Как уже было сказано, йогическая система Махамудры не столь сложна и трудна, как Шесть видов йоги , и для того, чтобы лучше понять особенности Махамудры, попытаемся сопоставить ее с Дзэн. В своих более простых формах Махамудра и Дзэн поддаются рациональному истолкованию, в то время как шесть видов йоги представляют собой только практику, приводящую к определенным уровням сознания и соответствующим физиологическим состояниям, которым может давать правильную оценку только йог, сам прошедший через эти ступени и запечатлевший достигнутые результаты в своем теле и уме. Многое из этого сложного аспекта тибетского тантризма не поддается рациональному объяснению. Также и тот, кто является только ученым, а не адептом практической йоги, не может до конца понять буддизм, который в сущности является системой практической йоги. Отсюда следует, что буддизм является основанием и средством для достижения Нирваны, то есть Истинной Реальности. Татхата (таковость) - буддийский термин, означающий эту неописуемую над-мирную реальность. Одной из причин упадка буддизма было, на мой взгляд, пренебрежение тайными практическими учениями йоги, что привело к исчезновению духовно пробужденных личностей. Среди тхеравадинов в течение столетий не было ни одного такого архата, который бы мог дать исчерпывающее объяснение таким чрезвычайно важным аспектам практического буддизма, как Восемь главных видов дхьяны и Четыре вида не имеющей формы дхьяны , являющихся главными способами медитации, которыми отличаются теория и практика буддийских ученых и йогов от индуистских. В книгах содержится только неполное общее описание этих видов дхьяны. Только те, кто имеет практический опыт в этой области, могут объяснять их. Нигде не говорится, как восемь главных видов дхьяны влияют на дыхание, состояние пульса и секреции. В книгах также нет подробных объяснений различных состояний сознания, вызываемых ими. В Абхидхарме и других сутрах тхеравадинов содержится далеко не полная информация об этих важнейших видах дхьяны. В буддизме Тхеравады преобладает теория, а не практика, и буддизм Махаяны имел бы такой же теоретический уклон, если бы не его тантризм и йога. Сущность буддизма познается в области, трансцендентной мирскому сознанию. Большинство буддистов всех школ знакомы только с фрагментами буддийской философии, и дальше подготовительных высших ступеней буддийской религиозной практики они не поднимаются.
Учители тибетской йоги утверждают, что на Пути, имеющем форму, о котором говорилось выше, могут подстерегать опасности и что он более труден, чем Путь, не имеющий формы, то есть Махамудра. В наше время среди преданных религии лам предпочтение отдается более безопасному и легкому пути - Махамудре, называемому также путем Освобождения, а не шести видам йоги, являющимся Путем, имеющим форму. Изучение и применение на практике Махамудры служат необходимой ступенью подготовки для любого тантрийского йога. Хотя многие тибетцы считают, что великий йог Миларепа достиг Просветления с помощью йогического метода выработки тепла, его житие и его поэтические произведения свидетельствуют о том, что он применял не только йогу Пути, имеющего форму, но прежде всего практиковал Ма-хамудру.
Распространению буддизма в течение столетий способствовали практические учения Махаяны, относящиеся к тантрийский йоге Махамудры и Дзэн, а также к школе Чистой Страны. Но так как целью школы Чистой Страны является в основном счастливое рождение в Раю Будды, открывающее путь к дальнейшему духовному совершенствованию, основополагающее практическое учение буддизма, которое есть практическая Праджняпарамита, можно найти только в Дзэн и в такой тантрийской йоге, как Махамудра. В исторических трудах сообщается, что эти тантрийские школы дали огромное число просветленных личностей. Те, кто действительно стремится к Просветлению (Состоянию Будды), должны, следовательно, обратиться к этим учениям школ Махамудры и Дзэн.
Исходя из моего опыта изучения и практического применения Дзэн и тантризма, берусь утверждать, что учение Дзэн и высшие направления тантризма тождественны друг другу. Если есть различия - то они чисто внешние, относящиеся к способу и методам изложения в сущности одинаковых учений. Тем не менее следует знать, в чем состоят эти различия и как они возникли. Для этого мы рассмотрим здесь принципы практики и методы Махамудры и Дзэн с точки зрения их развития в лоне Махаяны. Начнем с рассмотрения трех основных положений буддизма в целом.
