1000hp.ru

...твоя йога




Интервью с Дхарма Митрой

интервью с дхарма митрой

Вопрос: Сначала позвольте поблагодарить вас за возможность этого интервью. Вы хорошо известны в Нью Йорке и по всей Америке как «учитель учителей йоги», а в других странах в основном благодаря своему знаменитому плакату с асанами. Расскажите, кто был вашим учителем? Бывали ли вы в Индии?

Дхарма: Я никогда не был в Индии и встретил своего гуру здесь, это был индийский учитель Свами Кайлашананда, известный также под именем Йоги Гупта. Мне кажется он был первым, кто принес хатха йогу в Америку в начале 1950-х. У него я научился многим асанам, не очень многим, но вполне достаточному количеству. Я жил рядом с ним и учился у него с 1965 по 1975 год, я был одним из тех, кого всегда назначали помогать ему, когда он приезжал в эту страну. Я действительно был очень счастлив, быть рядом с гуру было благословением — брить ему голову, стирать его вещи, наблюдать за ним всё время. Я научился многим вещам. И всегда большую часть своего времени я посвящал карма йоге. Также я старался подражать мастеру на духовном и ментальном уровне. Я не очень интересовался астрологией и подобными дисциплинами, удалением кармы и тому подобным, а просто хотел бескорыстно работать и стремился только к одной вещи — самореализации.

Моя концентрация была направлена на Господа Шиву, потому что Шива представляет высшее Я. Так что я не обращался к другим 3350 миллионам божеств, потому что если вы постигаете Шиву, вы постигаете сущность всего. В 1975 году я покинул ашрам в очень вдохновлённом состоянии. Я преподавал уже один или два года, и был крайне вдохновлён этим. И я решил сделать плакат со всеми асанами, которые знал. Так что я ходил, и собирал все книги по йоге во всех известных мне магазинах. Шивананда, Сатчитананда, каждый йогин, написавший книгу — были моими гуру. Также я узнавал некоторые асаны от учеников, потому что иногда на занятие приходил например ученик Сатчитананды, и я видел, что он делает что-то, мне неизвестное. Я просил его показать поподробнее. Так что ученики тоже были моими гуру.

В 1984 году мой план собрать всё это вместе полностью созрел, и я отобрал все асаны. У меня было большое вдохновение и духовный настрой, что однажды этот плакат станет реальностью. На съёмку фотографий ушло около трёх месяцев, делал их я сам. У меня стоял фотоаппарат, а за ним подключенная к монитору видеокамера, так что я мог следить за своим изображением в мониторе. У меня был пульт управления камерой, и во многих позах я держал его во рту, а потом выплёвывал, и у меня оставалось три — четыре секунды до срабатывания затвора, но в целом ракурс и форма каждой асаны получились правильными. Поэтому я и использовал монитор, чтобы делать снимок, убедившись, что взят нужный ракурс. И затем ещё два или три месяца ушло на вырезание фотографий, чтобы напечатать их в точках, потому что компьютера у меня тогда не было. Целые дни я потратил на то, чтобы вырезать фигурки по контуру, затем я разместил их все вместе, наподобие мозаики, и отнес туда, где их перепечатали в точках, потом я снова их вырезал. Все эти картинки были у меня в зале, и пока я проводил занятие, я с помощью булавок рядами прикалывал их на щит, вдоль нарисованных линий, делая макет плаката. И где-то через пару месяцев я закончил эту работу. Много времени ушло на поиск санскритских названий асан. Многие названия остались на английском, потому что я не нашел санскритских имён. Потом я долго искал типографию, и в конце концов нашёл подходящую и напечатал для начала пять тысяч. Много я продал по 10 центов за штуку, а большинство раздал бесплатно. К настоящему времени полагаю что всего я напечатал около тридцати или сорока тысяч экземпляров.

Всё это произошло скорее по какой-то интуиции… Это что-то, пришедшее изнутри. Да и асаны, многие из них были исполнены также с помощью внутренней интуиции. С помощью внутреннего божественного вдохновения появились многие варианты поз, которые теперь стали популярными. Я не хочу сказать, что вот мол всё это сделал я, Дхарма, которого некоторые люди не понимают…

У меня нет «я» и «моего». Относительно всего, что было сделано, у меня нет ощущения что «Дхарма сделал это». Это было что-то, проявившееся через моё тело и ум. Так что я не признаю, что это был Дхарма, это было во имя всех. Воистину это было благословением — играть эту роль, служить божественным каналом для подобных вещей.

