Мудрый рассекает узел себялюбия острым мечом постоянной медитации, после чего разгорается заря высшего знания Себя, полное внутреннее просветление, Самоосознание. Освобожденный мудрец лишается любых сомнений и заблуждений. Оковы кармы рассыпаются в прах. Поэтому все время будьте погруженным в медитацию. Это универсальный ключ к царству Вечного Блаженства. В первое время медитация может казаться утомительной и скучной, так как разум то и дело отклоняется от лакшьи. Однако после некоторой практики ум сосредоточивается на выбранном объекте. Наступит Божественное Блаженство.
Таинственный внутренний голос станет вашим проводником. Слушай его очень внимательно, дорогой Йогиндра!
Не пугайтесь, испытав проблеск просветления, незнакомое ощущение огромной радости. Не поворачивайте назад. Не бросайте медитацию. Не останавливайтесь на достигнутом. Нужно идти дальше. Это лишь проблеск, а не полное восприятие Истины. Это не самое высшее состояние, не Осознание. Это просто новая ступень. Добейтесь устойчивости, станьте на ней твердо и старайтесь подняться выше. Тянитесь к бхуману, Бесконечности, Необусловленному. Вскоре вы будете постоянно пить нектар. Это высшая цель окончательная ступень. Теперь можно насладиться вечным покоем. Медитация уже не нужна.
Если разбить колпак вокруг лампы, установленной в темной комнате, мрак рассеется, комната заполнится светом. Сходным образом, если постоянной медитацией на Высшем Я расколоть колпак тела, то есть разрушить неведение, авидью, и ее следствия (деха-адхьяса), подняться выше телесного сознания, все вокруг озарится Высшим Светом Атмана.
Если разбить плавающий в море горшок, вода из него сольется с водами океана. Сходным образом, когда сосуд тела раскалывается под влиянием медитации на Атмане, индивидуальная душа становится единой с Высшим Я.
Математика и геометрия кажутся в первые годы обучения скучными, но позже студент начинает испытывать интерес к этим предметам, поскольку представляет себе те преимущества, которые принесет ему успешная сдача экзаменов. Вызывайте у себя интерес к медитации, думая о том, что постоянные занятия принесут бесчисленные дары: Бессмертие, Высший Покой и Бесконечное Блаженство.
Человек, который никогда не встречался со Свами Рамакришнанандой из Бадринараяна, очень много узнает о его личности и качествах от другого человека, который видел его лично и хорошо знает; после этого первый пытается нарисовать в воображении мысленный портрет Свами. Сходным образом, ученик слушает рассказы достигших Самоосознания святых о незримом, сокровенном Брахмане, а затем медитирует на Атмане, Высшем Я.
Подобно ровному свету фонаря, в светильнике наших сердец с незапамятных времен горит Божественное Пламя. Закройте глаза и слейтесь с этим Божественным Огнем. Погрузитесь в тайники своего сердца. Медитируйте на Божественном Огне и станьте Пламенем Бога.
Читая книгу с глубоким интересом, мы не слышим, как нас окликают по имени, не чувствуем сладкого аромата стоящих на столе цветов. Это концентрация, однонаправленность разума. Разум прочно соединяется с одним-единственным объектом. Такой должна быть концентрация, когда думаешь о Боге, Атмане. Легко сосредоточивать разум на объектах внешнего мира, так как ум интересуется ими естественным образом, в силу привычки. В мозгу уже прорезаны соответствующие бороздки. Разум нужно постепенно развивать ежедневной концентрацией, многократным сосредоточением на Боге или внутреннем Я. Путем медитации следует проложить в уме новые духовные борозды. После этого разум перестанет отвлекаться на внешние объекты, так как испытает невероятную радость медитации.
Концентрация и пранаяма взаимозависимы. Занятия пранаямой влекут концентрацию, а следствием концентрации становится естественная пранаяма. Хатха-йог занимается пранаямой, а затем достигает контроля над умом. Он поднимается снизу вверх. Раджа-йог занимается концентрацией и обретает власть над праной. Он движется сверху вниз. В конечном счете оба приходят к одному результату. Существуют разные приемы, соответствующие разнообразию способностей, вкусов и характеров. Одним легче начинать с пранаямы, другим проще дается концентрация. Последние, судя по всему, уже занимались пранаямой в прежних воплощениях и потому в этой жизни сразу переходят к следующему звену йоги — концентрации.