Все начиналось очень-очень давно, во времена незапамятные и первобытные. Мы почти ничего не знаем о них, ибо само по себе слово «незапамятные» говорит о том, что они остались за пределами памяти нынешней человеческой цивилизации. Ничего, кроме, пожалуй, одного: в. те далекие времена людям тоже было свойственно болеть, и это вынуждало их искать средства избавления от проблем, связанных с нарушениями здоровья.
Тысячелетия эволюции человеческого общества не прошли впустую. Сведения о природе болезней и средствах борьбы с ними, а также основанные на целенаправленном расширении и углублении осознания методы общего развития человеческого существа, доставшиеся нам в наследство от забытых предков нынешнего человечества, своей точностью и совершенством, полнотой и радикальностью поражают порой Даже самое развитое воображение.
Обозримый отрезок земной истории ничтожно мал в сравнении с тем, сколько времени прошло с тех пор, как на Земле появился человек. И, разумеется, с самого начала первобытных времен человек вынужден был сражаться за выживание — с природой, с врагами, с самим собой. И с болезнями, что заставляло его искать лекарства, обращаясь к четырем основным источникам: к миру растений, к миру животных, к миру минералов и к самим токсинам болезней.
Однако чем сложнее и изощреннее становились формулы лекарственных препаратов, тем с более тяжелыми побочными эффектами их применения сталкивались лекари.
Отсюда — бытующее на Востоке высказывание:
«Сотню пациентов должен убить новичок, прописывая лекарства лишь для того, чтобы не прослыть невеждой в медицинской науке, прежде чем начнет постигать сущность болезней и секреты лечения. Тот же, кого величают истинным целителем, должен убить тысячу, дабы воистину овладеть тайнами силы лекарств».
Ничто, по сути, не изменилось с тех древних времен. Так же как и тогда, тот, кто уповает на врачей и не способен позаботиться о себе сам, рискует попасть в руки не слишком опытного специалиста.
Ужасные последствия медицинских ошибок и наплевательского отношения к себе тех, кто все надежды возлагает на кого-то другого — врача, знахаря, целителя, — всегда побуждали людей к поиску альтернативных методов. И начали они с того, что попытались заимствовать способы самоисцеления у животных.
Возьмем, к примеру, домашнего пса. Заболев, он перестает есть и часами лежит на солнцепеке. Даже самая любимая пища оставляет его равнодушным. Одно-двухдневный пост и солнечные ванны оказывают на животное настолько благотворное действие, что очень скоро к нему возвращаются здоровье и аппетит.
Домашняя кошка также владеет секретом самоисцеления. Заболев, она не прикасается к пище и жует какую-то травку, от которой ее тошнит и рвет. Проходит немного времени — и вот уже наша милая кошечка снова в полном порядке.
Больная корова перестает щипать траву, находит большую лужу, ложится рядом с ней на землю и время от времени пьет воду. День-два воздержания от пищи и обильное питье возвращают корове здоровье.
Изучение методов самолечения, применяемых животными, привело к созданию натуропатии — естественной терапии. В результате уже во времена «Вед» и «Веданты» ( Веда (санскр.) — знание, священное знание. «Веды» — сборник самых древних священных текстов, не так давно — порядка двух с лишним тысяч лет назад — разделенный Вьясой на четыре части — «Ригведу», «Яджурведу», «Самаведу» и «Атхарваведу». Веданта (санскр.) —завершение «Вед». «Веданта» —сборник священных текстов, примыкающих к «Ведам», являющихся их продолжением и развивающих идеи и философию «Вед») целители владели изощренными приемами водолечения, применения солнечных ванн, очистительных процедур и прочих натуропатических практик.
Наиболее совершенными во всех отношениях являются натуропати-ческие методики, практикуемые в Йоге ( Йога (санскр.) — единение, осознание единства. Древняя философско-практическая система целенаправленного совершенствования и расширения человеческого осознания вплоть до практического постижения им сущности мира, его устройства и абсолютного единства мирового бытия. В основе совершенствования высших аспектов осознания согласно йогическим концепциям обязательно должно лежать гармоничное развитие всех низших — «инструментальных» — составляющих человеческого существа — «плотного» (органического) и «тонкого» (энергетического) тел, низшего — логического — разума, или интеллекта, эмоциональной сферы, интуитивного разума и т. д.), поскольку они не только избавляют человека от болезней и устраняют всякую возможность рецидивов, но также открывают перед ним поистине неограниченные перспективы развития и самосовершенствования.
Данная книга посвящена лечебной практике Йоги — Йога-терапии. В изложении философских основ и физиологической подоплеки терапевтических методов использованы традиционные концепции, принятые в Йоге. Исключение составляют лишь те случаи, в которых необходимость ссылок на современную западную медицину и натуропатию диктуется краткостью или неясностью отдельных трактовок, даваемых «Йога-Шастрой» и «Аюрведой» («Шастра» — сборник классических трактатов по философии и практике Йоги. «Аюрведа» — сборник древних медицинских трактатов). Подобные пробелы в основном обусловлены тем, что целый ряд текстов был утрачен еще в древности и во времена средневековых войн.