Объект медитации вторичен, самое главное во время медитации — это непрерывное, однонаправленное внимание, бодрствование, которое приносит удивительное переживание вашей собственной природы, как ясного сознания, а не этого твердого тела, которое на самом деле является лишь инструментом сознания, с целью обретения необходимого для души опыта переживания физической реальности.
Для медитации можно использовать внешние и внутренние объекты. Лучше всего, если эти объекты будут связаны напрямую с вами, вашим телом, или сознанием, тогда в ту область, куда направлено ваше внимание, будет привлекаться энергия, устраняющая засорения в тонких каналах. Если это, например, кончик носа, или межбровье, то будет прочищаться область, связанная с аджна чакрой и некоторыми поверхностными слоями эго.
Со временем, а чаще всего после нескольких лет регулярной практики, медитация проникает в каждое действие, но в начале пути для поддержания бдительности необходимые самые комфортные условия. Для входа в глубокую медитацию необходима удобная сидячая поза, такая, чтобы можно было максимально расслабиться, оставив лишь минимальное напряжение для поддержания прямой спины. Глаза закрыты полностью, или полуприкрыты. Для устранения резких звуковых импульсов можно использовать многоразовые резиновые беруши — затычки для ушей, которые можно найти почти в каждой аптеке.
И так, расслабление, закрытые глаза и уши, устраняют сенсорное восприятие привычного мира, и внимание оборачивается внутрь, в ваш собственный мир. По началу это бывает и сложно, и неприятно, может возникнуть ощущение, что вам наедине с самим собой не хорошо. Еще бы, ведь вы так давно не были здесь и не наводили порядок. За это время без вашего присмотра, без вашего внимания здесь успели похозяйничать, повластвовать самые разные силы и сущности, которые вас буквально заставляли проводить их влияние во внешний мир. Поэтому в начале пути почти всегда очень сложно. Чужеродные влияния смогут оставить вас лишь тогда, когда их сущности убедятся, что вы являетесь достойным хозяином своему телу и сознанию.
Эго, стремящееся к впечатлениям, будет переживать настоящие ломки, когда вы пребываете в уединении в течение длительного времени. И чем глубже и дольше ваша практика медитации, тем меньше у вашего ложного, малого «я» возможности проявить себя, и тогда оно начинает капитулировать, сдавать свои позиции и растворяться. Появляется чувство удивительной легкости, словно вас становится меньше в этой реальности, растворяясь, ваше самоощущение расплывается в пространстве. Желание как-либо проявлять себя, оправдывать, нравиться другим, или потакать себе уходит, ведь вас как эго уже не существует. Подобное растворение не означает, что ваши ментальные способности как-либо пострадают. Наоборот, избавившись от таких энергозатратных аспектов, связанных с эго, как чувство собственной важности, самолюбование, жалость к себе, обида и раздражение, ум становится на порядок более гибким, свободным и глубоким. Глубина познания, сдерживаемая грубой фиксацией эго на привычных аспектах социального существования, проявляют свою силу в полной мере, когда эго перестает властвовать над вами.
Известно, что одна из самых страшных пыток — это одиночное заточение, карцер, когда человек сталкивается сам с собою. Тогда вся его карма, какая есть начинает постепенно развинчиваться, выходить и человека начинают обжигать его собственные грехи, иногда причиняя невыносимые страдания. Если же человек чистый, и обладает в основном хорошей кармой, в одиночестве ему будет комфортно, он будет переживать радость и блаженство независимо ни от каких условий. Исходя из этого причина, по которой святые и монахи уходили в отшельничество становится очевидной: некоторые уходили с целью очищения, другие же с целью оставить суетный мир, и укрепить связь с божественным миром.
Здесь, автор не призывает уходить в леса и прятаться по дачам, т.к. городские условия, общение и работа на самом деле для большинства людей и есть те самые идеальные условия для отработки кармы, и обтачивания поверхностных слоев личности. Иначе… все было бы иначе.
