Необходим гуру или нет — это не столь важно; проблема в том, почему мы хотим гуру, почему мы ищем гуру. В этом проблема, не так ли?
Если мы сможем понять это, затем мы узнаем, может ли истина быть передана другому. Почему нам нужен гуру, учитель, лидер, ориентир? Очевидно, вы скажете: «я нуждаюсь в нем, потому что я сбит с толку, я не знаю что делать, и я ищу истину».
Давайте не будем вводить себя в заблуждение насчет этого. Вы не знаете, что есть истина; следовательно, вы идете к учителю, прося его научить вас тому, что есть истина. Вы хотите, чтобы кто-то помог вам, вывел вас из вашего замешательства; вы несчастны, и вы хотите быть счастливыми; вы неудовлетворены и хотите быть удовлетворенными. Таким образом, вы выбираете гуру для своего удовлетворения.
Значит, вопрос не в том, необходим ли нам гуру, а почему мы хотим его? Мы хотим, чтобы кто-то протянул нам руку утешения, — это то, чего мы хотим. Мы не хотим истину, потому что истина может быть в высшей степени нарушающей наше спокойствие. В действительности мы не хотим понять, что есть истина; поэтому мы идем к какому-нибудь гуру, чтобы он дал нам удовлетворение, которого мы желаем, и так как мы сбиты с толку, очевидно, что мы выбираем и некоторого гуру или лидера, который также сбит с толку. Когда мы выбираем гуру ихсодя из нашего смятения, этот гуру должен также быть в смятении, сбит с толку, а иначе мы не могли бы выбрать его.
Понять себя — это суть, это главное, и гуру, достойный этого имени, очевидно должен сказать вам это. Но для большинства из нас это скучное дело; мы хотим быстрого утешения, панацею, поэтому мы обращаемся к гуру, который даст нам пилюлю удовлетворения. Мы ищем не истину, а комфорт, и человек, который дает нам комфорт, порабощает нас.
Может ли истина быть передана другому? Я могу вам дать некоторое описание чего-либо, что уже завершено, что уже в прошлом, а поэтому нереально; я могу рассказать вам о прошлом, и мы можем общаться друг с другом на вербальном уровне о чем-либо, что не переживаем в данный момент. Описание — оно всегда из прошлого, не настоящее, следовательно, настоящее не может быть описано, а реальность — это только настоящее.
Значит, когда вы идете к другому, чтобы услышать от него, что есть истина, он может рассказать вам только лишь об опыте, который завершен, а опыт, который завершен, — не есть истина, это просто знание. Знание не есть мудрость; возможно описание на вербальном уровне знания и фактов, но описать что-либо, что находится в постоянном движении, невозможно. То, что описано, не есть истина. Истина должна быть переживаема каждое мгновение, и если вы встречаете сегодняшний день с мерками вчерашнего, вы не поймете истину.
Поэтому гуру — это не существенно. Наоборот, гуру — это помеха, преграда. Самоосознание — это начало мудрости. Никакой гуру не может вам дать самоосознания; а без самоосознания, что бы вы ни делали, каким бы образом вы ни действовали, за каким бы лидером и какому бы социальному или религиозному шаблону вы ни следовали, — вы создадите только дополнительные страдания. Но когда посредством самоосознания ум освобожден от помех и ограничений, истина проявляется.