Все гости Далай-ламы пристально смотрели на результаты сканирования мозга, которые выводились на экраны, расположенные в разных концах зала. Но какими разными были эти гости! С одной стороны сидели пять нейрофизиологов, объединенных верой в то, что физическими процессами, происходящими в мозгу, можно объяснить любые чудеса, не прибегая к духовным аспектам.
Напротив них сидели десятки монахов, исповедующих тибетский буддизм, в одеждах шафранового цвета, убежденных в том, что круглолицый молодой человек, находящийся среди них, является реинкарнацией одного из покойных учителей Далай-ламы, а другой – реинкарнацией монаха, жившего в XII веке, а сущность, которую мы называем разумом, это вовсе не проявление деятельности мозга, как утверждают нейрофизиологи.
Иными словами, это не была обычная научная конференция.
Но, хотя буддисты и ученые, которые в октябре провели пять дней в доме Далай-ламы в Индии, по-разному смотрят на проблемы реинкарнации и взаимоотношений разума с мозгом, они забыли о разногласиях ради общей цели. Они собрались под сенью Гималаев, чтобы обсудить одну из самых горячих тем нейрофизиологии – пластичность мозга.
Так называется недавно обнаруженная способность мозга менять свою структуру и функции, в частности расширяя или усиливая используемые участки и сжимая или ослабляя те, которые используются редко. Например, у пианистов, часто играющих арпеджио, отделы мозга, контролирующие указательный и средний пальцы, сливаются, видимо, потому, что, когда один палец очень быстро ударяет по клавише, второй делает то же самое почти одновременно, заставляя мозг считать два пальца одним. В результате такого слияния пианист не может шевелить этими пальцами по отдельности.
Но в последнее время ученые задались вопросом о том, может ли мозг меняться под действием чисто внутренних, ментальных сигналов. Здесь и появились буддисты. Их многовековая традиция медитации позволяет провести эксперимент и установить, могут ли мысли менять физическую материю мозга.
Из всех направлений современной нейрофизиологии нейропластика имеет самый большой потенциал для осмысленного взаимодействия с буддизмом , – говорит нейрофизиолог Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина. Далай-лама с этим согласился и предложил монахам на время открыть свой мозг науке.
Результатом стало сканирование, результаты которого Дэвидсон и показывал в Индии. Он сравнил мозговую деятельность добровольцев, являвшихся в медитации новичками, с мозговой деятельностью монахов, отдавших медитации более 10 тыс. часов. Они должны были предаться медитации сочувствия , порождающей чувство любви ко всему живому.
Мы пытались вызвать душевное состояние, при котором сочувствие заполняет весь мозг, не оставляя места для других мыслей, – говорит Мээтхью Рикард, буддистский монах из Непала, защитивший диссертацию по генетике.
Различие между новичками и монахами оказалось разительным, последние продемонстрировали резкое нарастание высокочастотной деятельности мозга, так называемых гамма-волн, во время медитации. Волны, которые считают главной характеристикой деятельности нейронов, связывающей воедино отдаленные участки мозга, являясь основой высшей умственной деятельности – например, сознания. У большинства монахов обнаружилось увеличение, которое никогда не описывалось в специальной литературе , – говорит Дэвисон, полагающий, что тренировки помогают мозгу подняться на более высокий уровень сознания.
Используя метод сканирования, который называется отображением функционального магнитного резонанса, ученые определили участки, активные во время медитации. Активность в левой лобной доле коры (отвечающей за положительные эмоции) забивала активность в правой лобной доле (отвечающей за отрицательные эмоции), чего никогда не отмечалось при чисто умственной деятельности. Участок, который включается при виде страданий, у монахов тоже оказался активнее, как будто монахи были готовы немедленно прийти на помощь тому, кто попал в беду.
Статья об этом на будущей неделе будет опубликована в трудах национальной Академии наук. Мы не можем исключить возможность того, что различия в функционировании мозга монахов и новичков существовали изначально, – говорит Дэвидсон. – Но тот факт, что у монахов, отдавших больше времени медитации, изменения существеннее, заставляет нас поверить в то, что изменения действительно связаны с ментальными упражнениями .
Таким образом, есть вероятность, что мозг, как и тело, можно изменять по своей воле. Точно так же, как аэробика формирует мышцы, ментальные упражнения формируют серое вещество, и ученые только начинают разбираться в этом.