Первое. Ранняя Тхеравада, или Южный буддизм, учит, что Просветление достигается путем полного отречения , преодолевания клеша1, постижения Четырех Благородных Истин, уничтожения пяти агрегатов и достижения полной нирваны. Когда исчезает сансара, наступает нирвана.
Второе. Школа Махаяны в раннем периоде отличалась от Южного буддизма тем, что придавала первостепенное значение преобразованию , а не отрешению . Согласно этому взгляду, нужно не преодолевать клеша, а преобразовывать их в бодхи, и мысль, пройдя через сансару, должна достичь нирваны. Восемь состояний сознания последовательно преобразуются в четыре мудрости. Пять видов чувственного восприятия становятся мудростью действий, а ум, шестое сознание, трансмутируется в мудрость бесконечного созерцания, седьмое сознание - в мудрость равенства, а восьмое, алайя, становится Великим Зерцалом Всезнания.
Третье. Махаяна позднего периода проповедовала принцип отождествления и расширения, утверждая, что клеша есть бодхи, сознание - мудрость, а сансара - нирвана. Сознание расширяется до окончательного Просветления. Согласно этому взгляду поздней Махаяны, состояние Будды достигается не путем уничтожения накопленного умом знания, а путем прямого отождествления ограниченного человеческого сознания со всеобъемлющим сознанием Будды. Будда, достигнув Просветления, сказал: Как это ни странно, но я вижу, что все существа являются Просветленными, Буддами . Махамудра и Дзэн основываются на этой истине. В Дзэн есть аналогичный афоризм: Я и все Будды прошлого, настоящего и будущего дышим через одну ноздрю . Шестой патриарх Дзэн Хуи-Ненг сказал:
Три тела присущи природе Ума, Сиянием которого освещаются Четыре Праджни, И можно прямо достичь состояния Будды, Не отрешаясь от внешнего мира.
Так же учит Сараха в своем трактате До-ха Махамудра :
Между сансарой и нирваной нет различий. Все явления и чувства тождественны уму. Как нет различия между морем и волнами, Так и нет различий между Буддами и другими чувствующими существами.
Другой великий учитель Махамудры Гармапа сказал:
Хотя чувствующие существа живут в царстве Будды, Они не могут этого осознать и поэтому блуждают в сансаре.
В Тибете хорошо известна произносимая ежедневно молитва:
Я молюсь моему Гуру о том, чтобы я смог осознать, что мой ум является Дхармакаей, Что мой ум является Самбхогакаей, Что мой ум является Нирманакаей.
В Махамудре и Дзэн можно встретить много таких сходных изречений, поскольку в их основе лежит учение о тождественности сансары и нирваны. Тибетский термин Сэмс-Сро , означающий [исследовать] природу ума , синонимичный слову Маха-мудра в ее глубинном значении, указывает на то, что система Махамудры является системой тренировки ума. Также последователи Ньингмапа и Каргьютпа практикуют йогу, раскрывающую природу ума. Гуру обучает ученика воспринимать аспект несуществования (пустоту) ума как Дхармакаю, его лучезарный аспект - как Самбхогакаю, а мыслеобразую-щую природу ума - как Нирманакаю. Дзэн и Маха-мудра называют свое учение учением об уме - по-китайски Щин-цун, по-тибетски Сэн-Нао-Ба. Они утверждают, что все философско-религиозные и другие учения можно понять только путем познания истинной природы ума, и тот, кто ее знает, знает все.
В отличие от школы Йогачара, занимающейся чисто аналитическим теоретизированием, Дзэн и Маха-мудра, как и другие тантрийские школы, ставят на первое место практику. В этой связи надо отметить, что хотя школа Йогачара с ее возвышенной философией дала мало просветленных личностей, те, кто достиг просветления с помощью Дзэн и Махамудры описывают реальность в терминах, принятых в Йога-чаре, подтверждая результаты ее анализа. Отсюда следует, что в основе Махамудры и Дзэн лежит учение о познании истинной природы ума с помощью йоги. Различие между этими двумя школами состоит в применении этого учения, приведшем к некоторым расхождениям в методах или стилях , что в основном объясняется внешними условиями и историей формирования обеих школ.
