоги, ко - торая бы основывалась только на диалектике санкхьи, и у нас нет причин полагать, что такой магической, атеистичес - кой йоги не существовало. Однако Патанджали пришлось ввести Ишвару в йогу, поскольку тот был, так сказать, экс- периментальным фактом — йогины и в самом деле апелли - ровали к нему, хотя они могли достичь освобождения пу - тем простого следования техникам йоги. Здесь мы сталкиваемся с оппозицией «магия — мисти - ка», с которой ближе познакомимся в дальнейшем, во всех ее бесчисленных формах. Стоит отметить все возрастающую роль Ишвары в трудах позднейших комментаторов. Напри - мер, Вачаспатимишра и Виджнянабхикшу придают Ишва - ре огромное значение. Это объясняется тем, что оба они ин - терпретируют Патанджали в свете той духовной атмосфе - ры, которая была развита в их время. Ведь они жили тогда, когда вся Индия была переполнена мистическими и дево - циональными движениями. Это изобилие, однако, являет - ся следствием почти повсеместной победы «мистицизма», имеющего исключительную важность в «классической йоге», которая, приняв его, тем самым отходит от своих на - чальных основ, т. е. от «магии». Так, под двойным влияни - ем — отдельных идей веданты и представлений бхакти, Виджнянабхикшу уповает на «особую милость Господа». Другой комментатор, Нилакантха, утверждает, что Бог, несмотря на свою неактивность, помогает йогинам, «подоб - но магниту». Тот же автор придает Ишваре «волю», способ - ную предопределять судьбы людей, ибо «кого он желает воз - высить, того он подталкивает к добрым поступкам; кого он желает уничтожить, того он заставляет грешить». Как да - леки мы здесь от той скромной роли, которую Патанджали отводит Ишваре.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Патанджали

News image

Патанджали. 2-й век до н.э. Автор классического труда Йога-сутра...

Основы йоги

Йога: гимнастика для души

News image

Йога способна творить чудеса. С ее помощью можно научиться годами не есть и не пить и ...

Истинный смысл йоги

News image

Когда люди слышат слово «йога», они обычно представляют себе человека, сидящего в позе лотоса, стоящего на...

Что такое Йога?

News image

Йога – это наука жизни, или выражаясь иначе – способ жизни на Земле. Это система фи...

Йог Аенгар об отношениях учителя и

News image

Йога – это серьезная наука, и никаких интимных отношений между учителем и учеником, как это бы...

Йога для тела, ума и души. Что прив

News image

В основном ученики приходят в йогу в поисках здоровья. Постепенно они выясняют, что здоровье тела во...

ЙОГА И РЕЛИГИЯ

News image

Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о ...

Леонард Орр «Йога Вечной Жизни»

News image

Тайны великих бессмертных йогов Индии настолько просты, что зачастую философы проходят мимо них. Вечная Сидхана Ши...

Универсальная Йога

News image

Универсальный стиль йоги основан на знании структуры человеческого существа и универсальных законах видоизменений этой структуры. В со...