В: В наше время существует ряд известных школ хатха йоги, которые используют разный подход к практике асан. Некоторые школы делают акцент на статическом удержании асаны и тщательной «отстройке» позы, другие — на потоке движений, концентрации внимания и дыхании в асане. Как вы считаете, насколько важен стиль выполнения асан, и почему их существует так много?

Д: Это зависит от каждого конкретного учителя. Каждый, кто обучает йоге, приносит немного своего. Я не имею ввиду что-то личностное, но их идеи, способ мышления. Например мой Гуру не посвящал много времени асанам, он просто показывал восемь основных поз, мудры, стойку на голове, и не особо беспокоился об отстройке и подобных вещах. Он говорил использовать время на практику Ямы, концентрироваться на Яме и Нияме. Очищайте своё сердце, будьте религиозными, не причиняйте никому вреда и посвящайте много времени медитации. Для очищения сердца, ума, для выполнения асан, наиболее важны мудры. Особенно делайте стойку на голове, стойку на плечах, и основные мудры. У меня есть ученики, пришедшие из центров Айенгара, с выступающими венами и великолепной отстройкой, но они пришли, потому что искали чего-то духовного. Никто до этого не говорил им полностью устремиться к самореализации, следовать Яме и Нияме и воспитывать личность на пути к реализации. Но в конечном счёте, все эти стили йоги, которые, как вы сказали, концентрируются на потоке, или на выравнивании, все они подходят ученикам, имеющим соответствующую карму, тенденцию практиковать именно в таком стиле. Например, некоторым последователям стиля Айенгара я не нравлюсь, потому что не концентрируюсь слишком много на выравнивании и не трачу всё своё время на асаны. Но всё великолепно, потому что подходит для разных типов учеников. И даже в случае, если учитель нечестный, это тоже хорошо. Он привлекает нечестных учеников в соответствии с их кармой. Когда их сердца очистятся, их привлечёт честный учитель, который посвятил себя самореализации, и он объяснит им истинные цели и всё остальное.

В: Некоторые учителя йоги на Западе создали свои собственные стили, иногда это смесь йоги, тай-цзы, цигун и т.п. Другие же считают, что важно следовать наставлениям основателя традиции и ничего не примешивать. Каково ваше мнение?

Д: Я думаю, если учитель является реализованным и не имеет чувства «я» и «моё», ощущения что он придумывает что-то, если он находится в состоянии саттвы, то всё, что идёт через него — великолепно. Даже если он сочтёт что йогу надо совместить с игрой в гольф, всё равно, поскольку в этом нет «я», ничего эгоистичного. Если нет идеи делать деньги, раскрутить большой бизнес. Я считаю что учитель, посвятивший себя самопознанию, может изменять путь. И всё, что придёт к нему, будет отличным. Йога произошла таким путём, может в начале была только одна поза… Но я не согласен, если ученик получил где-то сертификат и затем решил придумать «свою фишку» — «Йога силы», «йога того», «йога этого», «это я — Дхарма» и так далее. Хотя конечно даже это постепенно приведёт каждого к правильному пониманию йоги. Так что всё замечательно. Понимаете ли, всё отлично, потому что существуют ученики, которые пока что заслужили все эти штуки. В действительности, все постепенно будут продвигаться к просветлению, пока не достигнут результата. Окончательный учитель, как вы знаете, находится внутри вас. Это Высший учитель. А я просто притворяюсь. Иногда мне хочется поменять свое имя на Свами Притворананда.

В: Цель хатха йоги в достижении контроля над праной. Некоторые считают, что для этого достаточно простых асан, бандх и пранаямы. Зачем тогда нужны сложные асаны, такие как ганда бхерундасана или падма шаянасана?

Д: Реальная цель йоги — это самореализация, реализация Бога. А сложные асаны — это для учеников с хорошей гибкостью, которым нравится идти таким путём. Некоторым нравится этот путь, поэтому он существует. Я например даже не подстрекаю учеников делать это, просто говорю, что если ты молод, и хочешь заложить ногу за голову и делать все эти сумасшедшие позы, то конечно ты получишь определённую личную и физическую силу, выполняя это. Но в действительности асаны это ещё не йога. Это просто подготовка к пранаяме.

В: А какова основная цель пранаямы?