Медитация, как осознанное, намеренное расслабление грубых структур эго, является самым безболезненным и плавным методом прочищением сознания. Во время медитации эго растворяется, и чем этого грубого «я» меньше, тем легче вам будет переваривать, переносить любые болезненные переживания. Когда эго растворено полностью, человек навсегда избавляется от страданий. Опытный практик, достигший мастерства в медитации способен выносить одиночество в течение любого срока.
Однако в начале пути, медитировать необходимо 20-30 минут дважды в день, утром и вечером, очень постепенно увеличивая этот промежуток. Будда в начале своего пути вел строгую аскезу. Однажды он повстречал двух бродячих музыкантов, один из которых сказал другому, чтобы тот не натягивал струну слишком сильно, иначе она будет издавать неправильный звук и может порваться, необходим срединный путь. Эти слова произвели впечатление на Будду, и тогда он избрал легкий естественный путь, без чрезмерных усилий. Каждый должен практиковать по мере готовности своего тела и сознания.
Когда вы следуете здоровому вегетарианскому питанию и сохраняете ceкcуальную энергию, семенная жидкость трансформируется в оджас — особую желтоватую субстанцию, содержащуюся в костном мозге. Она дает нашей памяти, интуиции и сознанию особую силу и ясность. Если медитация длится слишком долго, энергия, вырабатываемая от медитации, сжигает оджас, и практик ощущает чрезмерную усталость, сонливость и потерю интереса к практике. Поэтому, для увеличения времени практики необходима умеренность в ceкcе и здоровое питание.
Со временем после пробуждения силы кундалини, когда ваша медитация набирает свою собственную движущую силу, вы сможете легко проводить в созерцании 2-3 часа. Чем дольше длится медитация, тем глубже вы способны проникнуть. Поэтому, продвинутые практики с целью достижения опытов каузальных миров чистого света и сознания иногда проводят в медитации непрерывно по четыре-пять часов и больше. Может возникнуть вопрос: «где взять столько свободного времени?» По мере продвижения на пути и очищения тонких каналов, медитация все больше заряжает человека энергией и устраняет усталость, тогда время, затрачиваемое на сон, уменьшается в два – три раза.
Во время глубокой медитации происходит выход тонкого тела, и сознание постепенно проходит астральный план, приближаясь к каузальному. Иногда это сопровождается видениями различных божеств, хранителей. Они могут возникнуть в любом образе, в зависимости от мировоззрения практика. Они могут завязать беседу, или как-то проверить вас, прежде чем позволить двигаться еще глубже. По мере продвижения в практике эти процессы происходят все быстрей, и перемещение сознания до каузального плана происходит на продвинутых этапах за минуты, или мгновенно.
Чтобы не завязать на долго в астрале, рекомендуется рассматривать любые явления на тонком плане как иллюзорные, преходящие. Переход на каузальный план в самом начале почти всегда сопровождается переживанием огромного темного пространства, и чувством сильного страха в этом пространстве раствориться. Чем меньше у нас цепляния за личность и эго, чем больше у нас божественной кармы, тем легче и быстрей этот этап будет преодолен. С самого начала необходимо рассматривать страх, как иллюзию, т.к. бояться на самом деле не кому. Эго не является истинным «я», оно всего лишь наблюдаемый нами объект. Преодоление страха сопровождается переходом от темного пространства к бесконечному ясному белому свету. В последствии этот свет перерастает в ярко желтый и затем золотой.
Сознание просветленного не нуждается в медитации и выделении тонкого тела для подобного «перемещения» по планам бытия. Даже находясь в физическом теле, он уже «пребывает» своим сознанием в высочайших сферах реальности.
