3. Предварительные наставления включают наставления временные и духовные.
4. Сначала даются временные наставления, и они изложены в других писаниях.
[ФОРМУЛА ПРИБЕЖИЩА, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ]
5. Затем следуют духовные наставления. Начинаются наставления с формулы Прибежища и принятия решения, которые приводят к общению с Учителями.
[СЕМЬ ПОЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ТЕЛА]
6. Затем, как написано в трактате Общение с Вайрочаной , Выпрями туловище и прими позу Дордже. Сосредоточение ума на одном - путь, ведущий к Великому Символу.
7. Расположи ноги в позе Будды4, а кисти рук в горизонтальном положении на одинаковом уровне, ниже пупка5. Позвоночник должен быть выпрямленным. Опусти диафрагму6. Согни крючкообразно шею так, чтобы подбородок был прижат к адамову яблоку. Подними язык к нёбу.
8. Обычно умом управляют органы чувств. Особенно сильное влияние оказывает на него зрение. [Поэтому] не моргая глазами, не двигаясь, направь взор на расстояние пять с половиной футов.
9. Эти [то есть описанные выше семь положений для тела] называются Семь Методов Вайрочаны [то есть семь способов познания психофизических процессов].
Они являются пятиричным способом осуществления глубокой медитации с помощью физических средств.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОСТИГАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ СЕМИ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕЛА
10. Поза со скрещенными ногами регулирует вдохи. Поза равновесия уравновешивается жизненное тепло организма. Выпрямленный позвоночник и опущенная диафрагма регулируют нервный флюид, пронизывающий тело. Согнутая шея регулирует выдохи. При поднятии языка к нёбу и фокусировании глаз жизненная сила входит в срединный нерв.
11. Когда эти пять видов воздуха входят таким образом в срединный нерв, другие токи воздуха , контролирующие функции организма6, также входят в него, и тогда достигается мудрость в состоянии, при котором отсутствует познавание, иначе называемом спокойствие, неподвижность тела, или пребывание тела в естественном состоянии.
[ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]
12. Сохранение молчания после выведения мертвого воздуха [выдоха] называется спокойствием или бездеятельностью речи, или речью, пребывающей в ее естественном состоянии.
13. Не думай о прошлом. Не думай о будущем.
Не думай о том, что ты медитируешь. Не считай Пустоту как ничто.
14. На этой ступени не пытайся анализировать впечатления, получаемые через пять органов чувств и не говори: Это есть, этого нет . Но по крайней мере хотя бы недолго медитируй непрерывно, не шелохнувшись, подобно спящему ребенку, и сохраняя ум в
его естественном состоянии [то есть когда прекратились все мыслительные процессы].
СПОКОЙСТВИЕ УМА
15. Сказано:
При абсолютном прекращении образования мыслей и мысленных визуализаций, Сохранении тела спокойным, как у спящего
ребенка, Исполнении заповедей гуру со смирением и усердием Обязательно возникнет Одновременно рождающееся
Состояние.
16. Тилопа сказал:
Не создавай мысленных образов, не думай, не анализируй, Не медитируй, Не размышляй. Сохраняй ум в его естественном состоянии.
Адепт Учений, Юноша, Сияющий Лунным
Светом!, сказал:
Сосредоточение есть Путь всех Будд.
18. Это и есть спокойствие ума, бездеятельное состояние ума, то есть ум, пребывающий в его естественном состоянии.
[ЧЕТЫРЕ ПАМЯТОВАНИЯ]
19. Нагарджуна сказал:
О могучий, тебе было показано, что Четыре Памятования 5 являются воистину единственным Путем Буддб И ты неустанно и непрерывно помни о них. Если будет допущена небрежность,
все усилия достичь духовного совершенства
окажутся напрасными.
20. Это памятование сохраняется благодаря сосредоточению ума. В Абхидхарме сказано так:
Памятование - это сохранение в памяти приобретенного знания.
[Здесь заканчивается Часть I - Наставления для начинающих.]