Д: Основная цель пранаямы — объединение праны и апаны здесь, в области пупка, и затем поднятие этой энергии по сушумне и всем чакрам, так что ваше сознание раскрывается. Вы можете достичь этого только пранаямой или преданностью Господу, как например последователи бхакти йоги — пением имён Бога, правильной пищей, мантрами — вы можете видеть, что многие из них уже находятся в состоянии блаженства. Даже если вы не делаете пранаяму… основное это Яма и Нияма. Очищайте свое сердце и станьте как ребёнок, сочетая это с преданностью Господу. Не может быть йоги без преданности Богу и Ямы. Конечно если вы делаете пранаяму и проходите через все эти трудные штуки, мучительные состояния, вы можете ускорить ваш прогресс. Ускорить поднятие энергии… но сначала надо следовать Яме, тогда можно поднимать и контролировать прану безопасно. Например некоторые люди работают с кундалини, не будучи подготовленными сердцем и умом, у них происходят какие-то переживания, но в результате они получают ужасные проблемы со здоровьем, ментальные, эмоциональные проблемы, нарушения психических каналов. Так что базовые практики — это Яма и Нияма. Если некоторые люди немного ленивы и не хотят ничего особо практиковать, пусть делают самую простую часть йоги — стойку на голове и сукхасану, если трудно — можно даже ноги не перекрещивать… можете сидеть на стуле. Я и сам иногда так сижу на стуле в «Египетской позе» (руки на коленях), потому что у меня проблемы с коленями — я их повредил много лет назад, когда служил в армии.

В: Когда можно начинать практиковать пранаяму? В некоторых школах пранаяме начинают обучать вместе с асанами, в других считается, что её можно осваивать только после того, как ученик достиг хорошего уровня в практике асан, и может долго сидеть в падмасане. Ваше мнение?

Д: Я думаю это зависит от того, нужно ли привлечь учеников, любящих переступать через правила. А правила, известные как традиция, они ведь верные. Для того чтобы приступить к пранаяме, человек должен также быть добрым, благочестивым, обладать хорошими качествами, и достичь всего этого до начала практики. Но всё зависит от того, где вы находитесь, от типа учителя, которому вы хотите следовать, более или менее традиционному. Например в моей традиции никогда не позволяли людям увидеть Гуру, пока они не посетили занятия по йоге хотя бы в течение месяца. Я сам, чтобы получить посвящение, два года бескорыстно работал и посещал каждое занятие, день за днём, ежедневно. И только затем Свами сказал — я думаю он серьезно настроен, давайте представим его Гуру и скажем ему о посвящении. Так что тут имеются ограничения, некоторые Гуру не открыты для широкого доступа. Иногда, когда я провожу занятие, я просто вам всё рассказываю. За одно занятие вы узнаете обо всём в целом, потому что я уже рассказывал вам о перерождении, о направленности в сторону Господа, что наиболее важно, и т.д. Хорошо, если вы поймёте это. Я расскажу вам, в чём причина страданий, всё за одно занятие. Но то, о чём я говорил до этого, тоже великолепно. Нет ничего неправильного. Учитель может решать, какого типа йогу ему практиковать — если он хочет, пусть будет строгим, более традиционным.

В: Ещё немного о сложных асанах. Насколько я понял, они сами по себе не есть окончательная цель практики, но необходимы для учеников «продвинутого» уровня, которые хотят испытать свои пределы с целью расширения восприятия. Каковы ваши советы практикующим, чтобы избежать травм физического тела при практике асан, требующих большой гибкости суставов?

Д: И учитель, и ученик должны как следует разогреть тело перед практикой асан, и также очень важно, чтобы была правильная диета. Когда моя диета состоит из натуральной, свежей пищи, я могу гнуть свое тело без всяких травм. Но ученику следует опираться на здравый смысл, да и учителю тоже. Видел я учителей, которые иногда слишком давили на людей, слишком сильно перекрещивали им ноги и т.п. Не думаю, чтобы они слишком сильно травмировали их, но в некоторых случаях было. Однажды я обнаружил у себя опухоль вот здесь, в подколенной области. Врач сказал мне, что удаление обойдётся в 10 тысяч долларов. Я ответил: нет, нет, нет… Я должен найти причину этого. Оказалось, я слишком сильно пытался притянуть пальцы ног к голове. Так что ученик должен использовать собственную интуицию. Боли быть не должно. Если есть боль, сразу останавливайтесь!