Со времен Бодхидхармы до Хуи-Ненга в китайском Дзэн в основном соблюдалась индийская традиция, и он имел много сходства с Махамудрой, которая после введения ее в Тибет из Индии сохранилась без изменений. Но когда после Хуи-Ненга произошло разделение на школы, стиль и практика китайского Дзэн подверглись большим изменениям, и только школа Цао-Тунг сохраняла в своей форме некоторое сходство с индийской. Такие новшества, введенные в китайский Дзэн впоследствии, как коан, мондо, беседа по методу Дзэн, рассказ или стихотворение и нанесение ударов ученику учителем усложнили и затруднили понимание этого учения в основном потому, что изложение теории и подробные практические указания считались ненужными. Вместо словесного ответа учитель часто награждал ученика пинком. Несмотря на эффективность и быструю результативность этого метода, Дзэн, естественно, не мог не вызывать недоумения у посторонних наблюдателей. Есть краткое меткое определение китайского Дзэн и тибетской Махамудры: Дзэн - это эзотерическая Махамудра, а Махамудра - это экзотерический Дзэн .
В отличие от Махамудры, поздний Дзэн не дает ученикам карты 2. Они должны начинать поиск впотьмах , полностью полагаясь только на учителя, и затем внезапно достичь озарения. В Махамудре, однако, руководство осуществляется шаг за шагом до достижения конечной цели, и поэтому Махамудра ближе к индийской традиции, легче и безопаснее, хотя в отличие от Дзэн озарение на первых ступенях может не быть таким же ярким, сильным и внезапным, и абсолютно иррациональным.
Несомненно, Дзэн наделяет большими способностями и приносит свободу - желанное освобождение, в то время как практика Махамудры сопряжена с опасностью в том случае, если ученик привержен только чистому космическому сознанию. На пути к достижению состояния Будды слияние с этим сознанием должно быть сведено к Пустоте. В противном случае не может быть истинного Освобождения. В этом состоит коренное отличие буддизма от брахманизма. Освобождение достигается, когда сознание освобождается от дуалистического представления о множестве и единстве. Дзэн постиг это глубокое значение Пустоты (санскр. Шуньята), о чем свидетельствует следующий афоризм: Все вещи сводятся к одному. К чему сводится это одно?
Распространено ошибочное мнение о том, что Дзэн придает первостепенное значение только Мудрости (Праджня), а не Великому Состраданию (Каруна). Это можно утверждать только в отношении поверхностного Дзэн. Полностью просветленный учитель Дзэн является глубоко сострадающей личностью. Также цель Махамудры - просветление, имеющее природу сострадания и природу мудрости. Просветление не может быть односторонним, сводящимся только к познанию. Необходимо совершенное слияние Бесконечной Мудрости и Бесконечного Сострадания. В Обете Махаяны есть слова Гармабы, подтверждающие эту мысль:
Когда в момент озарения я вижу изначальный лик ума, Рождается беспредельное сострадание. Чем ярче озарение, тем глубже сострадание. Чем глубже сострадание, тем совершеннее мудрость, постигаемая мной. Этот безошибочный путь слияния двух в одно есть высшее осуществление Дхармы.
Такую же мысль выражает следующий коан Дзэн:
До того как я постиг великое дело (то есть достиг Просветления), я чувствовал себя так, как если бы я лишился родителей. После того как я постиг великое дело, я чувствовал себя так, как если бы лишился родителей .
Еще многое можно было бы здесь сказать по этому поводу, но то, что уже сказано, дает возможность хорошо понять близость тибетского учения Махамудры и китайского учения школы Дзэн.
Наставления Падмы-Карпо (Гарбо) о Махамудре (Великом Символе), содержащиеся в Книге II этого тома, представляют собой общераспространенное изложение практики и результатов Махамудры. Более расширенное изложение учения Махамудры о йоге дается в трактате О видении ума в его обнаженном состоянии , приписываемом основателю тибетского ламаизма Падмасамбхаве, который содержится в Книге II, составляющей часть Тибетской книги о Великом Освобождении ( The Tibetan Book of the Great Liberation ).