В йогических ашрамах Индии Учитель отсылает обратно тех учеников, которые кажутся ему неподходящими по причине психических или соматических расстройств. В основе такого отказа лежат, конечно, противопоказания, проистекающие из традиции, которые было бы интересно рассмотреть с позиций медицины.
Поскольку на сегодняшний день у нас нет достаточно обширного обоснованного перечня показаний для йоговской или медитативной терапии, то мы не располагаем и целенаправленными предписаниями по поводу их противопоказаний. Однако, изходя из того, что было изложено в главах с 3-й по 5-ю, возможно дать некоторые указания, которые напрашиваются a priori.
Исполнение любых асан должно сопровождаться оглядкой на болевые ощущения. Практика йоги ни в коем случае не должна причинять боль! При достижении болевой границы исполнение асаны должно быть приостановлено, что в первую очередь касается лиц, страдающих ортопедическими заболеваниями. Прежде чем приступать к интенсивной практике асан, необходимо выяснить состояние позвоночника, чтобы, к примеру, не допустить опасных пережимов A.vertebralis (позвоночной артерии). Hanus и др. (1977) описывают случай закупорки A.vertebralis после сильного отклона головы назад при занятиях йогой с последующим инфарктом мозжечка и продолговатого мозга. Лица с повышенным артериальным давлением должны избегать упражнений, способствующих его дальнейшему повышению, к примеру, перевернутых поз и асан, при которых возрастает внутрибрюшное давление (см.3.3).
Только при нормальной, здоровой ситуации с обменом веществ допустимо приступать к пранаямам с пролонгированным выдохом.
Медитативные опыты должны следовать предписаниям, которые подобны тем, что рекомендуются при практике высших ступеней аутогенной тренировки или гипноза. Необдуманная, «дикая» медитация может иметь катастрофические психологические последствия. Ikemi и др. (1978) описывают такие негативные результаты йога - и дзен-медитации, как «высвобождение бессознательного материала», которым «затопляется» Я. Неподготовленная встреча с содержанием неосознаваемых переживаний может привести к дезинтеграции личности с последующими симптомами психоза или склонностью к суициду (что совпадает с действием некоторых наркотиков). Значение гуру в ашрамах йоги заключается также и в том, чтобы предохранить психическое развитие ученика от этих опасностей (что совпадает с функцией психотерапевта). Медитацию, таким образом, могут практиковать психически здоровые лица со всеми предосторожностями, постепенно и по возможности под компетентным руководством.