Травмы это часть процесса, я травмировался тысячи раз. Особенно шею, здесь в спине, даже локти. Но когда это проходит, вы становитесь сильнее и травмируетесь гораздо меньше, больше мне нечего сказать. Просто старайтесь найти хорошего учителя. Если учитель, как например я, имел так много травм, я могу всегда предупредить учеников — будьте осторожны здесь, следите за шеей, не прогибайтесь назад тут, оставайтесь в этом положении и т.п. Так что желательно иметь учителя, который прошёл через всё это и может предостеречь вас от неверных шагов.

В: Индия или Латинская Америка имеют теплый климат. А вот в США, а тем более в России климат более холодный и тело у людей более «жесткое». Нужно ли изменять практику асан, исходя из климата?

Д: Да, если вы можете сделать в зале комфортную и нужную температуру, то можно интенсивно поправлять учеников. Но если нет такой возможности, то нужно также внимательно соблюдать правильную диету. Здесь в США вы можете практиковать в Бикрам стиле, в жаркой комнате. Я был в Майами — там замечательно практиковать йогу, вы очень редко можете получить травму, потому что там очень жарко. Вы продвигаетесь на 20 процентов больше, это так здорово. И здесь желательно сохранять в зале такую температуру.

В: Ну а самостоятельная практика — как соотносить её с окружающей средой, климатом. Больше времени посвящать виньясам и разогреву?

Д: Если климат немного холодный, или в зале нет нужной температуры, конечно нужно разогреваться подольше. Это происходит естественно, интуитивно, потому что все люди разные. У меня здесь некоторые люди всё время ходят с одеялами, а другие потеют, так что одни открывают окна, а другие закрывают. Каждый по разному чувствует температуру. Это всё должно приходить естественно, в зависимости от ощущений.

В: Многие интересуются поднятием Кундалини. Для этого достаточно практики хатха йоги или необходимы специальные практики кундалини йоги? Не является ли кундалини просто древним мифом? Знали ли вы живых людей, кто пережил этот опыт и означает ли он, что человек достиг Реализации? Насколько вообще это возможно на Западе, вне условий ашрама?

Д: Хм, я думаю что встречал таких, не то чтобы достигших самореализации посредством этого, но это переживание может дать вам мощный толчок вперёд. Вы становитесь крайне вдохновлённым, потому что видите, что внутри существует нечто, и тогда стремитесь вернуться к этому опыту. Это как… это великолепно, но также я видел людей, имевших проблемы, они двигались слишком быстро, не имея основы, фундамента, что необходимо для практики кундалини. Вы должны подготовить свою нервную систему. Вы должны делать основные пранаямы, быть здоровы и очистить своё сердце. Хотя, человек может получить этот опыт, даже если основа не очень хороша. У таких происходит небольшой проблеск, а затем в спине начинаются нехорошие реакции. Много лет назад у меня такое было. Я играл кое с чем, но больше с этим не играю. Это было ужасно, потому что я был не подготовлен. И всё же, небольшой опыт может быть первой ступенькой, толкнуть вас дальше, потому что он навсегда останется в вашем уме. Так что вы всегда теперь будете стремиться к нему. Вы можете прогрессировать очень быстро, но будьте осторожны. Не торопитесь, потому что если вы повредите себя, то станете открыты для негативных психических воздействий.

Это похоже на наркотики, очень похоже. Как если вы принимаете ЛСД, то переживаете нечто на астральном плане, но вы не готовы пройти в Божественное, так что хотя некое переживание происходит, вы становитесь жертвой множества проблем. Вы повреждаете своё астральное тело, психические каналы, и тогда вы жертва негативных воздействий. Знаете о панических атаках? Вы находитесь под воздействием разных негативных вещей. Ваше тонкое тело может быть нарушено… так что смотрите.

В: В Индии йога — это не только хатха, но и карма, и бхакти и джняна йога. У многих западных студентов после практики хатха йоги появляется интерес к изучению священных текстов. Но поскольку мы выросли в материальной культуре, высокие слова о Просветлении кажутся нам чем-то очень далёким от нашей обычной жизни. Если в Индии человек может получить вдохновение от даршана (встреча, посещение) просветлённого учителя, то на Западе найти таких людей трудно. Религия своей страны часто не внушает доверия, у нас например церковь выступает против йоги, говорят что это «от Дьявола». Как людям придти к бхакти, если они выросли без веры в Бога и слово Бог для них — абстрактный религиозный термин?

