Что делает страстный человек? Он вновь и вновь повторяет один и тот же недостойный поступок, до отказа набивает живот при любой возможности. Что делает ученик, пылающий страстным стремлением к Самоосознанию? Он выпивает немного молока, а затем снова и снова, день и ночь, повторяет процесс медитации, после чего наслаждается вечным блаженством Высшего Я. Оба заняты своим делом. Первый кружится в колесе перерождений, а второй достигает Бессмертия. Постоянная практика позволяет обрести власть над своим разумом. Он всегда должен быть занят созерцанием Божественного. Если ослабить усилия, праздные мысли тут же снова ворвутся в сознание. Только постоянные занятия позволяют без труда подчинять себе разум.
О необходимости вайрагьи Чтобы достичь успехов в йоге, нужно отбросить все земные удовольствия, соблюдать тапас и брахмачарью. Они помогут достичь концентрации и самадхи.
Когда разводят костер, собирают солому, клочки бумаги и щепки. Чтобы пламя не погасло, его приходится раздувать, но через некоторое время огонь становится сильным. Чтобы погасить его, нужно прило-жить немало усилий. Сходным образом, в начале занятий медитацией новички то и дело выходят из этого состояния. Им приходится вновь и вновь собираться с мыслями и направлять их на лакшью. Но когда медитация становится глубокой и устойчивой, ученики утверждаются в Боге. Медитация становится естественной {сахаджа) и привычной. Чтобы развести костер медитации, раздувайте ее пламя устойчивой концентрацией и тивра-вайрагьей, мощным бесстрастием.
О бдительности
Даже после долгих лет духовной практики нужно бдительно наблюдать за собой, убеждаться в том, что не свернул с духовного пути и продолжаешь развиваться. Во времена затишья в медитативной практике ученик откатывается назад. Возникает противодействие. Некоторые занимаются медитацией по пятнадцать лет, не добиваясь при этом ни малейших успехов. Причиной является недостаток серьезного отношения, вайрагьи, острого стремления к освобождению и усердия в садхане.
Ученик, склонный обижаться по пустякам, не добьется успеха в медитации. Такому ученику следует воспитывать в себе добродушие, любовь и умение приспосабливаться к обстановке, после чего обидчивость исчезнет. Некоторые ученики сердятся, когда замечают свои дурные качества и изъяны. Они возмущаются и обижаются на человека, указавшего на подобные недостатки. Им кажется, что тот просто выдумал эти упреки из зависти или недоброго нрава. Это очень плохо. Наши недостатки всегда лучше видны окружающим. Тот, кто не занимается самонаблюдениями, чей разум всегда обращен вовне, никогда не замечает собственных ошибок. Самомнение — это вуаль, затуманивающая мышление. Если ученик хочет развиваться, он должен признавать в себе недостатки, о которых говорят другие, поблагодарить их за это, а затем изо всех сил постараться искоренить замеченные изъяны. Только тогда возможен духовный рост.
Медитации очень мешает викшепа. Избавиться от этой серьезной преграды помогут муртьюпасана (медитация на изображении), пранаяма, тратака, распевание диргха-пранавы (протяжный ОМ), манана (размышление), вичара и молитвы. Викшепа — это рассеянность мыслей. Уничтожайте желания. Перестаньте составлять планы и мысленные схемы. На какое-то время прервите любую вьявахару и прав-ритти (мирская деятельность).
О випарита-бхаване
Людей одолевает випарита-бхавана (неверное представление о том, что личность есть тело, а окружающий мир — подлинная действительность) и саншайя-бхавана (неуверенность). При орошении полей часть воды уходит в крысиные норы. Сходным образом, из-за раги (влечения) к вещам, из-за скрытых и неявных желаний часть энергии направляется по неверным каналам. Подавленные желания рано или поздно проявляются и начинают беспокоить. Человек может, не подозревая того, стать жертвой таких желаний.