Исходя из индийской оригинальной литературы йога с точки зрения физиолога описывается как система психофизического саморазвития. Во введении автор представляет традиционную систему йоги в связи ее историей и древнеиндийской философией. Исследованные ранее и накопленные сведения о физиологических эффектах асан йоги, дыхательных упражнений и медитации составляют предмет последующих глав. Возможные в настоящее время теоретические построения физиологических процессов при асанах, пранаямах и концентративных погружений в последней главе сведены к общей оценке долговременных эффектов практики и конкретным медицинским рекомендациям. В глоссарии для несведующих в индологии разъясняются важнейшие санскритские термины.
Широкое распространение и популярность йоги свидетельствуют о назревшей в обществе потребности в том, что принято именовать «антистресс», «расслабление», «самоконтороль» или «способность к концентрации». Отсюда возникает также необходимость научной оценки этого явления. Во многих странах уже предпринимались такого рода попытки, более или менее подтвержденные соответствующими данными (см.например, Vigh (1970) в Венгрии, Mukerji и Spiegelhoff (1971) в ФРГ, Funderburk (1977) в США). Настоящая книга обращена к врачам, биологам, психологам, психотерапевтам, в ней обобщены доступные автору данные преимущественно под физиологическим углом зрения. Элементарные сведения из практики йоги предполагаются известными, так что данная книга никак не является введением в практику йоги, ни тем более руководством к упражнениям.
Хотя имеющиеся на сегодня публикации зачастую мало связаны между собой, и множество замеренных величин не сопровождается каким-либо физиологическим комментарием, а некоторые исследования проведены даже небрежно (на что при случае указывается в соответствущих местах), тем не менее в данной книге автор попытался дать замкнутое описание и физиологическую оценку затрагиваемых вопросов.
Каждая глава открывается кратким введением в соответствующую физиологическую проблему для тех, кто в принципе знаком с физиологией человека, но не является специалистом в данной области. Для желающих поглубже ознакомится с физиологическими основаниями в соответствующих местах приводятся ссылки на дополнительную литературу. Более подробное изложение физиологических вопросов вышло бы за рамки этой книги.
Особо следует подчеркнуть, что речь здесь идет лишь об избранных «аспектах», за пределами которых остались точки зрения, не обсуждаемые здесь, но вполне заслуживающие внимания в рамках данной тематики. В особенности это касается прочих областей медицины. Было бы весьма желательно с течением времени получить более глубокое представление о йоге, к примеру, с точки зрения клинической медицины или психотерапии. Выбор предлагаемых здесь аспектов должен поэтому послужить стимулом к дальнейшему накоплению данных и, соответственно, проведению новых исследований, чтобы тем самым способствовать научному освоению этого великого наследия мировой культуры.
За многочисленные плодотворные дискуссии, критические замечания и поправки я сердечно благодарю моих друзей и коллег д-ра П.Лессига, д-ра В.Фрицше и д-ра З.Ваурика. Также от всей души благодарю за многочисленные справки по вопросам индологии, которые занимают в тексте значительное место, зачастую без каких-либо ссылок, этнолога г-на Г.Кухарски. Моя особая благодарность за взаимопонимание и поддержку в работе относится и к моей жене, Дагмар Эберт.
Дитрих Эберт