В качестве объекта медитации можно использовать непрерывность внимания как таковую. Это похоже на поддержание самодостаточного состояния пробужденности, бодрствования, жизни, независящей ни от каких форм. Когда возникают помехи, мысли, или сомнения, препятствующие такой медитации, вы рассматриваете их, как объекты, которые включает в себя ваша непрерывность. Например, если возникает мысль о том, что «ничего не получается, не знаю как медитировать», то и эту мысль вы также, просто наблюдаете, как продолжение вашей непрерывности. В какой-то момент вы ясно осознаете, что вы — это не тело и личность, практикующие осознанность, ощущение жизни, но сама осознанность и чувство жизни, в которой тело и мысли происходят. И они ни как не могут прервать это переживание, или как-либо ему воспрепятствовать, потому, что сами от него зависят и происходят на его фоне. Этот «переход» происходит как нечто совершенно естественное, настоящее. По началу тенденция к цеплянию за мысли и сомнения может возвращать назад, к личности, но со временем ложное уходит полностью, и тогда «открывается» настоящее.
То же самое относится и к практике повседневной осознанности. Когда возникает отрицательное состояние, не стоит поддаваться ему. Какая-то часть сознания должна быть выше этого, и созерцать все со стороны, как общий фон непрерывности сознания. Негативные чувства, мысли, настроения и т.п. практически неизбежны, но и они также — преходящи. Все проходит. Поэтому, когда такие состояния случаются, не стоит думать, что ничего не получается, и Вы не способны следовать пути, ведь это всего лишь временный выход кармы. Эти переживания вы рассматриваете как иллюзию, происходящую не где-то во внешнем мире, а в вашем сознании. К примеру, если вы увидели «неприятного человека», необходимо направить внимание на это самое ощущение «неприятного человека». Это может быть мысль, или легкий чувственный дискомфорт. Так проявляется ваша карма. Когда она будет исчерпана, «неприятные люди» навсегда исчезнут из вашей жизни. При этом уровень вашего различения происходящих явлений будет только повышаться, т.к. вы сможете видеть все, как есть, без ментальных искажений. «Неприятные события» необходимы, чтобы вытащить из нас все лишнее, до тех пор, пока мы не занимаемся этим самостоятельно без давления извне.
Во время практики самое главное — не уходить в забытье, полудремоту обычной поглощенности мыслями. Как правило, это происходит, когда в сознании вспыхивают особенно яркие, пугающие, или интересные мысли, мгновенно отвлекающие внимание на себя. Во время медитации необходимо обесценить все мысли, поверить в то, что именно сейчас они не заслуживают вашего внимания, и воспринимать их просто как отвлекающий фактор. Если уровень ясности достаточно высокий, вы способны на то, чтобы перестать «покупаться» на любые мысли, какими бы важными они себя не преподносили. Тогда вы ощущаете их не как какие-либо «события», а просто как пучки пульсирующей энергии на фоне ясного сознания. При этом не должно быть каких-либо стараний, или напряжения, усилий, или даже вообще каких-либо действий. Не стоит пытаться напрягать внимание в попытке осознать какие-то тонкости, или же в попытке удержать его на каких-то факторах. Ваше внимание, само по себе и так непрерывно, это его исконное свойство, происходящее спонтанно. От вас, как от практика лишь требуется научиться — не вмешиваться в естественное течение вашего сознания, найти тонкую грань интуитивного ума между полным расслаблением и сном.
Любые беспокойства, переживания, идеи, или даже решения вопросов вы пропускаете как фон непрерывности вашего бытия, без какого-либо вмешательства, или более подробного рассмотрения любой из этих бесконечных частностей, проходящих через ваше сознание. Если через пять минут после начала медитации в голову приходит мысль о том, что вы уже «достаточно помедитировали» — эту мысль вы также, просто наблюдаете, и чаще всего, особенно у начинающих, благодаря такому наблюдению медитация удлиняется в разы. Все, что вы делаете — это лишь привыкаете к расслаблению, к тому, чтобы не развивать и не смаковать возникающие мыслеформы, не засыпая при этом.