Д: Во многих случаях в Индии легче достичь чего-то «йогического». Вам не нужно ни от чего отказываться. У вас нет машины, телевизора, даже нет стула, вы рождаетесь в позе лотоса. У вас нет выбора, кроме как сидеть и медитировать. Практически нет препятствий. Я видел многих йогинов, которые достигли очень хорошего самоконтроля там, но когда они приехали сюда, в Америку, у них появились небольшие проблемы — имя, престиж, слава, слишком много обожания со стороны людей. Некоторые из них так вовлеклись в бизнес, имя и эго, что потеряли всё, чего достигли на духовном пути. Теперь они привязаны к еде, престижу и всему такому.

Как люди могут придти к бхакти? Довольно легко. На прошлой неделе кто-то меня спрашивал, как насчёт людей, которые не верят в Бога? Попробуйте объяснить им, что это разумная сила, которая контролирует всё. Поддерживает ваше сердцебиение, ваши глаза видящими, переваривает вашу пищу, решает, просыпаетесь вы или нет. Это сила, и ядро этой силы, контролирующей всё, находится прямо здесь, в центре вас. Я всегда говорю: вам лучше уважать эту силу! Это потрясающее количество осознания и блаженства. Лучше поклониться, потому что вы зависите от неё! Вот что мы называем Богом. Не богами, есть другие формы богов, которые изображаются в виде людей, мужчин и женщин, или находятся где-то и оттуда наказывают людей, отправляют их навеки в Ад и так далее — в это я не верю. Конечно существуют разные малые боги, которые это делают, но это не Сила. Так что людей, который не верят в Бога, надо привлечь к медитации, научить их как пройти сюда (показывает на центр груди, сердечный центр). И тогда довольно скоро они начнут верить в эту силу, и скажут: О! Вот где центр! Люди обычно говорят: O! Так что вдохновите их концентрировать свой ум здесь, в сердечном центре, и следовать ступеням йоги. Быть добрым, уважать всех, помогать, удалять чувства «я» и «моё», и тогда постепенно человек сам найдёт всё это. Сознание Бога здесь. Я даже не люблю слово Бог. Сущность, высшее Я. Много зависит от того, что подразумевается под словом Бог. Брахма это Бог, включающий творения с именами, формами, и Брахма — это высшее Я. Абсолютный Брахма несотворён, он не имеет формы. Он везде, это как океан. Это как пространство, которое везде, и всё находится в нём. Всё, что движется, галактики, чёрные дыры… Бог это всё. Так постигается сущность, когда вы находитесь в самадхи. Всё исчезает, но вы не боитесь. Бог здесь, всегда, вечно в центре. Это непостижимо, потому что не имеет формы, вы не можете понять это умом, так как ум тоже пребывает в иллюзии. Только в самадхи вы можете пережить проблеск этого. Может быть это придёт, когда вы оставите тело… кто знает.

В: Древние тексты йоги писались для людей, которые жили в другую эпоху, в другой природе и имели другой менталитет. Мы живем не в Гималаях, а в шумных городах, с плохой экологией, большой скоростью жизни и агрессивной социальной средой. Как нам следовать традиционным текстам, как соотносить их наставления с нашими обстоятельствами?

Д: Не стоит заходить слишком далеко с писаниями. В зависимости от уровня развития человека постарайтесь объяснить ему карму, перерождение, как видеть в действии недеяние. Если вы будете объяснять, что всё, что происходит, зависит от предыдущих действий, некоторые могут начать больше ничего не делать, станут ленивыми. Так что будьте осторожны, не заходите дальше границ понимания ваших слушателей. Просто научите таких людей делать какие-нибудь хорошие асаны, быть добрыми, помогать другим и не забираться слишком глубоко в психические и ментальные дебри. Духовные темы могут быть очень трудными. В Бхагавад Гите в последней главе вы можете прочесть предупреждение — не говорить об этом тем, кто пока не готов, иначе они станут ленивыми и не захотят больше ничего делать. Они будут избегать действий, полагая, что если всё уже здесь, зачем напрягаться? Так что соответствуйте уровню собеседника. Для начала просто вдохновите их помогать другим. Научите их небольшой концентрации на дыхании, так что даже если они не верят в существование этого (показывает на область сердца), пусть просто наблюдают за дыханием, делают асаны, пранаяму для хорошего здоровья. Если они всё это делают в компании людей, имеющих духовное знание, со временем у них возникнет множество мыслей, о почитании, самоотречении, бесстрастии. Постепенно это придёт. Просто надо находиться в обществе людей, которые изменили свой способ мышления.