Можно сказать, что у подобной медитации двойной объект: непрерывность и отвлечение. Когда вы медитируете на отвлечение, как на очередной фактор вашей непрерывности, это все равно как вы следите за тем, чтобы не отвлекаться от слежения. Подобная формула довольно эффективна, при условии ее правильного использования. Другое дело, что часть вашего собственного ума, еще не до конца поверила в то, что вам это нужно и продолжает грезить о том, чтобы пойти посмотреть ТВ, поесть, поработать и т.п. Все это мысли, которые необходимо научиться рассматривать не как факторы, механически побуждающие вас к действию, как в случае собаки Павлова, а как мыслеформы, спонтанно возникающие в сфере вашего восприятия, чем они, по сути, и являются. Помимо прочего, эта практика тренирует в вас такое ценное качество как сдержанность, осознанность, когда вы и в повседневной деятельности не следуете скоропалительным, необдуманным решениям и не говорите сгоряча, но действуете спокойно, выдержанно и эффективно, без лишней суеты.
Можно сказать, что медитация и расслабление — это одно и то же. Но это не то расслабление, в котором вы забываетесь сном (фактор тама-гуны). Это расслабление, в котором вы сохраняете ясность даже в то время, когда ваше тело спит (фактор саттва-гуны).
Существует также достаточно простой способ успокоения ума, и углубления медитации путем частичного касания мысли. В то время как вы думаете о чем-либо, вы намеренно расслабляете ум, и частично отпускаете мысль, когда она еще ощущается, но вы уже не осознаете, что это за мысль, о чем она. К примеру, к вам пришла мысль на подобии: «завтра мне необходимо идти на работу». Вы уводите внимание с этой мысли, но не полностью. Какая-то часть вашего сознания по-прежнему с этой мыслью, но вы не развиваете ее полностью. Вы лишь ощущаете, что в спектре вашего внимания существует некая вибрация, возможно немного беспокоящая, и вы осознаете, что в любое время можете уделить ей чуть больше внимания, и развить ее в ясную мысль. А можете оставить в неполном, зачаточном виде, или перейти к другим мыслям.
Можно попробовать сделать подобное прямо сейчас. На некоторое время, оторвавшись от текста, вы намеренно частично отпускаете мысль о том, что вы заняты чтением, но еще удерживаете ее в таком виде, чтобы она осознавалась, но не как конкретная мысль о чем-либо, а как маленький импульс, потенция, легкое балансирующее осознание между мыслью и ее отсутствием.
Благодаря такой практике вы делаете процесс отвлечения внимания осознанным, что заметно усиливает концентрацию, т.к. плавное, неосознанное отвлечение внимания от объекта является основной помехой для концентрации.
Во время концентрации, когда вы пользуетесь мышлением, чтобы вспоминать о том, что вы пытаетесь наблюдать объект концентрации — удобно использовать подобного рода «неполное» мышление, т.к. мысль в ее непроявленной форме является более устойчивой и держится дольше. А концентрация, независимо от объекта, по сути, и является попыткой удерживания внимания на одной единственной основной мысли.
Постепенно, когда вы научитесь не терять бдительность даже в то время, когда проявленных мыслей вообще нет, вы входите в медитацию, по ходу которой, при условии еще более глубокого расслабления, вы плавно переходите на полное отвлечение от мыслей к тотальному и непрерывному созерцанию, что, по сути, и является уровнем самадхи.
В ходе повествования упоминалось достаточно немало медитативных техник. Уже с самого начала рекомендуется выбрать одну из них и постепенно ее углублять. Однако, в связи с тем, что суть любой медитации — это однонаправленность и непрерывность внимания, как уже говорилось, объект созерцания вторичен, и его смена на пол пути не страшна. Главное — это постоянство, устойчивость на пути. Если вы осознали, что смысл жизни — в самопознании, откладывать не стоит, необходимо практиковать каждый день во что бы то ни стало.