В: В традиционных текстах говорится о необходимости Гуру — что без него реализация цели йоги невозможна. Значит рано или поздно, если мы хотим достичь того, что описано в текстах, нам нужно будет найти духовного учителя и стать индуистом (потому что учителя йоги, принадлежащие к традиционным парампарам, обычно индуисты). Так ли это?

Д: Здесь есть много американцев, испытывающих состояние самадхи. В наше время много живущих святых. Не только в Америке, но и в других местах есть люди, находящиеся в состоянии блаженства, без чувства «я» и «моего». Это также зависит от того, что вы делали в прошлой жизни, возможно тогда вы были с разными Гуру, а теперь вы снова рождаетесь и это возвращается. Я знаю один случай в Бразилии, человек встретил своего Гуру на астральном плане, не на физическом. Однажды он испытал его видение. Ему нужен был лишь небольшой толчок. Но каждый немного нуждается в ком-то, кто направит его, покажет ему реального внутреннего учителя. Даже Иисус, и все эти святые, они всегда встречали кого-то, кто немного их вёл, чтобы вспомнить истинного учителя внутри себя. Вы сами свой собственный мастер. Если вы действительно серьезно заглянете внутрь себя, вы узнаете, что вам надо, а что не надо делать. Так что некоторые люди нуждаются в Гуру, некоторые нет. Но далеко не все могут глубоко доверять своей сущности, читая писания, постигая знание прошлого. Я не говорю, что я какой-то особенный, но в писаниях я читал много вещей, которые я до этого уже знал, понял это сам еще раньше. Но некоторые люди так не могут. Им нужен кто-то, ведущий к просветлению, и это соответствует традиции. В реальности, в большинстве случаев, всем нужен такой человек. Ваши первые гуру — это ваши отец и мать.

В: Что вы посоветуете людям, которые живут в таких местах, где нет учителей йоги, но хотят практиковать?

Д: В моем случае, я родился и жил в Бразилии, и многие годы читал книги. Сейчас, думаю, достать книги не такая большая проблема, потому что есть Интернет, есть даже уроки по самореализации, они посылают вам задания, один месяц делать то, следующий — это. Так что занимайтесь с книгами и практикуйте Яму и Нияму, и не беспокойтесь… вас приведёт к кому надо. К одному учителю, потом от него, если будет недостаточно, к учителю этого учителя, и так далее. Правильно сказано, что если вы готовы, учитель появится. А пока идите за книгами и везде ищите их. Всё придёт, если вы ищете, не волнуйтесь — просто идите за книгами.

В: Ваши пожелания читателям русского журнала «Йога»?

Д: О, парень… о, читатели…, надеюсь вы поняли, что я имел ввиду. Я счастлив, что люди получат журнал и прочтут всё это. Даже и не знаю, что ещё сказать (смотрит журнал). Это фантастика, видеть вместе русский и санскрит! Я так счастлив видеть, что йога распространяется как вирус, полезный вирус, правда? Прекрасно. Кто на этих картинках?

В: Это всё русские йоги.

Д: Очень хорошо!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Гуру

News image

Гу ру (санскр. गुरू, «достойный») в индуизме — духовный наставник, учитель. Описание Гуру, в строгом смысле, является не...

Основы йоги

Школа Дхирендры Брахмачари

News image

Свое начало эта школа ведет от знаменитого духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, который по пр...

Наука йоговского потока

News image

Трай Йога символизирует гармоничный поток тройного принципа, присущий всему мирозданию. Универсальная энергия проявляется как триединство в ...

Секреты самого старого йога

News image

«А как вам такая поза?» — не успеваю опомниться, как 92-летний дедушка буквально связывает себя в ...

Йог Аенгар об отношениях учителя и

News image

Йога – это серьезная наука, и никаких интимных отношений между учителем и учеником, как это бы...

Шарлатаны от «йоги»

News image

Вопрос: Свами Муктананда учит, что я Бог, но забыл об этом, и что если я бу...

Бихарская школа йоги

News image

Другим знаменитым учеником Свами Шивананды был Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у ...

Йога ведического света и тантрическ

News image

Тантра и Веда: единая традиция Ведическая и тантрическая традиции едины, хотя и обладают разной направленностью. Некоторые писатели и ...

Андрей Сафронов «Йога за 5 минут ил

News image

«Девять женщин беременных по одному месяцу не могут родить» Академик Амбарцумян Недавно в Крыму ко мне подошла же...